Систематизация и кодификация советского законодательства.
По самым приблизительным подсчетам общий объем только союзного законодательства к началу 1980-х гг. составил около 50 тыс. нормативных актов. Разобраться в этом огромном количестве источников не представлялось возможным без соответствующей обработки нормативного материала. Осознание возможности такой опасности приходит к большевикам довольно рано, когда материала было еще не так много. Поэтому в начале 1918 г. Наркомат юстиции превращается в рабочий орган по систематизации и кодификации нормативных актов Советской власти. Непосредственно работой в этой сфере ведали два отдела наркомата - законодательных предположений и кодификации (СУ РСФСР. 1917. N 12. Ст. 171; СУ РСФСР. 1918 г. N 20. Ст. 309). В дальнейшем работа над систематизацией сосредоточивается в Комиссии законодательных предположений при СНК СССР, образованной в 1923 г. С 1958 г. работа сосредоточивается в Юридической комиссии при Совете Министров СССР (СП СССР. 1958. N 10. Ст. 89). Однако параллельно в СССР продолжают существовать и другие органы кодификации и систематизации текущего законодательства.
В области обработки нормативного материала коммунисты, разумеется, не смогли выдумать что-нибудь новое. В основном они использовали два приема: кодификацию и инкорпорацию.
Кодификация. Примерами кодификации советского права, безусловно, являются кодексы, которые большевики издавали по различным отраслям права. Однако если говорить о первом опыте кодификации, то, конечно, следует назвать первую волну кодификации 1918 - 1919 гг. В этот период выходит Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве (СУ РСФСР. 1918. N 76 - 77. Ст. 818), Кодекс законов о труде (СУ РСФСР. 1918. N 87 - 88. Ст. 905) и Руководящие начала по уголовному праву РСФСР (СУ РСФСР. 1919. N 66. Ст. 590). Вторая волна, более масштабная, приходилась на 1921 - 1923 гг. и несла с собой издание полномасштабных Уголовного и Гражданского кодексов, а также процессуальных законов. В это время выходят новые КЗоТ и Кодекс законов о браке и семье. Следующая волна, третья уже по счету, приходится на конец 1950-х и начало 1960-х гг., что связано с переходом СССР к "развернутому строительству коммунизма". Эта последняя волна кодификаций, несмотря на заявленную демократизацию советского режима, на самом деле демонстрировала еще большую степень деградации советского материального права. Особенно ярко деградация проявилась в сфере гражданского права. Так, ГК РСФСР 1964 г. ни в какое сравнение не идет с ГК РСФСР 1922 г., юридический язык которого безупречен, а текст самого памятника до сих пор может служить пособием для начинающих юристов по части ясности и краткости выражения своих мыслей, не говоря уж о том, что ГК 1922 г. был действительно юридическим документом, отражавшим богатую палитру гражданских отношений.
Наряду с кодификациями основных отраслей права коммунисты пытались издавать акты по таким отраслям, как морское право - Кодекс торгового мореплавания СССР, воздушное право - Воздушный кодекс СССР. Значительные усилия были затрачены на составление кодексов об административных правонарушениях РСФСР и союзных республик.
Другим примером кодификации советского права следует назвать издание так называемых Основ законодательства СССР и союзных республик. Появление Основ было вызвано конфедеративным устройством СССР, первая Конституция которого наделяла союзные органы власти правом установления общих принципов по отдельным отраслям законодательства (п. п. "п" и "р" ст. 1 Конст. 1924 г.). Первая волна издания Основ приходится на 1920-е гг., вторая - на 1950-е гг. Последние Основы, Основы по гражданскому праву были изданы в канун крушения СССР (Вед. ВС СССР. 1991. N 26. Ст. 733).
Инкорпорация. Первым опытом инкорпорации союзного законодательства является изданное в 1927 г. Систематическое собрание действующих законов СССР. Собрание имело специфическую систему, оно подразделялось на книги, те - на главы. В общем виде Систематическое собрание выглядело следующим образом:
Книга I. Политический строй.
Книга II. Хозяйственный строй.
Книга III. Финансово-бюджетный строй.
Книга IV. Культурное строительство.
Книга V. Судебный строй.
Относительно удачный первый опыт советской инкорпорации вдохновил большевиков на попытку полной инкорпорации действующего законодательства. В этой связи в том же 1927 г. образуется комиссия по подготовке к изданию Свода законов СССР. Проект этого Свода не сохранился, поэтому о его содержании и систематике можно судить только по полемике конца 1920-х гг., ведущая роль в ней принадлежала юристам типа Стучки, издание Свода, по мнению которых, было данью буржуазности, тормозило развитие революционного права. В общем издание не состоялось, но по полемике видно, что составители за основу взяли систему графа М.М. Сперанского и его Свода законов Российской империи 1832 г. Советские составители, так же как и Сперанский, руководствовались простым техническим приемом: lex posteriori derogatpriori, устаревший акт и акт, исполненный по существу, при инкорпорации не учитывались.
Неудачный опыт с изданием Свода тем не менее не был забыт, он был учтен при составлении Хронологических сборников законодательства и систематических собраний, издание которых не прекращалось. В 1970-х г. в СССР состоялось издание Собрания действующего законодательства СССР в пятидесяти томах. Принятие последней Конституции СССР поставило на повестку дня вопрос о необходимости издания Свода законов СССР. Формальное намерение об этом было заявлено еще в 1976 г., т.е. в разгар работы над проектом последней Конституции. В 1978 г. была определена систематика Свода законов, включавшая в себя семь разделов. Первый том одиннадцатитомного Свода вышел уже в 1981 г. а последний - в 1990 г., когда Союз доживал последние месяцы своего существования.
Говоря об инкорпорации советского права, следует упомянуть, что с конца 1920-х гг. союзные республики издавали с определенной периодичностью собственные систематические собрания законов. Например, первое Систематическое собрание законов РСФСР вышло в 1929 г., а УССР - в 1930-м.
* * *
Порядок издания узаконений и распоряжений Советской власти регулировался отдельными постановлениями. Первым таким актом, судя по всему, было Постановление СНК от 30 января 1918 г. "О редактировании и печатании законодательных и правительственных актов" (СУ РСФСР. 1918. N 20. Ст. 309). Этим актом даже устанавливался срок, в течение которого текст Постановления должен был быть обнародован. Последний акт, регулировавший порядок издания нормативных постановлений, - Указ Президиума ВС СССР от 1958 г. "О Порядке опубликования и вступления в силу законов СССР, постановлений и иных актов Верховного Совета СССР, указов и постановлений Президиума Верховного Совета СССР" (Вед. ВС СССР. 1958. N 14. Ст. 275). Редакционная правка этого Указа по времени приходится на 1980 г. (Вед. ВС СССР. 1980. N 20. Ст. 374). Нормативные акты исполнительной власти издавались в порядке, предусмотренном Постановлением Совета Министров СССР от 1959 г. (СП СССР. N 6. Ст. 37). В России порядок опубликования был предусмотрен Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1958 г. (Вед. ВС РСФСР. 1958. N 10. Ст. 510).
Глава XII. ИСТОРИЯ СОВРЕМЕННОЙ КОНСТИТУЦИИ РОССИИ