Тема 1. Введение в анатомию центральной нервной системы

МОСКВА

Конспект лекций

Чудина Н.А., ЧУДИНА Ю.А.

Список лекций по акушерству

IV курс педиатрического факультета

Тема
Физиология менструальной функции. Физиологические изменения в организме женщин при беременности
Перинатальная охрана плода и новорожденного
Кровотечения во второй половине беременности
Кровотечения в последовом и раннем послеродовом периоде
Невынашивание, перенашивание беременности
Влияние вредных факторов на плод
Аномалии родовой деятельности
Узкий таз в современном акушерстве
Гестозы беременных
Родовой травматизм матери и плода
Кесарево сечение в современном акушерстве
Многоплодная беременность
Тазовое предлежание
Гипоксия плода. Асфиксия новорожденного
Послеродовые заболевания

 

Анатомия нервной системы человека

Пособие для студентов-психологов

Издательство Российского университета дружбы народов


Оглавление  
   
Тема 1. Введение в анатомию центральной нервной системы…...
Тема 2. Строение нервной ткани. Нервные элементы…………….
Тема 3. Строение спинного мозга…………………………………..  
Тема 4. Строение рефлекторной дуги, типы рефлексов…………..  
Тема 5. Ромбовидный мозг: строение продолговатого и заднего мозга……………………………………………………….  
Тема 6. Строение и функции среднего мозга……………………...  
Тема 7. Лимбическая система (строение и функциональное значение)…………………………………………………..  
Тема 8. Передний мозг (большие полушария, белое и серое вещество больших полушарий)………………………….  
Тема 9. Типы организации нейронов головного и спинного мозга (сетевидная, корковая, ядерная)…………………..  
Тема 10. Черепные нервы, расположение, состав и функции…….  
Тема 11. Спинномозговые нервы…………………………………...  
Тема 12. Строение вегетативной нервной системы……………….  
Тема 13. Проводящие пути спинного и головного мозга…………  
Тема 14. Образование и формирование нервной системы в филогенезе и онтогенезе………………………………….  
Тема 15. Вспомогательные элементы нервной ткани (нейроглия оболочки мозга, сосудистые элементы)…………………  
Тема 16. Строение и функции анализаторов. Распределение функций в коре……………………………………………  
Тема 17. Строение органа зрения, слуха и равновесия…………  
Указатель терминов………………………………………………….  
Литература…………………………………………………………...  

Анатомия – как наука. Что изучает анатомия ЦНС. Представления о нервной системе.

В биологии различают два основных раздела: морфологию и физиологию. Морфология изучает форму и строение, а физиология - жизнедеятельность и функции живых организмов. Анатомия является частью морфологии. Анатомия человекаэто наука о форме и строении, происхождении и развитии человеческого организма, его органов и систем.

Иерархия структурной организации человеческого тела.

Тело человека состоит из тканей, которые состоят из клеток. Клетка – это элементарная структурно-функциональная единица. Ткань – это совокупность клеточных образований, сходных по происхождению, строению, развитию и выполняемой функции. Выделяют несколько типов тканей: покровные, мышечные, соединительные и нервная. Ткани входят в состав органов. Орган – это анатомически обособленная часть тела, которая состоит из различных тканей исторически объединенных в целостные образования, специализированные для выполнения определенных функций. Например, сердце – состоит из соединительной, мышечной, нервной и эпителиальной ткани, которые «объединились» для сократительной функции. Органы объединяются в системы органов. Система органов – это совокупность общих по происхождению, строению и развитию органов, выполняющая определенные функции в организме.

Анатомия нервной системы является разделом анатомии человека. Анатомия нервной системы изучает строение и функции нервной системы. Нервная система - это система, которая управляет деятельностью различных органов и систем, составляющих целостный организм, осуществляет его связь с внешней средой, координирует процессы, протекающие в организме в зависимости от состояния внешней и внутренней среды.

Роль нервной системы в жизнедеятельности человека. Функции ЦНС.

Нервная система выполняет следующие функции:

1. Осуществляет регуляцию функций органов и систем органов организма;

2. Координирует деятельность всех органов и систем в зависимости от условий внутренней и внешней среды;

3. Обеспечивает взаимодействие с окружающей средой по адаптивному принципу (приспособление);

4. Контролирует внутриутробное развитие плода. Нервная система максимально экономно расходует энергию организма матери для благоприятного развития плода.

Функции неотрывно связаны со структурой, и исходя из принципа единства структуры и функций, для того, чтобы понять функцию необходимо изучить структуру.

Основные анатомические понятия и термины.

Анатомы пользуются обозначением перпендикулярных плоскостей, которые делят тело человека по толщине, высоте и длине. Выделяют три такие плоскости:

1.Сагиттальная плоскость - разделяет тело в вертикальном направлении на правую и левую части. Если данная плоскость проходит строго по середине, то ее называют медиальной [medialis] плоскостью, а части тела, расположенные справа и слева - латеральными [lateralis] (боковыми).

2.Фронтальная плоскость - делит тело на брюшную (вентральную) и спинную (дорсальную) части, то есть на переднюю [anterior] и заднюю [posterior] части. Фронтальные плоскости расположены параллельно лбу.

3.Трансверзальная плоскость - поперечная, горизонтальная плоскость разделяет тело на верхнюю [superior] (краниальную) и нижнюю [inferior] (каудальную) части.

Также различают наружные[externus] и внутренние[internus] части.

Методы исследования анатомии НС.

Метод расчленения – самый древний метод, используется для изучения строения тела человека и отдельных его органов и тканей еще древними врачами и исследователями.

Метод наполнения полых органов –состоит в наполнении полых органов различными затвердевающими массами с последующим получением слепков. Эти слепки служат наглядными пособиями при изучении строения данных частей тела или мозга.

Метод антропометрии (морфометрия) – этот метод заключается в измерении тела человека и его частей. При сопоставлении полученных величин рассчитываются различные показатели, индексы, которые широко используются для определения типов телосложения, относительных размеров той или иной части тела.

Метод структурной томографии. Суть томографических методов исследования – получение срезов тела, в том числе мозга, искусственным путем. Для построения срезов используется либо послойное просвечивание рентгеновскими лучами, либо улавливание излучения от изотопов, предварительно введенных в мозг. Этот методов позволяет по множеству томографических изображений срезов органа восстановить его структуру.

Методом пластической реконструкции. С помощью данного метода можно изготовить объемные модели органа или его части из тонких восковых пластинок определенной толщины. Этот метод состоит в том, что орган сначала помещают в различные среды (формалин, спирт, хлороформ, толуол), затем помещают в парафин, нарезают и окрашивают.

Гистологические методы. Для изучения особенностей клеточного строения органов используют методы окрашивания отдельной клетки и ее частей (тела, отростков). Участок ткани окрашивают и замораживают, а затем изучают под микроскопом.

Классификации нервной системы. По расположению в нервной системе выделяют центральную и периферическую части. Центральная нервная система (ЦНС) включает спинной и головной мозг. Периферическая нервная система (ПНС) включает нервные узлы, нервы и нервные окончания (рецепторы и эффекторы).

В нервной системе по функциям различают соматическую и вегетативную части. Соматическая нервная система управляет и контролирует мышцы тела и конечностей (скелетные) и кожу. Вегетативная нервная система (ВНС) управляет и контролирует активность всех внутренних органов и обеспечивает обменные процессы в организме.