Духовенство.

Формально лица духовного звания могут претендовать на роль древнейшего сословия в России. Во всяком случае так дело обстояло везде, где существовала Христианская церковь, и так, собственно, предписывают каноны Церкви. Однако и в отношении этого класса населения в России довольно долго не мог утвердиться важнейший принцип формальной сословности - принцип наследственности духовного звания и соответственно этому - сословного положения! Также довольно долго не мог утвердиться и другой отличительный признак сословности, характерный именно для духовенства, - наличие специального образования. Первые учебные заведения, дающие богословское образование, появляются только в последний период Московской эпохи, отягощенной, как известно, расколом, вызванным во многом низким образовательным уровнем духовенства. Напомним, еще в древнейшую эпоху образование являлось необходимым условием для возведения в сан; так Устав кн. Всеволода (XII в.) гласил: "А се... изгои трое: попов сын грамоте не умеет". Соответственно, только эпоха империи окончательно разрешила этот вопрос.

Формальное духовное сословие образуется по ревизии, при проведении которой определяется состояние (т.е. сословная принадлежность) человека. Поскольку ревизия определяла подушный оклад и рекрутскую повинность, что формально не распространялось на духовенство, она негативным образом исключала священничество из круга податных сословий. Однако и это было сделано не сразу. Правительство несколько лет колебалось, но, наконец, преобладание осталось за старой нормой канонического права. Указом от 4 апреля 1722 г. (ПСЗРИ. 1-е изд. Т. VI. N 3932) духовенство было освобождено от уплаты подушной подати, т.е. в налоговом отношении составило точно такую же привилегированную группу, как дворянство. Но освобождение это не было полным. Так, если недвижимость, принадлежавшая Церкви, тянула к какому-либо виду тягла, то Церковь платила это тягло наравне со всеми. С 1704 г. вводился оброк за пользование угодьями, с 1711 г. на церковные дворы наложена была адмиралтейская и драгунская повинность. Таким образом, косвенные налоги духовенство платило наравне со всеми. Более того, восстанавливая в 1701 г. Монастырский приказ, государство возложило на белое духовенство специальный род тягла по содержанию черного духовенства (земли монастырей же отходили в казну, сохранялись, впрочем, монастырские дачи). Сам характер подобного тягла лишний раз указывал на его фактически государственную природу. Эта повинность была упразднена только в 1764 г. в связи с очередной широкой церковной реформой, ознаменовавшейся окончательным ограблением Церкви. Полностью неподатной характер духовенства как сословия был подтвержден только во время второй ревизии - в 1743 - 1744 гг.

В отношении наследственности духовного звания как одного из главных признаков сословности можно заметить, что и она довольно долго не находила себе окончательного подтверждения. Так, еще Указом от 25 апреля 1711 г. устанавливалось: "...и о том услышавше дьячки, пономари и сынове поповские и дьяконовские разными коварными и лжесоставными челобитными похищают себе чин священства и диаконства неправильно и неправедно, овогда лет подобающих таковому чину не имуще, овогда же в прибыль в другие попы, либо в диаконы посвящающееся". Следствием таких неправильных, с точки зрения правительства, действий духовенства являлось чрезмерное увеличение праздношатающихся попов с причтом, служивших по найму. В связи с этим лишних священнослужителей, а равно и их детей, не могущих претендовать на место в будущем, полагалось расписывать на государственную службу: либо разбирать по полкам (что продолжалось вплоть до 1831 г.), либо писать в тягло.

В основном оформление сословности духовенства шло через укрепление за ним двух привилегий: наследственности служебных мест в приходах (принцип викариата) и получения специального вида образования, которое также давалось наследственно. В первом случае ревизии являлись одним из главных средств укрепления священников за их служебными местами. Правительство своими указами только лишний раз подтверждало действие приписного характера ревизии, например, Указ 1744 г. специально указывал на то, чтобы свободные штаты в приходах занимались только детьми духовенства, "ибо церкви святые удобнее и приличнее наполнять таковыми чинами, нежели как прежде, по необходимой нужде в рассуждении в причте церковном недостатка, крепостных и помещичьих людей и крестьян в церковный причт определять, из чего бы последовать могло то, что положенных в подушный оклад выключать, а неположенных и свободных в тот оклад класть" (ПСЗРИ. 1-е изд. Т. XII. N 8904). Следующий указ, подтверждающий это правило, принимается в 1769 г., а ревизией 1784 г. оно окончательно укрепляется. Вместе с тем действие петровского Регламента, по-прежнему допускавшего выборность приходских священников, упраздняется только в 1797 г. при Павле I. Поведение выборщиков по действовавшему на тот момент праву квалифицировалось как "скоп и заговор", поскольку любое сборище законодательством в этот период воспрещалось. Положения, содержащиеся в данном указе, явились источником Устава духовных консисторий 1844 г. регулировавших внутреннюю жизнь церкви в XIX в. Вообще консистория как раз и была тем органом сословного управления, который согласно определению необходим для сословия в целом. Именно консистории осуществляли суд духовных лиц, неподсудных суду общей юрисдикции (прим. к ст. 2 Уч. суд. уст. 1864 г.).

Относительно второй привилегии, сформировавшей духовенство, можно заметить, что законодательно требование от духовного лица образовательного ценза было закреплено уже Духовным регламентом Петра 1722 г. Следующим актом можно назвать Указ 1728 г., запрещавший брать на учебу в школу детей крестьян и солдат, если заранее известно, что они не будут взяты в духовное служение. Тем не менее понадобилось еще несколько десятилетий, чтобы Указами от 26 июня 1808 г. и от 27 августа 1814 г. все сыновья духовенства с шестилетнего возраста зачислялись в духовные училища. Одновременно с этими указами устанавливалось, что необходимым условием для посвящения в сан является обучение в таких училищах и семинариях.

Помимо означенных прав и привилегий духовенство с 1797 г. представляется к государственным наградам, что давало в случае пожалования ордена определенной степени личное или потомственное дворянство (sic!), с 1798 г. оно полностью освобождается от всех полицейских повинностей; Указом от 22 мая 1801 г. духовенство запрещено подвергать телесным наказаниям, в 1808 г. эта привилегия распространяется на причт, но только в 1863 г. это право распространено и на детей священников, правда, в связи с отменой телесных наказаний (кроме крестьян). По Закону 1869 г. (отменившему систему викариата) лица белого духовенства стали пользоваться правами личного дворянства, это право распространялось и на их вдов; дети духовенства, не посвятившие себя церковному служению, пользовались правами почетных граждан.

Положение черного духовенства (монашества) в отличие от белого регулировалось несколько отличным режимом. Прежде всего правительство стремилось ограничить в него доступ лиц податного сословия. Равно общее направление политики государства, начиная с Петра, было вообще нацелено на искоренение монашествующих, перелом, однако, наступил в царствование императора Николая I, когда монастырям был предоставлен более льготный режим по владению недвижимостями по сравнению с предыдущим периодом. Статус черного духовенства в значительной степени, нежели белого, регулировался каноническим правом. Именно из разряда черного духовенства полагалось производить рукоположение высшего клира - епископов.