Правовой статус сословий
В официальных документах второй половины XVI в. население страны делилось на служилых людей, духовенство, тяглых людей и холопов,что отражало сословную организацию общества.
Сословия нельзя смешивать с классами. Сословия –– это понятие правовое. Сословный статус тех или иных групп населения юридически закреплялся государством на основе специфики их профессиональной деятельности, в законе фиксировались права, обязанности и привилегии представителей каждого сословия. Классы –– понятие не правовое, а социально-экономическое. Классы, например, феодалов и феодально-зависимых крестьян, формировались в соответствии с их отношением к средствам производства, и отличались долей получаемого общественного продукта и своим местом в обществе.
Сословие служилых людей составляли служилые люди «по отечеству» и «по прибору». К первым относились высшие представители служебной иерархии: чины думные –– бояре, окольничии, думные дворяне, затем шли чины служилые московские –– стольники, стряпчие, дворяне московские, жильцы, наконец, –– чины провинциальные (городовые или уездные) –– дворяне выборные (наиболее зажиточные), дети боярские дворовые и дети боярские городовые. К служилым людям «по прибору» относились стрельцы, казаки, пушкари, воротники и т.д. В них могли записываться все свободные люди, включая дворян, многие из которых охотно шли в казаки.
Бояре составляли аристократическую элиту служилого сословия. Их численность была невелика –– 30-––40 человек. В период опричнины их количество уменьшилось до 17 человек. Дворяне составляли основу служилого сословия и опору трона. По соборному «приговору» 1549 г. они были освобождены от подсудности бояр-наместников и перешли под непосредственную юрисдикцию царя. За службу они сначала пожизненно, а к XVII в. и наследственно «испомещались» на землю, населенную крестьянами. Бояре и дворяне составляли класс феодалов.
Духовенство также относилось к классу феодалов, т.к.так как Церковь являлась крупнейшим землевладельцем, в церковном владении находилось не менее 30-––40 % всех пашенных земель. Монастырские земли не делились между монахами и не передавались по наследству., т.к.так как монашество соблюдало обет целибата (безбрачия).. Как сословие духовенство было освобождено от налогов, повинностей и государственной службы.
Тяглые люди, по существу, представляли два сословия: посадские тяглые люди (горожане) и сельские тяглые люди (крестьяне). Горожане, или посадская община официально делились на «лучших», «средних» и «молодших» людей в зависимости от размеров имущества и платежеспособности. Ремесленники и торговцы объединялись в «братчины», «сотни» и «ряды», представлявшие собой своеобразную цеховую организацию. Высшее московское купечество –– гости вели оптовую «заморскую» торговлю и организовывались в корпорации «сурожан» и «суконщиков», торговавших соответственно с Востоком и с Западом. Гости являлись главными поставщиками царского двора, а нередко и его кредиторами.
Посадское население проживало в белых, черных и казенных (ямских, пушкарских, стрелецких и др.) слободах. Белые и казенные слободы были освобождены от посадского тягла и повинностей. Население черных слобод при малейшей возможности старалось перебежать в белые слободы и стать закладниками их владельцев, что уменьшало налоговые поступления в казну.
Крестьяне составляли основную массу податного населения. Они делились на монастырских, частновладельческих, черносошных (государственных) и дворцовых. Частновладельческие и монастырские крестьяне строили свои отношения с землевладельцами на арендной основе, и крестьянин нес повинности в пользу господина: либо барщину («издолье»), либо денежный или натуральный оброк.
Холопы представляли особую категорию лично зависимого населения. Ко второй половине XVI в. полное холопство практически было вытеснено кабальным, которое прекращалось со смертью господина, при этом холоп получал право на заработанное имущество. Кабальные холопы не подлежали отчуждению, их дети оставались свободными.
Среди холопов существовала особая категория докладных или больших холопов, наследственных боярских слуг (ключников, тиунов и т.д.), которые управляли отраслями вотчинного хозяйства. Докладными они назывались потому, что оформление холопства осуществлялось в особом процессуальном порядке, докладе, посредством составления специальной грамоты в присутствия свидетелей.