Проекты конституции России.
Теперь посмотрим на проекты Конституции России. Можно проследить определенную линию преемства между различными проектами Конституции. Как отмечалось выше, основная конкуренция шла между проектами Конституционной комиссии и Президента. Рассмотрим эволюцию первого.
Проект Конституционной комиссии. Первый вариант проекта, предъявленный широкой общественности в ноябре 1990 г., конечно же, представлял собой весьма сырой документ. Недоработка проявлялась прежде всего в том, что сам он не представлял из себя нечто единое. В опубликованном тексте приводились различные варианты одних и тех же статей, были и различные варианты разделов. Тем не менее обращала на себя внимание его новизна, это был действительно проект совершенно нового конституционного акта, пронизанный идеями прав человека и правового государства.
Согласно проекту Конституция должна была состоять из семи разделов: Основы конституционного строя Российской Федерации; Права, свободы и обязанности человека и гражданина; Гражданское общество; Федеративное устройство; Система государственной власти; Заключительные положения; Переходные положения. Проект предусматривал широкую номенклатуру прав и свобод как политических, так и социально-экономических. В отношении федеративного устройства предполагалось деление России на национальные республики и федеральные территории, что говорило о неравноправности субъектов Федерации. Кроме того, документ еще предусматривал вхождение Российской Федерации в обновленный Союз.
Наибольшей вариативностью отличался раздел Конституции, посвященный системе государственной власти. Эти варианты, можно сказать, уже в зародыше содержали пламя будущей войны Президента и народных депутатов. Вариант "А" предусматривал создание парламентарной республики с весьма скромными полномочиями Президента. Он даже именовал его весьма просто: "глава исполнительной власти". Вариант "Б" говорил, что "Президент является главой государства" (п. 1 ст. 5.3.1Б). Этот вариант предусматривал создание смешанной президентско-парламентской республики по типу пятой республики во Франции.
Проект Конституции, одобренный в основном VI Съездом народных депутатов в апреле 1992 г., представлял собой уже полноценный документ, наименование разделов которого мало чем отличалось от первоначального варианта. Он сокращал их число до шести, переходные положения переставали быть особым разделом, а раздел пятый получил новую формулировку: "Система государственной власти. Основы местного самоуправления". В проекте получила развитие идея сильного социального государства со всеми вытекающими из этого последствиями. Раздел, посвященный федеративному устройству, содержал действовавший на тот момент Федеративный договор, также с вытекавшими из этого договора последствиями в виде неравенства субъектов Федерации. Форма правления - смешанная, полупрезидентская республика, но с сохранением существенных прерогатив Верховного Совета - федерального парламента (ст. 83 проекта) - в вопросах назначения и увольнения с постов председателя правительства и министров. Президент являлся высшим должностным лицом и возглавлял исполнительную власть Российской Федерации (п. 1 ст. 92 проекта).
В дальнейшем этот проект подвергался редакционным правкам вплоть до лета 1993 г. Так, в виде особого приложения к нему появился текст Федеративного договора, в текст проекта внесли положение о равноправности палат Верховного Совета, Президент уже именовался главой государства, уточнялось его положение как главы исполнительной власти, теперь он возглавлял всю систему исполнительной власти в Федерации.
Проект Президента. В мае 1993 г. появился проект, подготовленный президентской администрацией. Проект имел три раздела. Первый содержал восемь глав: Общие положения; Права и свободы человека; Граждане Российской Федерации; Российская Федерация; Президент Российской Федерации; Федеральное Собрание; Правительство Российской Федерации; Правосудие; Местное самоуправление; Конституционные поправки и пересмотр Конституции. Второй раздел включал текст Федеративного договора, а третий раздел представлял собой переходные положения.
Уже то, что глава четвертая, посвященная Президенту Российской Федерации, предшествовала главе о Федеральном Собрании (проект Комиссии на первое место ставил парламент), говорило о многом. Этот проект исходил из идеи президентской республики с преобладанием исполнительной власти, возглавляемой Президентом, над властью законодательной и судебной. Можно сказать, что этот проект содержал даже определенные элементы абсолютизма, поскольку объявлял Президента арбитром в спорах между государственными органами РФ и ее субъектами (ч. 1 ст. 80 проекта). Как известно, президентский проект был доработан Конституционным совещанием в сторону смягчения многих его одиозных формулировок и послужил основой для ныне действующей Конституции.
Впрочем, работа над текстом Конституции продолжалась вплоть до ноября 1993 г.
Проекты и Конституционной комиссии, и Президента содержали преамбулы.
* * *
Бурные события тех лет ознаменовались выдвижением проектов различных частных лиц, политических партий и групп депутатов. Все они отражали, если можно так сказать, процессы, протекавшие в сознании людей, вызванные самыми разрушительными за последнюю двухвековую историю России реформами. В определенном смысле эти проекты интересны как свидетельства эпохи, можно даже говорить о том, что некоторые их идеи и формулировки проникли в официальные документы, тем не менее не приходится говорить о сколько-нибудь сильном их влиянии на ход конституционной реформы в России.
Глава XIII. ИСТОРИЯ РУССКОГО ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
§ 1. Источники русского гражданского (частного) права. § 2. Лица в русском гражданском праве. § 3. Русское брачно-семейное право. § 4. Русское наследственное право. § 5. Русское вещное право. § 6. Русское обязательственное право. § 7. История русского торгового права.
§ 1. Источники русского гражданского (частного) права
Дуализм права, его деление на нормы ius publicum и ius privatum, не был известен русскому праву изначально. Вообще, надо заметить, подобная классификация есть результат работы ученой мысли, доктринальной разработки права. Поэтому в российском праве до XVIII в. нельзя найти источники, которые служили бы формой выражения исключительно норм частного или публичного права. Вплоть до Петра Великого законодатель не издает актов, имеющих строгую отраслевую направленность. Поэтому практически все крупные памятники права допетровской Руси представляют собой акты смешанного содержания, где наряду с нормой частного права можно встретить норму публичного права. Другая особенность источников гражданского права допетровского периода - их крайняя бессистемность. В более или менее удобоваримую форму они приводятся посредством инкорпорации только в т. X Свода законов Российской империи. Да и то система т. X была далека даже от институциональной - образцовой для систематизации гражданского права начала XIX в. Отсутствие кодификации гражданского права ощущалось остро, но, несмотря на эту остроту, первый отечественный кодекс издается только большевиками в 1922 г. Впрочем, к 1906 г. в России был подготовлен проект Гражданского уложения, принятие которого оказалось невозможным даже в условиях конституционной монархии. Советский Кодекс 1922 г. нес на себе неизгладимый отпечаток марксистской идеологии.
Еще одна особенность источников гражданского права в России заключалась в том, что вплоть до 1920-х гг. наряду с официальным, т.е. государственным, законодательством существовала целая система неофициального права - обычая, который в большинстве случаев даже не был формализован! Добавьте к этому известную мозаичность правовых порядков различных частей Империи до 1917 г., и картина усложнится во много раз. Традиционные правовые порядки инородцев: шариат мусульман, сепаратные правовые системы Великого княжества Финляндского, Остзейских губерний, Царства Польского, даже свой правовой порядок двух губерний: Полтавской и Черниговской - все это необходимо учитывать при изучении истории источников гражданского (частного) права России.