Судебные органы

Временное правительство стояло на позиции восстановления принципов судебных Уставов 1864 г. Для этого предполагалось устранить в них поздние изменения и согласовать с происзошедшими переменами в государственном устройстве. Этим занималась Комиссия по восстановлению основных положений судебных Уставов.

Старая судебная система в основном удовлетворяла новое правительство и почти не была подвергнута реорганизации. Все судебные органы, введенные реформой 1864 г., были сохранены. Были упразднены особые суды: Особое присутствие Сената, рассматривавшее дела по политическим преступлениям, институт сословных представителей в судебной палате, Верховный уголовный суд. При этом сузились функции судебных палат и расширилась юрисдикция окружных судов.

Намного шире стал применяться суд присяжных. Теперь при формировании присяжных заседателей упразднялся имущественный ценз, но устанавливался ценз оседлости.

20 марта были введены новые требования к продолжительности стажа для замещения должностей в судебном ведомстве. Например, для того чтобы занять должности на уровне окружного суда или судебной палаты требовалось прослужить в суде или состоять присяжным поверенным от четырех до шести лет. Начались чистки рядов судебных деятелей. Правда, новая власть сразу столкнулась с принципом несменяемости, хотя на местах не особо стремились его придерживаться. Значительная часть новых судей рекрутировалась из адвокатской корпорации.

Законом от 11 апреля в структуре Сената вводился Высший дисциплинарный суд для рассмотрения дел о судьях всех инстанций.

С 3 марта в Петрограде были созданы временные суды в составе мирового судьи, представителей армии и рабочих. Их задача состояла в устранении конфликтов, вызванных революционными событиями. В основном это были кражи и нарушения уличного порядка. Суд мог назначить: выговор, замечание, внушение, денежное взыскание (до 10 тыс. руб.лей), арест (до трех месяцев), тюремное заключение (до 1,6 лет). Одновременно суд осуществлял надзор за законностью содержания лиц под стражей. Постепенно аналогичные суды стали создаваться и в других городах. Но уже 19 июля временные суды были ликвидированы.

Самые большие изменения коснулись системы мировых судов. В мае принимается Закон «О временном устройстве местного суда», включивший в состав мирового суда участковых и добавочных мировых судей. Членов мирового суда избирали волостные земские собрания и городские думы, утверждался их список мировым съездом. Мировые суды были созданы еще в 33 губерниях. Расширилась уголовная юрисдикция мирового суда. Был определен порядок рассмотрения особо важных гражданских и уголовных дел –– особым мировым присутствием с добавочным мировым судьей и двумя членами.

30 мая был издан Закон о создании суда по административным делам. В каждый уезд назначался административный судья. В губернских городах учреждались административные отделения при окружных судах. Высшей инстанцией выступал Первый департамент Сената. Административные судьи рассматривали жалобы и протесты на деятельность учреждений и лиц волостного и поселкового управления. Подсудность административных отделений окружных судов была шире: они рассматривали протесты и жалобы, во-первых, на учреждения и лиц местного, во-вторых, на деятельность правительственных комиссаров и подчиненных им лиц (за исключением губернских комиссаров), в-третьих, на решения административных судей. Сенат рассматривал жалобы на действия губернских комиссаров и на решения административных отделений окружных судов, а также разрешал «пререкания» между административными учреждениями и окружными судами.

Закон об административной юстиции должен был вступить в силу 1 июня 1917 г., но полностью реализован не был. В частности, возникли кадровые проблемы из-за нехватки кандидатов на новые судебные должности.

13 марта была проведена реформа военно-полевой юстиции. Были ликвидированы военно-полевые суды. Сначала эта мера распространилась на территории, не входившие в район театра военных действий. 13 июня эта мера была распространена повсеместно. Но 12 июля были созданы военно-революционные суды, которые должны были учреждаться каждый раз для рассмотрения воинского преступления. В этих судах практически отсутствовало право обвиняемого на защиту, устанавливалась чрезвычайно упрощенная процедура рассмотрения уголовных дел, приговоры не подлежали обжалованию. Военные суды сохранились, но в их заседаниях стали участвовать представители солдат и офицеров. В них вводился институт присяжных заседателей.

В сентябре 1917 г. были созданы полевые земельные суды, призванные разрешить дела о земельных спорах и беспорядках.

На прежних основаниях функционировалаи прокуратура и адвокатура. 16 июня были сокращены до трех лет сроки стажировки для поступления в адвокатуру.