Управление Царством Польским.

Юридическое положение Царства Польского. Вопрос о юридическом положении польских коренных земель в составе Российской империи сейчас, пожалуй, имеет исключительно академический интерес. На примере этого государства мир воочию убедился, сколь важно сильное государственное целое, сильная государственная власть, чего древняя Польша, судя по всему, не знала. В качестве справки приводим небольшое описание прежнего устройства Польши до ее первого раздела:

"Король избирался шляхтою. Шляхта, собиравшаяся на провинциальные сеймы (сеймики), выбирала послов на большой сейм, давала им наказы и по возвращении с сейма они обязаны были отдавать отчет избирателям своим. Сейм собирался каждые два года сам собою. Для сеймового решения необходимо было единогласие: каждый посол мог сорвать сейм, уничтожить его решения, провозгласивши свое несогласие (veto) с ними, - знаменитое право, известное под именем liberum veto. В продолжение 30 последних лет все сеймы были сорваны. Против произвольных действий правительства было организовано и узаконено вооруженное восстание - конфедерация: собиралась шляхта, публиковала о своих неудовольствиях и требованиях, выбирала себе вождя, маршала конфедерации, подписывала конфедерационный акт, предъявляла его в присутственном месте, и конфедерация, восстание получало законность. Для управления при короле находились независимые и бессменные сановники, в равном числе для Польши (для короны) и для Литвы: 2 великих маршала для гражданского управления и полиции; 2 великих канцлера и 2 вице-канцлера заведовали судом, были посредниками между королем и сеймом, сносились с иностранными послами; 2 великих и 2 польных гетмана начальствовали войсками и управляли всеми войсковыми делами; 2 великих казначея с 2 помощниками управляли финансами; 2 надворных маршала заведовали двором королевским" [Соловьев. 1863. С. 10 - 11].

 

* * *

 

Итак, предприняв в очередной раз, в 1812 г., в составе La Grand Arme поход на Россию, поляки разделили с этой армией ее участь. На Венском конгрессе держав-победительниц герцогство Варшавское было поделено на четыре части, одна из которых (по площади 3699 кв. км) под названием Царство Польское "присоединялось навсегда к Империи Российской". Другое постановление Венского конгресса обязывало Россию установить для своих новых подданных определенный образ правления: "Поляки, подданные России (subjects respectifs de la Russie), будут иметь народных представителей и национальные государственные учреждения согласно с тем образом политического существования, который правительством будет признан за полезнейший и приличнейший для них в кругу его владений", сверх того "Его Императорское Величество предполагает даровать по своему благоусмотрению внутреннее распространение сему государству, имеющим состоять под особым управлением". Сразу же необходимо отметить, что последнее постановление так и не было никогда выполнено.

Данные постановления международного права вызвали в свое время небольшую дискуссию о характере юридической связи Польши с Империей. Правда, мнений было не столь много, как это случилось, например, с аналогичным вопросом относительно Финляндии. Но и в ее рамках высказывались достаточно разноречивые суждения. Прежде всего, на что обращалось внимание, характер формулировок Венского акта заставлял желать более ясного их определения "Трактат констатировал со стороны Русского Государя не то обещание, не то обязательство", как заметил один историк [Любавский. 1918. С. 375]. Последующая практика управления этим краем также свидетельствовала о наличии в его истории по крайней мере трех периодов, в пределах каждого из которых статус Царства Польского качественно отличался от предыдущих его форм. Так, до 1830 г. вполне вероятно вести речь о реальной унии, когда требовалась отдельная коронация русских монархов в Варшаве польской короной; после 1830 г. и до 1863 г. речь может идти о процессе упразднения унии и постепенной инкорпорации Царства в состав Империи; после 1863 г. инкорпорация может считаться совершившимся фактом. На общую слабость юридического положения Царства Польского в качестве особого субъекта права во время его пребывания под российской властью также может указывать еще и тот факт, что в него (Царство Польское) входили не все коренные польские земли, гораздо большая их часть входила в состав Пруссии и Австро-Венгрии.

Итак, в русской юридической литературе наиболее радикальных взглядов придерживался В.Н. Латкин, для которого был очевиден факт изначальной инкорпорации Царства Польского в 1815 г. Н.М. Коркунов также считал, что акт присоединения Польши к России может быть только инкорпорационного свойства. Наиболее взвешенный подход, однако, на наш взгляд, проявил барон Б.Э. Нольде, для которого факт государственного существования Польши не представлял сомнения, а сама Польша до 1830 г. в составе России существовала в виде государства unio inaequale iure [Нольде. 1911. С. 287].

Действительно, вряд ли имеет смысл оспаривать государственный статус Польши до 1814 г., но также действительно и то, что само понятие "Польша" в данном контексте лишено было географического и политического смысла. С 1809 по 1814 г. на карте Европы существовала не Польша, а герцогство Варшавское. Исследователи давно обратили внимание на парадоксальный факт: для Наполеона, как и для русских царей, само название "Польша" являлось чем-то неопределенным и непонятным, если выражаться не грубо. Гораздо логичнее для него было бы в 1809 г. назвать вновь образованное государство Польшей, а не воспользоваться астионимом. Соответственно только с этой поправкой можно говорить о "государственном" статусе Царства Польского, ранее являвшегося только частью герцогства Варшавского, которое в свою очередь было также только частью былого польского государства, следовательно, не связанным с ним ничем, кроме факта случайного своего отделения. Учредительная власть, создавшая Царство Польское, может быть только русской государственной властью, поэтому формально Царство Польское являлось составной частью Российской империи, для которой до 1830 г. действенна была международная гарантия, впрочем, уничтоженная в силу известного принципа оговорки при условии сохранения существующего положения (clausula rebus sic stantibus).

Парадокс заключался еще и в том, что и современное польское государство существует только в силу того, что никто еще не решился радикально пересмотреть ялтинско-потсдамскую систему послевоенных договоренностей.

Местное польское законодательство. Законодательство Царства Польского может быть разделено на два общих раздела: первый, посвященный политическому "бытию" этого образования, второй - гражданско-правовой сфере отношений жителей этого края. Необходимо, однако, заметить, что в силу исторических событий первый раздел царствопольского законодательства уже ко второй половине XIX в. утратил свою действенность.

Итак, прежде всего необходимо указать на так называемую Конституционную хартию 15 ноября 1815 г., согласно которой определялось функционирование государственных учреждений этого края, а именно короля (царя Польского), Государственного Совета, Сейма и ряда других учреждений. После подавления восстания 1830 г. императору Николаю I угодно было издать новый акт, заменивший собой скомпрометированную конституцию, что и было сделано 26 февраля 1832 г., - Органический устав Царства Польского. По общему мнению дореволюционной русской историографии, задачей этого акта являлось "сделать невозможным повторение событий двухлетней давности", т.е. восстания поляков. Исполнение Органического устава сопровождалось изданием дополнительных постановлений по укреплению государственной связи между Россией и краем: в 1834 г. упразднена уния, католическая церковь подверглась жесткой государственной опеке, направленной на разрыв связи католического епископата с папской курией. Мера, надо признать, вполне оправданная, Россия существенно запаздывала с ней, ибо в европейских католических странах государственная власть за столетие, а то и раньше, вынуждена была прибегнуть к такому ограничению. В 1837 г. в Царстве введены губернии и губернское управление, в 1841 г. упразднен особый Государственный совет, годом раньше вводится в обращение российская монета, в период с 1832 по 1852 г. проведена сословная реформа, согласно которой Царство Польское получило сословное самоуправление по образцу российского.

Смена царствования разбудила было бесплодные мечтания в головах поляков, которые были враз прекращены публичной речью царя: "Счастье Польши заключается в полном слитии ее с народами Моей Империи". К сожалению, этот мудрый совет монарха не возымел своего действия и в 1862 г. в Царстве Польском вновь вспыхнуло восстание. Оно было подавлено решительнее прежнего, все руководители его пойманы и повешены. Восстание полностью уничтожило действие Органического устава 1832 г., в связи с чем начиная с 1864 г. правительство предпринимает ряд действенных реформ к окончательному разрешению "польского вопроса". В означенный год проводится радикальная крестьянская реформа, в результате которой в Царстве Польском появляется сильный класс крестьянства - самостоятельного землевладельца. Реформа эта также сопровождалась действенными мерами по созданию новых органов местного самоуправления. По указу 1864 г. управление католической церковью переходит целиком в руки имперского МВД и к 1875 г. дело унии в Литве и Белоруссии окончательно терпит историческое поражение. В 1883 г. конфликт с папской курией на почве восстановления исторической справедливости исчерпывается заключением особого конкордата - общепринятая практика для всех, даже католических стран. В 1867 г. начинается процесс упразднения всех особых местных правительственных учреждений, место которых заступают общеимперские. В 1876 г. в Царстве Польском вводится действие Судебных уставов 1864 г. С 1868 г. велено во всех присутственных местах Царства употреблять только русский язык. Но Высоч. утв. прав. КМ от 12 июня 1905 г., принятых во исполнение Указа от 14 декабря 1904 г., это стеснительное условие было отменено.

Царствование императора Александра III ознаменовалось также и попыткой официального изменения названия этого края, Царство Польское начинают именовать Привислянским краем, однако это новое название продержалось недолго и в царствование Николая II прежнее название снова входит в оборот. Правда, нередко рецидив старого отношения дает о себе знать в следующей фразеологии - "губернии бывшего Царства Польского".

Свидетельством окончательного государственного слияния Польши с Российской империей является законодательный материал, оформлявший изменения в государственном строе России. Так, теперь законодатель не делал уже никаких различий в отношении Царства Польского и остальных губерний Империи. Например, Именным указом от 20 февраля 1906 г. (о переустройстве учреждения Государственного Совета) губернии Царства Польского специально не упомянуты в качестве особого субъекта, посылающего от себя в Совет представителей, однако п. VIII указывал, что и на эту часть Империи распространяется действие данного закона. То же видим и в Учреждении Государственного Совета от 23 апреля 1906 г., в прим. к ст. 12 которого губернии Царства Польского опять-таки специально упомянуты. Сделано это было так именно потому, что в Польше не вводились земские учреждения, от которых полагалось посылать представителей в высшую палату российского парламента, но в целях государственного единства этому краю давалась привилегия представительства. Наконец, более четко государственную связь Царства с Россией мы уже видим в Положении о выборах от 3 июля 1907 г., ст. ст. 224 - 241 которого были посвящены правилам выборов депутатов в Государственную Думу от населения Царства Польского.

Относительно второго корпуса польского законодательства, посвященного регулированию вопросов частного оборота, можно сказать, что оно существенным образом отличалось от общеимперского все время нахождения Царства Польского в пределах Российской империи. Основным источником происхождения этого особого корпуса права являлась правовая система герцогства Варшавского, в котором действовало законодательство времен I Империи.

Итак, главным актом, призванным регулировать гражданско-правовые отношения в Царстве Польском с 1815 по 1917 г., был Кодекс Наполеона (Code Napoleon), или Французский гражданский кодекс 1804 г. Вместе с тем этот акт действовал не в полном объеме: в 1825 г. имперская власть издала особое Гражданское уложение Царства Польского, заменившее собой ч. I Кодекса, в 1818 г. и 1825 г. издается особый Ипотечный устав, заместивший собой титул XVIII кн. II Кодекса. В 1836 г. издается специальный Закон о союзе брачном, заместивший собой титул V кн. III Кодекса, наконец, существенные изменения в Кодекс были внесены в 1875 г. в связи с введением в действие в крае Судебных уставов императора Александра II. Таким образом, здесь по состоянию на 1 августа 1914 г. действовали следующие части ФГК: кн. II; кн. III, титулы I - IV, VI - XVII, XIX - XX. Сразу необходимо оговориться, Французский гражданско-процессуальный кодекс, Французский нотариальный устав, а также некоторые уголовно-процессуальные законы Пруссии и Австро-Венгрии прекратили свое существование в 1875 г. в связи с введением российских Судебных уставов.

Другим фундаментальным актом, регулировавшим торговый оборот в Польше в период с 1815 по 1917 г., был Французский торговый кодекс, содержание которого практически никак не было затронуто законодательством русской власти.

Текущее законодательство, применимое исключительно в Царстве Польском, в виде особых изданий (Дневник законов Царства Польского) издавалось с 1815 г. по одному тому каждый год. Издание продолжалось до 1871 г. Известен также Сборник административных распоряжений по Царству Польскому издания 1867 г. В период с 1901 по 1904 г. была предпринята попытка систематизации внутрипольского законодательства на манер общеимперского Свода законов, но она не увенчалась успехом.

Особо стоит отметить, что в Польше до 1847 г. действовал собственный Уголовный кодекс издания 1818 г., но в указанный год здесь введено было в действие Уложение о наказаниях 1845 г.

Местные польские учреждения. Несмотря на свое привилегированное положение на бумаге, на деле Польша так и не смогла занять подобное Финляндии место, прежде всего в вопросах личного управления со стороны Всероссийского императора. Последний, согласно Конституционной хартии 15 ноября 1815 г., объявлялся польским королем, но правил своим королевством через наместника и не предусмотренное текстом конституции такое должностное лицо, как имперский комиссар; впоследствии в Царстве Польском вводятся общерусские губернские учреждения, согласно которым здесь учреждается должность имперского наместника. После подавления восстания в 1832 г. в структуре Общеимперского Госсовета учреждается 5-й департамент дел Царства Польского. Упразднение же его состоялось только 30 лет спустя. Однако ему на смену в 1864 г. учреждается Особый комитет по заведованию делами Царства Польского, упраздненный, в свою очередь, только в 1881 г., что обусловлено было окончательным подчинением губерний Царства общеимперской правительственной власти. Единственное исключение для них делалось только в том смысле, что все они рассматривались органами общегосударственной власти не по отдельности, а в совокупности, как некоторое административное целое.

Итак, до 1832 г. Царство Польское имело следующие государственные учреждения. Главой государства являлся король (при этом первые статьи Хартии гласили, что Царство навсегда соединяется с Россией, что польский престол принадлежит Российскому императору и его наследникам и преемникам в порядке, установленном для императорского российского престола). Король обладал всей полнотой верховной исполнительной власти: он объявлял войну, заключал договоры, командовал войсками (до 1830 г. Польша имела собственные вооруженные силы), утверждал законы и бюджет королевства, назначал и смещал со своих постов всех чиновников как гражданской, так и военной власти, он же назначал духовных иерархов католической церкви. Непосредственно свои широкие полномочия король осуществлял через Государственный Совет и наместника.

Государственный Совет Царства Польского состоял из министров, советников и референдариев. Все они назначались на должность королем и были ответственны только перед ним. Единственным ограничением королевской власти в деле назначения министров, как, впрочем, и остальных чиновников, было то, что ими могло быть назначено лицо из природных поляков или натурализовавшихся в крае лиц. Конституция учреждала пять министерств; в тексте они назывались комиссиями, которым вверялось текущее управление страной.

Законодательная власть вручалась Сейму, разделенному на две палаты (избы): посольскую и сенаторскую. В Сейм по должности или по рождению входили иерархи католической и униатской церквей, а также лица так называемой императорской крови, остальные члены Сейма назначались в него королем. Посольская изба состояла из депутатов (послов) от шляхетских сеймиков и сельских гмин (обществ). Депутатом могло стать лицо, достигшее 30 лет от роду и платившее прямой налог в размере 1 тыс. злотых в год. Правом голоса обладало все шляхетство, владевшее хоть каким-либо недвижимым имуществом, а также другие лица, владеющие движимым имуществом на сумму не ниже 10 тыс. злотых. Сейм созывался королем не реже раза в два года, общий срок сессии не мог превышать 30 дней. Сейм обсуждал проекты законов, которые ему представлялись от имени короля, собственной законодательной инициативы депутаты Сейма не имели.

Во многом Конституционная хартия 1815 г. напоминала положения Конституционной хартии Франции, принятой годом раньше во время реставрации Бурбонов.

Восстание 1830 - 1832 гг. нарушило во многом действие Конституционной Хартии (1815 г.), особо вызывающей оказалась детронизация императора Николая I 25 января 1831 г., тем самым дальнейшее соблюдение Конституции сделалось невозможным и оружие заступило место тоги. В результате Конституционная хартия была заменена Органическим уставом Царства Польского 26 февраля 1832 г. Основная цель этого акта - сделать невозможным повторение восстания. Согласно органическому статуту уния между Россией и Польшей упразднялась, сделано это было через оформление наследственных прав российских монархов на корону польского короля. Вся полнота власти в крае переходила к царю, которую он осуществлял посредством своих наместников. Наместник ставился во главе особого административного совета, куда входили уже только три министра; излишне повторять, что они назначались только царской властью. Вместо законодательного сейма Органический устав вводил законодательное собрание провинциальных чинов. На деле законодательная власть в отношении Царства Польского осуществлялась 5-м департаментом Государственного совета Империи.

Очень скоро оказалось, что и эти особенности управления Польшей не соответствуют видам русской власти, поэтому с 1837 г. в Царстве начинается процесс упразднения всех особых его органов управления, на место которых вводятся органы губернского управления. К 1852 г. этот процесс практически завершился. Введение в 1864 г. новых органов местного самоуправления только лишний раз свидетельствовало, что Польша не рассматривается имперской властью в качестве обособленной части государства, разумеется, в политическом смысле.

Именным указом от 19 февраля 1864 г. в Польше вводится следующее сельское самоуправление. Община (гмина) избирала на своем сходе войта и солтыса гмины, далее избирались так называемые лавники - исполнительный аппарат гмины, назначаемый в помощь войту и солтысам. Войты утверждались в своей должности уездным начальством и действовали в качестве прямого исполнительного органа этих властей. Одним из главных достижений новых органов гминного самоуправления стало то, что, пожалуй, впервые в своей новой истории польское крестьянство полностью освободилось от гнета шляхты, причем как политического, так и экономического.

В 1867 г. упраздняется особый Госсовет Царства Польского, а в 1874 г. наместничество заменяется генерал-губернаторством. После 1906 г. в отношении Царства Польского были предприняты некоторые общие шаги, с одной стороны, ослабившие русификацию, от чего поляки особенно страдали, но с другой - Польша еще крепче связывалась с Россией конституционными узами, разрубить которые смог только февраль 1917 г.