Каноническое право и пределы церковной юрисдикции

Основными источниками церковного права во второй половине XVII в. являлись Соборное уложение (Гuл. XII-––XIII), Стоглав, Кормчая книга 1653 г.и постановления церковного Собора 1667 г.Среди нихособое значение имели новая Кормчая 1653 г. и постановления Собора 1667 г.

Кормчая книга была составлена на основепереработанных и сверенных с древнейшим греческим Номоканоном старых русских рукописей Кормчей и включала в себя 70 глав, разделенных на две книги. В результате церковной реформы из новой Кормчей были изъяты все русские церковные правила, постановления Стоглава и других церковных соборов. Кормчая состояла из решений все­ленских соборов, апостольских правил, церковных заповедей святых, извлечений из новелл императоров, отрывков из Моисеева Закона, Закона Судного людем, Прохирона, глав о браке из Эк­логи и других брачно-семейных узаконений, а также положений церковных уставов, например, о правилах поведения монахов и монахинь и т. п.

Целью московского Собора 1667 г., созванного по указу царя, было приспособление правил греческого Номоканона к потребностям русской церкви. На нем духовенство добилось некоторых уступок от правительства в части пересмотра положений Ггл. XII и XIII Соборного Уложения о церковном суде и Монастырском приказе, которые ограничивали церковную юрисдикцию.

Согласно постановлению Собора патриарх и архиереи в своих епархиях вновь получали право духовного и светского су­да. Однако юрисдикция новых церковных судов по сравнению с положениями Стоглава была значительно ограничена. В компетенцию духовного суда, на котором председательствовали духовные лица, входило лишь рассмотрение связанных с верой дел священников и монахов, а также дела по завещаниям, бракам и разводам. Светские суды под председательством патриарших и архиерейских бояр могли разбирать только духовные дела мирских людей., в основном – между мужским и женским полом. Все прочие дела, которые по Стоглаву ранее были подведомственны патриаршему и архиерейскому суду, остались в юрисдикции Монастырского приказа (под давлением церкви в 1675 г. он все же был упразднен). Согласно гГл. XIII Уложения, он рассматривал гражданско-правовые споры между духовными и светскими лицами, монастырями, монастырскими людьми и церковными приходами.

Растущее влияние государства сказалось и на постановлении Собора о запрете постригать в монашество и принимать в состав белого духовенства боярских людей и крестьян без разрешения их владельцев, потому что священнический сан освобождал их от государственного тягла и давал свободу, равно как и их детям, рожденным после по­священия. Дети, рожденные до посвящения, оставались в крепостном состоянии.

В целом церковные узаконения Собора не выходили за рамки положений Соборного Уложения и греческого Номоканона. Последнее отразилось на том, что установления Собора 1551 г. были признаны неправильными и подлежали отмене.