Органы советского следствия.

Декрет о суде 1917 г. N 1 вверял народному судье самому осуществлять следствие! Тем не менее эта инквизиция долго продолжаться не могла, поэтому Декрет о суде N 2 уже учреждал окружные следственные комиссии (СУ РСФСР. 1918. N 53. Ст. 597). Однако окончательно этот Декрет, как и последующие, так и не изъял право предварительного следствия у народных судей. Этого инквизиционного полномочия судьи лишились только по "судебной реформе" 1922 г.!

В целом, однако, до 1922 г. следствием в Советской России занималось довольно большое количество органов: следственные комиссии ревтрибуналов, ВЧК, агенты Наркомпрода, военные комиссары, даже наркомы (СУ РСФСР. 1918. N 35. Ст. 468). Особая отрасль советского следствия была представлена в лице института военных следователей (СУ РСФСР. 1918. N 80. ст. 842). Не гнушались ведением следствия обычные органы Советской власти. Тем не менее определенной вехой на пути становления советского следствия стало Положение о Нарсуде 1920 г. (СУ РСФСР. 1920. N 83. ст. 407). В этом акте Советская власть отказывается от проведения коллегиального следствия в связи с учреждением такого органа, как народный следователь (ст. 28 Пол.). Согласно этому Положению территория уезда делилась на следственные участки, в каждом из которых исполком губернского Совета назначал по следователю. Такой же порядок предусматривался для городов. Именно тогда в советском праве появляется требование, предъявляемое к профессиональным качествам следователя. Теперь следователь должен "иметь теоретическую или практическую подготовку для должности советских следователей" (п. 2 ст. 31 Пол.). При производстве следствия следователи имели "право требовать содействия милиции, уголовного розыска и других учреждений и лиц".

Принятие Положения о судоустройстве в РСФСР 1923 г. и Уголовно-процессуального кодекса РСФСР того же года благоприятно повлияло на создание единой системы советского следствия. Система эта выглядела следующим образом: 1) участковые народные следователи уездов; 2) старшие следователи при губернских судах; 3) следователи по важнейшим делам при Верховном Суде РСФСР и отдела прокуратуры при Наркомюсте. Кроме этого действовали особые следователи при военных и транспортных трибуналах. Общим недостатком созданной тогда системы считается так называемое двойное подчинение института следствия, с одной стороны, судам, с другой - органам прокуратуры. Разумеется, этот с советской точки зрения недостаток был устранен в 1930 г., когда следствие стало функцией прокуратуры. Как советские прокуроры собирались вести следствие и сами же за собой надзирать, до сих пор составляет загадку советского права вообще. Тем не менее 1936 г. считается датой окончательного структурирования и вхождения следствия в органы советской прокуратуры (СЗ СССР. 1936. N 59. Ст. 450). В 1934 г. право предварительного следствия по своей компетенции получают органы НКВД СССР (СЗ СССР. 1934. N 36. Ст. 383).

УПК РСФСР 1923 г. установил единую систему органов дознания, наделив этим правомочием ОГПУ, милицию, уголовный розыск и различные органы административного надзора.

Сложившийся к концу 1930-х гг. порядок фактически получил новое подтверждение в реформе 1957 - 1958 гг. Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик наделили правом следствия органы прокуратуры и государственной безопасности (ст. 28 Вед. ВС СССР. 1959. N 15). В 1963 г. право вести предварительное следствие получили органы МВД (Вед. ВС СССР. 1963. N 16. Ст. 181).

Получили свою новую организацию в указанные годы и органы дознания. Согласно ст. 29 Основ и ст. 117 УПК РСФСР 1960 г. этим правом наделяли органы милиции, командиров воинских частей, органы госбезопасности, начальников ИТУ и ряд других лиц.