Права, свободы и обязанности советских граждан.

Советская власть явила пример лицемерия в отношении прав и свобод своих subjectii - подвластных. Самым, пожалуй, вопиющим примером подобного лицемерия была политика классового расизма, которой большевики придерживались с первого своего дня нахождения у власти. Именно в этом пункте они расходились со своими западными единомышленниками, пожалуй, самым непримиримым образом. Особенно отчетливо это противоречие видно из известной работы немецкой коммунистки Розы Люксембург "Die russische Revolution. Eine kritische Wtirdigung". С аналогичных позиций, как известно, выступал и такой известный германский социал-демократ, как Карл Каутский, который логично предположил, что диктатура пролетариата являет себя миру одномоментно. Срок проявления ею насилия должен быть краткосрочным - достаточным для утверждения пролетариата у власти и закрепления демократической формы правления, обеспечивающей пролетариату в силу его многочисленности большинство при решении важнейших вопросов. Диктатура пролетариата, таким образом, должна представлять собой после одномоментного революционного потрясения неограниченную демократию, гарантирующую в особой мере права меньшинств, мнение инакомыслящих. Последнее было совершенно неприемлемо для русских коммунистов, хотя, безусловно, следует отметить, что в условиях России, где пролетариат от силы составлял 10% ее населения, формула Каутского была невозможна. Поэтому диктатура пролетариата в понимании большевиков очень скоро превратилась в диктатуру одной-единственной партии, когда марксистская фразеология стала игрой слов. Именно эта игра слов позволяла большевикам выступать от имени всего "эксплуатируемого и трудящегося народа".

Такая форма Советского государства означала, что представители бывших эксплуататорских классов должны быть выведены из-под действия принципа равноправия. Неравенство прав граждан в РСФСР, а потом и в СССР выражалось, например, в том, что вплоть до 1936 г. "бывшие" были полностью лишены политических прав. Впрочем, это была невеликая потеря, поскольку для самих трудящихся эта категория прав очень скоро превратилась в фикцию. Гораздо жестче была политика Советской власти в сфере общих гражданских прав. Например, представители бывших эксплуататорских классов, их дети не могли получить в СССР высшее образование (для этого им приходилось исправлять анкеты). Им был заказан доступ к определенным профессиям. Их имущественные права два раза подверглись отрицанию. Первая волна - эпоха военного коммунизма с ее лозунгом "грабь награбленное". Вторая - удушение нэпа. Тогда же в разряд эксплуататоров попало трудовое крестьянство, которое не пьянствовало, не митинговало, а просто работало на своей земле не покладая рук. Оно было объявлено кулачеством и подверглось в буквальном смысле физическому истреблению. Практически полностью физически было истреблено сословие духовенства! "Бывших" увольняли с работы первыми и последними брали на работу. Политические репрессии 1920 - 1930-х гг. в значительной мере коснулись именно их, поскольку непролетарское происхождение уже являлось составом преступления. Одним словом, классовая дискриминация представляла собой целенаправленную политику большевиков по превращению бывших социальных верхов России, ее настоящей элиты в люмпенов и маргиналов.

 

* * *

 

Общая картина прав и свобод советских граждан представляется довольно уныло. Первое, на что следует обратить внимание, - это абстрактность и фиктивность почти всех прав и свобод - от первой советской Конституции до последней. Второе - это логическое и смысловое несоответствие терминологии, употребляемой советским правом, общепринятым понятиям и терминам. Например, термин "выборы" в СССР всегда означал оформление посредством процедуры голосования заранее назначенных лиц, а не действительные выборы на альтернативной и конкурентной основе. Или другой термин - "равноправие" означал не равенство прав, а уравнивание заведомо неравных субъектов. Именно такое толкование термина "равенство прав" дает один из первых декретов Советской власти, задав тем самым традицию в этом вопросе (СУ РСФСР. 1917. N 3. Ст. 31). Все это необходимо, повторим еще раз, учитывать при анализе советского правового материала.

И последнее, на что необходимо обратить внимание при изучении вопроса о положении с правами личности в советскую эпоху, это то, что в СССР никогда не соблюдался действенный принцип гарантии этих прав. Краеугольным камнем системы демократии так называемых "буржуазных" революций на Западе было простое положение: к личности можно применять только опубликованный нормативный акт! В Советском Союзе же до 29 ноября 1990 г. действовало средневековое по своей сути правило, разрешавшее применение неопубликованного нормативного акта! Положение было исправлено в указанный день решением Комитета конституционного контроля СССР.