Контрреформы 1880-х –– 1890-х г.г.гг.

1 марта 1881 г. на престол вступил Александр III. Он сворачивает реформы, ликвидирует целый ряд учреждений, созданных его предшественником. Комплекс действий по предотвращению дальнейшей либерализации режима получил названия «контрреформ», под которыми понимается в широком смысле консервативный политический курс российского самодержавия. Однако стоит обратить внимание, что эта политика охватила только те сферы, которые напрямую связанные с общественно-политической областью. В экономической сфере продолжилось поступательное развитие, проводились необходимые преобразования.

Коррективы либерального курса были вызваны стремлением не только сохранить самодержавие и остановить оппозицию, но и адаптировать преобразования прежнего царствования к конкретно-историческим условиям. А Поэтому преобразования Александра III могут рассматриваться как попытка преодолеть возникший конфликт между новыми, во многом заимствованными, институтами и традиционными отечественными институтами и представлениями. Общество оказалось не готово к внедрению западноевропейского опыта. Для него необходимы были условия, которые еще не сформировались в России.

В августе 1881 г. было издано «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». Согласно ему любая местность могла быть объявлена министром внутренних дел на положении усиленной или чрезвычайной охраны. Это давало право местным властям издавать обязательные постановления, закрывать торгово-промышленные и учебные заведения, запрещать собрания и деятельность органов печати, высылать «подозрительных» и «вредных» лиц в административном порядке. Положение вводилось сроком на три года, но периодически продлевалось и действовало до 1917 г. В 1882 г. была ужесточена цензура. Право закрывать печатные издания получило не только Министерство внутренних дел, но и обер-прокурор Синода. В 1884 г. ликвидируется университетская автономия, одновременно ужесточается полицейский контроль над студентами. В 1887 г. были введены ограничения на прием в гимназии детей лакеев, прачек, мелких лавочников и т.д.

Был принят ряд мер, направленных на пересмотр судебных Уставов. В 1885 г. ограничивается несменяемость судей. Закон 20 мая 1885 г. позволял уволить судью за упущения по службе или перевести в другую местность. В составе Сената образовывалось специальное Дисциплинарное присутствие, к которому перешло право увольнения или перемещения должностных лиц судебного ведомства. В 1889 г. был повышен имущественный ценз для присяжных заседателей. Из компетенции суда присяжных изъяли часть дел, в первую очередь все виды преступлений, связанных с сопротивлением властям. При этом расширялась подсудность суда с сословными заседателями. В судах ограничили публичность заседаний.

Самой крупной реформой стало преобразование в 1889 г. местного суда. Опыт первых пореформенных десятилетий показал, что мировым судьям не удалось обеспечить в сельской местности правопорядок, задуманный реформой 1864 г. Поэтому на большей части территории страны они были ликвидированы. Сохранился мировой суд только в крупных городах (Казани, Нижнем Новгороде, Саратове и др.), где для него имелись условия. Вместо мировых судей вводилась непростая система органов. Одни являлись исключительно судебными: городской судья и уездный член окружного суда. Другие имели как судебную, так и административную компетенцию: земские участковые начальники, уездные съезды и губернские присутствия.

Земскому участковому начальнику были подсудны дела, которые ранее составляли компетенцию участковых мировых судей, за некоторыми исключениями. Одновременно он выступал как орган исполнительной власти, наделенный целым рядом административных функций, причем он являлся органом надзора за всем крестьянским управлением и волостными судами. В городах были учреждены должности городских судей. Городской судья –– это тот же участковый мировой судья, но назначенный министром юстиции и бессрочно. Дела, которые по судебным уставам были отнесены к подсудности мировых судей, но теперь выходили за пределы компетенции земских участковых начальников и городских судей, были переданы уездным членам окружного суда, назначаемым министром юстиции.

Апелляционной инстанцией для дел, рассмотренных земскими участковыми начальниками и городскими судьями, являлся уездный съезд в составе уездного предводителя дворянства, уездного члена окружного суда, почетных мировых судей, городских судей, земских начальников уезда. Кассационной инстанцией для этих дел выступало губернское присутствие. Его судебный состав образовывали губернатор, губернский предводитель дворянства, вице-губернатор, прокурор окружного суда или его товарищ и два члена окружного суда. Для дел, рассмотренных уездным членом окружного суда, апелляционной инстанцией был окружной суд, а кассационной –– Сенат.

В 1889 г. произошли изменения в организационно-правовом статусе волостного суда. Теперь волостные суды состояли из четырех судей, отобранных земским начальником. Один из них назначался уездным съездом председателем. Более определенными стали требования к судьям и процедура обжалования решений волостного суда.

12 июня 1890 г. было принято новое Положение о губернских и уездных земских учрежденияхорганах самоуправления. По нему в земствах увеличилось число дворянских представителей. В земских учреждениях стали работать только те крестьяне, которых назначал губернатор. Земские органы самоуправления, не без влияния идей государственной теории самоуправления, были теснее увязаны с государственными учреждениями. Заимствованное из Пруссии деление избирателей на три разряда в России не прижилась. В связи с этим в 1892 г. вводится новый порядок –– все избиратели соединялись в одно собрание, которое избирало гласных городской думы. При этом был повышен имущественный ценз. Отдавалось предпочтение владельцам городской недвижимости (стоимостью от 300 руб.лей до 3 тыс. рублей.). Из городских избирателей исключались низшие слои –– приказчики и мелкие торговцы. Для мелких городов вводилось «упрощенное управление», лишь внешне похожее на местное самоуправление. Итогом правительственных мер стало ограничение самостоятельности земств и органов городского самоуправления. Для контроля за ними в 1892 г. было создано губернское по городским и земским делам присутствие.