Реформы системы образования и цензуры

Развитие индустриального общества требовало отмены сословных ограничений. Развивавшаяся промышленность нуждалась в массовой квалифицированной рабочей силе, что требовало решительного расширения начального образования. Все это и обусловило реформы системы просвещения. В 1863 г. был утвержден новый Университетский устав, который предоставил университетам довольно широкую автономию, включая выборность ректоров, деканов и профессоров с последующим утверждением их в должности министром народного просвещения. Школьная реформа (1864 г.) утвердила принцип всесословности при получении среднего образования. В 1869 г. были открыты высшие женские курсы университетского типа в Петербурге (высшие Бестужевские курсы), а затем в Москве, Киеве и Казани. Начали работать врачебные женские курсы.

В 1864 г. был утвержден новый устав гимназий и прогимназий (дававших неполное среднее образование), вводивший в средней школе всесословный принцип обучения, открыты были и женские гимназии. В том же 1864 г. утверждено «Положение о начальных народных училищах». Следствием данных преобразований стала демократизация системы образования, появление возможности у представителей низших сословий на получение образования.

Либерализация нашла свое проявление в цензурной политике. Правда, действия носили неоднозначный характер. В 1863 г. цензура была передана в Министерство внутренних дел, в составе которого было создано Главное управление по делам печати, что несколько ужесточало цензурный надзор. При этом, спустя два года, 6 апреля 1865 г., были утверждены новые Временные правила о цензуре, которые отменяли предварительную цензуру на книги объемом более 10 печатных листов, хотя для массовой литературы (все, что по объему менее 10 листов) предварительная цензура сохранялась. Периодическая печать (газеты, журналы) с разрешения министра внутренних дел тоже освобождалась от предварительной цензуры, но за опубликование чего-либо преступного, с точки зрения правительства, авторы и издатели могли быть привлечены к судебной ответственности, а при обнаружении «вредного направления» –– подлежали административной ответственности (предостережению, штрафу). А в 1873 г. министр внутренних дел получил право своим распоряжением приостанавливать выпуск любого издания, затрагивавшего вопросы государственной важности, оглашение которых противоречит интересам государства.

Церковь в системе государственного управления. Либеральные реформы середины XIX в. не изменили значения Церкви, которая оставалась средством воспитания населения и идеологического контроля. Обеспечение этой функции требовали разветвленного аппарата церковного управления. Непосредственно церковными делами управлял Синод. Его членов –– церковных иерархов и обер-прокурора, фактически возглавлявшего Синод, назначал император. Синод сохранил свой статус органа отраслевого государственного управления. Вся территория империи делилась на церковные округа –– епархии, как правило, совпадавшие с губерниями, которыми управляли архиереи (епископы). Низшей административно-церковной единицей был церковный приход с приходским священником и штатом его помощников (дьяконов и церковных служителей). Приходской священник являлся нравственным наставником и воспитателем прихожан, моральным арбитром в их взаимоотношениях, а также семейных делах.

Делами других христианских конфессий –– христианских, но не православных (католической, протестантской и т.д.), а также других религий (также мусульманской, иудейской, буддийской и др.) занимался департамент духовных дел Министерства внутренних дел.

Положение государственной религии предопределяло и возложение на Церковь ряда государственных функций, а также финансирование ее из государственного бюджета. При поступлении на государственную службу обязательна была религиозная присяга. На Церковь возлагалось ведение актов гражданского состояния, брак был церковным (заключался и регистрировался в церкви). Конфликты между супругами, родителями и детьми, дела о расторжении брака рассматривались в церковных судах по церковному (каноническому) праву. Преступления против веры стояли на первом месте в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных и рассматривались как тяжелые государственные преступления. Церковное наказание (эпитимия) могло быть наложено за проступки против веры и нравственности не только на духовных лиц, но и на мирян. Для чиновников и офицеров оно влекло за собой, как правило, увольнение с должности.

Во всех учебных заведениях от начальных народных училищ до университетов обязательным было преподавание Закона Божия. Архиереи председательствовали в губернских училищных советах и входили в состав попечительских советов учебных округов, осуществлявших надзор за университетским образованием. Церковь содержала свои начальные церковно-приходские школы для низших слоев народанаселения. Помимо общей цензуры существовала и духовная цензура.