Квазисудебные органы.

Арбитраж. К подобным органам в СССР относился в первую очередь так называемый арбитраж. Органы арбитража были созданы еще в 1922 г. в связи с невозможностью решения вопросов делового оборота исключительно административными мерами. Особенностью советского арбитража было то, что к его услугам могли обращаться только юридические лица, предприятия и организации. Организационно арбитраж был представлен в виде особых арбитражных комиссий при губернских - ЭКОСО. Высшая арбитражная комиссия (ВАК) создавалась при СТО республики. Положение о государственном арбитраже 1931 г. предусматривало создание особых арбитражных комиссий при исполнительно-распорядительных органах (СНК) союзных республик (СЗ СССР. 1931. N 26. Ст. 26). В 1934 г. образуется Внешнеторговая арбитражная комиссия при Всесоюзной торгово-промышленной палате (ВТПП). Положение о государственном арбитраже 1931 г. действовало с редакционными поправками вплоть до 1960 г. В указанном году выходит новое Положение (СП СССР. 1960. N 15. Ст. 127). Важное новшество принесло Положение 1974 г. (СП СССР. 1974. N 4. ст. 19). Этим актом устанавливалась единая система государственного арбитража СССР. Конституционную санкцию на особый статус органы арбитража получили по Конституции СССР 1977 г. - ст. 163.

Своеобразный итог развития органов арбитража подвел Закон "О Государственном арбитраже в СССР" (Вед. ВС СССР. 1979. N 49. Ст. 844). Согласно этому Закону в СССР действовали государственные арбитражи при Совмине СССР - Государственный арбитраж СССР, при Совминах союзных республик - государственные арбитражи республик. При Совминах автономных республик также предусматривалась возможность создания арбитражей. Низшей инстанцией государственного арбитража являлась его краевая или областная организация. Однако по согласованию с Государственным арбитражем СССР органы арбитража могли образовываться Совмином союзной республики на уровне отдельного города, автономного округа (ст. 5 Закона). Дела, в которых одной из сторон являлось иностранное физическое или юридическое лицо, а другой - советская организация, рассматривались во Внешнеторговой арбитражной комиссии при ВТПП, с 1987 г. Комиссия была переименована в Арбитражный суд (Вед. ВС СССР. 1987. N 50. Ст. 806). С 1980 г. при Палате стала действовать Морская арбитражная комиссия (Вед. ВС СССР. 1980. N 42. Ст. 868). Период перестройки также отразился на хозяйственном арбитраже. В 1990 г. образуется Верховный Арбитражный Суд СССР (Вест. СНД и ВС СССР. 1991. N 1. Ст. 3). В октябре 1991 г. - Высший Арбитражный Суд РСФСР (Вест. СНД и ВС РСФСР. 1991. N 22. Ст. 776).

С 1924 г. граждане СССР могли по взаимному согласию обратиться для разрешения своего спора в третейский суд (СУ РСФСР. 1924. N 78. ст. 783). С указанного года Положение о третейском суде стало особым приложением к ГПК РСФСР и, следовательно, союзных республик.

Комитет конституционного контроля. Еще одним квазисудебным органом стал образованный в эпоху перестройки Комитет конституционного контроля СССР, в подражание которому были созданы аналогичные органы в структуре власти РСФСР (Вест. СНД и ВС РСФСР. 1989. N 4. Ст. 1303). Полноценным судебным органом Комитет стал позднее (Вест. СНД и ВС РСФСР. 1990. N 29. Ст. 395).

Товарищеский суд. Подобного рода орган появился в 1919 г. под названием "рабочий дисциплинарный товарищеский суд" (СУ РСФСР. 1919. N 56. Ст. 537). Цель создания этих квазисудебных органов определялась следующим образом: "в целях поднятия трудовой дисциплины и производительности труда до наивысших пределов и целесообразного использования всех производительных сил, имеющихся в стране". Суды "учреждались на всех предприятиях, а также при местных отделах профессиональных союзов". Первоначально компетенция этого органа была довольно скромной: "нарушение всеми работающими в предприятиях и учреждениях общего нормального положения о тарифе, специальных дополнений к нему, правил внутреннего распорядка, а также постановления союзных органов о трудовой и союзной дисциплине" (ст. 2 Пол. 1919 г.). Но вот право наложения наказаний этим "судом" было несоразмерным его компетенции: от объявления выговора до "увольнения из предприятия с передачей в концентрационный лагерь" (ст. 9 Пол. 1919 г.).

С течением времени в деятельности товарищеских судов наметилась иная тенденция. Уже новое Положение о дисциплинарных товарищеских судах 1921 г. (СУ РСФСР. 1921. N 23 - 24) внесло в сферу его компетенции уголовный элемент: дела о мелких хищениях на рабочем месте и т.п. Еще позднее компетенция этих судов расширяется за счет дел "о распитии спиртных напитков в общественных местах, дворах, подъездах", "оскорблении, клевете, побоях и мелких телесных повреждениях", "о невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями, опекунами или попечителями обязанностей по воспитанию детей" и прочие мелкие дела (ст. 7 Пол. 1979 г.), что, несомненно, разгружало низовые судебные инстанции от текучки. Но вот сфера дисциплинарной власти товарищеского суда к 1970-м гг. подверглась ограничению. "Суд" мог "обязать принести публичное извинение" или "поставить перед руководством предприятия вопрос об увольнении". Товарищеский суд также мог рассматривать гражданские иски ценой не свыше 50 руб. (после реформы 1961 г.), а также налагать небольшие денежные штрафы за мелкие административные прегрешения (Вед. ВС РСФСР. 1977. N 12. Ст. 254).