Древнерусская государственность как начало российской государственности

 

В IX-––XI вв. на обширной территории Восточной Европы все более активно разворачивается процесс формирования значительного по размерам, сильного в военном отношении, набирающего политический авторитет и обеспечивающего достаточно устойчивое общественное развитие Древнерусского государства. Это имело существенное значение для международной обстановки конца I –– начала II тысячелетия н. э., поскольку создавало оборонительный рубеж между Западом и Востоком, усиливало натиск на Византию, способствовавший ослаблению последней (что вкупе с крестовыми проходами привело в XV в. к прекращению ее существования), наконец, фактически завершало оформление «ареала» раннесредневековой западной цивилизации. Русь IX –– начала XIII вв. может, с несомненно,стью рассматриваться в качествекак государствао европейского или, если быть более точнымее, провинциально-европейского типа.

Древнерусское государство оказалось колыбелью древнерусской народности, ставшей основой трех современных славянских народов –– русского, украинского и белорусского.

Образование Древнерусского государства также знаменует собой начало российской государственности. Еще сравнительно недавно эта мысль выглядела весьма банальнойбыла общепринятой, однако в последние десятилетия появилось немало трудов, в которых доказывается прямо противоположное. Прежде всего, это относится к современной украинской историографии. Так, автор работы «Свою Украину любите» П. П. Кононенко с полной серьезностьюпытается доказываетать, что Киевская Русь к России не имеет к России ни малейшего отношения, что Украина древнее России, так как ее государственность возникла раньше. П.Кононенко с уверенностью заявляет, что Россия принадлежит Азии, тогда как Украина–Европе[153]. Такие попытки вполне понятны: не обладая пока прочным фундаментом собственной государственности, Украина (точнее, часть ее политической элиты) пытается найти его хотя бы в истории.

Однако очевидная, в общем-то, мысль о существовании множества истоков российской государственности, в том числе, действительно имеющих и азиатское происхождение, никоим образом не дает оснований для проведения какой-либо резкой разграничительной черты между Киевской Русью и Россией.

 


Глава 5. Источники русского права X-––XVIII вв.еков

 

§1. Источники светского права

§2. Источники церковного права

 

***

Русское средневековье является одним из наименее изученных периодов отечественной истории, что объективно связано с незначительным количеством сохранившихся источников. Наряду с этим средневековое русское право являлось удивительно богатой и разнообразной сферой духовной жизни человека, имевшей уникальную логику построения и реализации. Самобытность, неповторимый колорит этой правовой системы находит выражение не только в той системе правовых институтов, которую мы восстанавливаем на основе сохранившихся источников познания древнерусской жизни, но и в своеобразной системе источников права. В многообразии источников права периода X-––XVIII вв.еков определенные их группы могут быть выделены только со значительной степенью условности, поскольку представление о какой-то системе источников и их иерархии еще не было сформировано. Тем не менее, для изучения истории права упорядочивание разнообразных источников права, существовавших в то время, необходимо.

Источники русского права этого периода по своему происхождению и сфере действия условно могут быть разделены на две большие группы: – светские и церковные. Появление первых связано с деятельностью светских властей, а их регулирующее воздействие направлено, прежде всего, на сферу общественных отношений, относящихся к светскому суду, то естьт.е. суду, реализуемому светской властью (народным собранием, князем, княжескими слугами и т.п.). Происхождение церковных источников права связано, за немногими исключениями, с деятельностью церковных властей, а их сфера компетенции охватывает вопросы, подлежащие ведению церковного суда. В течение всего периода X-––XVIII вв.еков светские и церковные источники права сосуществовали и взаимно дополняли друг друга, образуя целостную систему правового регулирования общественных отношений.