Социальная структура новгородского общества

Предпосылки образования феодальных республик

В период феодальной раздробленности северо-западный регион отличался своеобразием сочетания основных источников власти (городское народное собрание, бояре, князь), которое определило особенности государственно-политической организации находившихся в этом регионе русских земель –― Новгородской и Псковской.

До прихода в эти земли славянских племен, они были заселены преимущественно финноязычными народами: водью, ижорой, емью, карелами, чудью. Становление первых протогосударственных образований на этой территории происходило в условиях тесного взаимодействия славянского и финского элементов, с постепенной ассимиляцией финских племен. Возникновение и развитие Новгорода было результатом компромиссов, заключаемых между представителями различных этнических групп, что приводило к усилению договорных начал в общественной жизни Новгорода. Следы соединения нескольких общин в одно политическое целое проявлялись и в более позднее время в государственно-политической организации Новгородской республики.

Территория северо-западных русских земель отличалась малым плодородием почв, в связи с чем большее развитие получили рыболовство, охота, ремесла, бортничество, животноводство и торговля. Эта особенность хозяйственной организации обусловила дополнительные источники политической силы городов и городских народных собраний.

Новгород располагался на берегу реки Волхов, вытекавшей из озера Ильмень. Дальнейший путь по Волхову через Ладожское озеро и Неву выводил в Балтийское море. Через территорию Новгородской земли проходили важные маршруты, соединявшие торговые центры Балтийского моря с рынками Черного и Каспийского морей. Активные торговые контакты с иноземными купцами приводили к появлению постоянных поселений иноземцев на территории Новгорода. Уже на рубеже XI―-XII вв.еков в Новгороде существовал Готский двор (фактория купцов с острова Готланд), а в г. Висбю на Готланде было основано новгородское подворье, где останавливались для торговли русские купцы. Позднее, в связи с установлением торговых связей с Любеком и другими немецкими городами, в Новгороде появился Немецкий двор, объединявший ганзейских купцов.

Эти объективные предпосылки получили дополнительную стимулилу в начале XII в.ека в связи с участившимися княжескими усобицами и частыми сменами князей на новгородском столе. В периоды между уходом одного князя и приглашением другого новгородцы выбирали собственного посадника вместо назначаемого княжеского. Постепенно этот порядок укрепился и от нового князя стали требовать признания избранного горожанами посадника. По летописным данным, впервые своего посадника новгородцы избрали в 1126 г.оду и с тех пор посадник уже представлял не интересы княжеской власти, а интересы городской общины.

По мере роста богатого Новгорода князья стали стремиться занять новгородское княжение, а новгородцы получили возможность выбирать среди нескольких претендентов, связывая призвание князя с определенными условиями, ограничивающвшими его власть. Таким образом, в Новгородской земле постепенно складывалась особая система государственно-политического устройства, при котором княжеская власть была оттеснена на задний план городским народным собранием и крупными боярскими родами, представители которых занимали высшие посты в государстве. Такое устройство получило название «феодальная республика». В 1136 г. новгородцы изгнали своего князя Всеволода Мстиславича и добились политической независимости. Это событие считается началом самостоятельного существования Новгородской республики. Внутри Новгородской земли шел процесс обособления богатого и самостоятельного Пскова. В середине XIV в.ека этот процесс получил юридическое оформление, когда в 1348 г/.оду был подписан Болотовский договор, по которому новгородские бояре отказались от права посылать в Псков своих посадников. Так на северо-западе Руси возникла еще одна феодальная республика ―– Псковская.

В Новгородской республике трудно выделить сословные группы, поскольку юридически не выделялись различия в правах и обязанностях. Деление новгородского общества осуществлялось по имущественному критерию. Все мирское, светское население делилось на старейших (вятших, больших) и молодших (меньших, черных) людей.

Верхушкой новгородского общества являлось боярство. В отличие от других русских земель, где бояре происходили из состава старшей дружины, в Новгороде боярство было образовано местной знатью, наиболее влиятельными родами в тех общинах, из которых образовался Новгород. Другой особенностью новгородского боярства являлась его более широкая хозяйственная деятельность. Новгородские бояре были не только были крупными землевладельцами, но также торговцами и промышленниками. Со своих владений они поставляли новгородским купцам те товары, которые служили предметом экспорта, также активно они занимались ростовщическими операциями.

Наиболее влиятельные боярские роды контролировали всю систему высших государственных должностей Новгородской республики. К примеру, должность посадника на протяжении всего периода независимости Новгорода занимали представители только пяти боярских родов.

Следующее место в социальной иерархии занимали житьи люди, ― средние землевладельцы. Эта группа горожан не имела доступа к высшему управлению, однако среднее звено государственных должностей формировалось именно ими. Житьи люди нередко занимали должности старост улиц, участвовали в посольствах, видимо, составляли основу новгородского ополчения, поскольку после падения Новгорода, во время переселения московскими властями житьих людей, их записывали не в посадские городские общины, а в служилые люди с поместным окладом.

Мелкие землевладельцы –― своеземцы –― на социальной лестнице стояли значительно ниже житьих людей, будучи по своему статусу близки к крестьянам. В отличие от крестьян, своеземцы имели земельные участки в своей собственности, обрабатывая их своим трудом или сдавая в аренду крестьянам-половникам.

Торговое население Новгорода именовалось купцами. Купечество было неоднородной группой, подразделяясь на более мелкие корпорации («сотни») в зависимости от размера капиталов. Для вступления в самую влиятельную купеческую организацию – «Иванское сто» (купеческое общество при церкви св. Иоанна Предтечи) – требовался вклад в размере 50 гривен серебра[213]. Купеческие общества получали широкие права самоуправления и суда, избирая своих старост, ведавших текущими делами и представлявших интересы своей общины («сотни») перед органами власти.

Основное население Новгорода составляли черные (молодшие) люди, мелкие торговцы и ремесленники, несшие на своих плечах основную тяжесть государственных податей и повинностей (по строительству городских укреплений, церквей, дорог и мостов, участию в ополчении). Несмотря на то, что молодшие люди имели право участвовать в вечевых собраниях, их представители не могли быть избраны на высшие государственные должности. Эта особенность государственно-политического устройства Новгорода позволяет большинству исследователей рассматривать Новгородскую республику как боярскую (аристократическую).

Основную массу сельского населения Новгородской земли составляли крестьяне-общинники, ― смерды, сидевшие на государственной землие и несшиеобязанныеости перед гоударством (податями и повинностями) государству. По мере развития феодальных отношений в среде сельского населения увеличивалась доля феодально-зависимых крестьян. Среди них крупнейшими группами были закладники и половники.

Закладниками становились крестьяне, вышедшие из состава общины и поступившие в зависимость к феодалу-землевладельцу. Чтобы привлечь к себе зависимых людей, феодалы предлагали таким крестьянам более легкие, в сравнении с государственными, повинности. Половниками называли крестьян, которые обрабатывали господскую землю из доли урожая (исполу). Доля урожая, которую зависимый крестьянин должен был отдавать собственнику земли, не всегда определялась в половину, нередко это была одна третья или одна четвертьая. К числу половников относят изорников (занимавшихся земледелием), огородников (занимавшихся огородничеством) и кочетников (занимавшихся рыболовством). Поскольку закладники и половники уплачивали подати не государству, а своему феодалу, они подлежали вотчинному суду землевладельца. Постепенно в новгородской земле появляется ограничение права ухода половников от своего господина –― половникон мог уйти только на Филиппьево заговенье (14 ноября по старому стилю), при этом полностью рассчитавшись по долгам с господином.(Просьба уточнить: Филиппово заговенье – это начало Филиппова, или Рождественского, поста, учрежденного РПЦ после раскола в 17 в.)

Наибольшими ограничениями правоспособности отличалось правовое положение холопов. Несмотря на то, что холопы являлись несвободными, они не были полностью лишены правоспособности, а после смерти господина, как правило, освобождались.

Духовенство делилось на черное (монашествующее) и белое (приходское). В отличие от других русских земель, на северо-западе приходские священники приглашались местной светской общиной на основании договора. Приглашенный в приход священник получал от общины жалованье («ругу») за исполнение своих функций, а в том случае, когдаесли же он не устраивал прихожан, на его место призывался другой. Духовенство нескольких церквей объединялось в духовную корпорацию, образуя собор. Духовенство собора выбирало из своей среды двух церковных старост, управлявших делами корпорации.

Черное духовенство полностью отстранялось от мирской жизни, посвящая себя служению Богу в монастырях. Перед смертью многие новгородцы передавали часть своего имущества в качестве вклада в монастырь. При этом монастырская община брала на себя обязательство совершать поминальные службы по дарителю и его родственникам, указанным во вкладной грамоте. Неудивительно, что некоторые монастыри превратились в крупных землевладельцев, на землях которых трудились изорники, огородники, кочетники.

Монашествующее духовенство формировало церковную иерархию, однако и здесь сказались особенности новгородской вольницы: глава новгородской епархии избирался народным собранием.