Управление Остзейским краем.

Юридическое положение Прибалтики. Так же как и в случае с Финляндией, Прибалтика имела значительные привилегии, что, однако, не помешало и здесь росту сепаратистских устремлений в середине XIX в. Прибалтика (за исключением Курляндии) была включена в состав России согласно ст. 4 Ништадского мирного договора: "Его Королевское Величество Свейское уступает сим за Себя и Своих Потомков и Наследников свейского престола и Королевство Свейское Его Царскому Величеству и Его Потомкам и Наследникам Российского государства в совершенное неприкосновенное вечное владение и собственность в сей войне чрез его Царского Величества оружие от Короны Свейской завоеванные провинции: Лифляндию, Эстляндию". Это положение было еще раз подтверждено Абовским трактатом и мирным договором от 16 июня 1743 г. и Верельским мирным договором от 3 августа 1790 г. Вместе с тем Ништадский договор (ст. ст. 9 и 10) допустил шведские гарантии в отношении сохранности за местным населением его привилегий и веры. Сверх того, шведы согласно ст. 6 упомянутого договора получили право на беспошлинный вывоз хлеба из указанных провинций.

Таким образом, мы имеем четкое указание на юридическое положение Остзейского края как на составную часть Империи, инкорпорированную в нее согласно условиям Ништадского мирного договора. При этом, согласно воле Всероссийского императора, население этого края (точнее, только небольшая его часть, а именно этнические немцы) имело в качестве привилегии некоторый объем прав по устройству местных сословных учреждений, которые никак не могут быть отнесены по своему существу к государственным.

Местное прибалтийское законодательство. Вопрос о статусе местного законодательства в Остзейском крае разделяется на два периода: до 1845 г. и после. Причем первый период характеризуется довольно неясным кругом источников права, могущих быть применимыми в качестве действующих. Второй же период может быть охарактеризован как время постепенного слияния местных узаконений с общеимперскими, что, в частности, выражалось в упразднении местных учреждений и замене их общими правительственными органами управления.

В первый период местные прибалтийские узаконения продолжали сохранять свой узкофеодальный характер с его западноевропейской окраской, в которой роль оселка играли различные феодальные формы присяг (коммендаций) вассалов своему сюзерену. Уже после ливонской войны эти права и привилегии во многом утратили свое публично-правовое назначение и рассматривались шведами, а потом и русскими властями как сословно-корпоративные права дворянства и горожан. При этом в период русского владычества неоднократно подчеркивалось, что в случае коллизии местного закона с общеимперским силу получает последний. Именно таким образом, например, при императрице Екатерине II было признано несовместимым с ЖГД право прибалтийского рыцарства вести особые матрикулы дворянских родов, коими фактически узаконивалось сепаратное право дворянских корпораций края через прием новых членов даровать им дворянское звание. Одновременно с этим происходил процесс отмены других прав и привилегий, противоречащих вновь изданным общеимперским узаконениям. Именно такой логикой пользовалась русская власть, вводя, например, в крае учреждения, которые предусматривались Уч. губ. 1775 г. и Городовым положением (ЖГГ) 1785 г. Другое уже дело заключалось в том, что в правление Павла I случился временный откат на позиции прошлого века, во многом связанный со "странностями" характера этого самодержца. Тем не менее многие из частноправовых привилегий продержались в крае вплоть до 1917 г.

Второй период ознаменовался приведением в порядок всего объема местных узаконений, в результате на свет появился Свод местных узаконений губерний Остзейских, издание которого в двух томах вышло в свет в 1845 г. В указе, вводившем в действие этот Свод, было отмечено, что он получает действие в качестве субсидиарного источника к СЗРИ. Здесь же, очевидно, имеет смысл отметить, что одним из распространенных источников права во всем Остзейском крае было римское право, изложенное в виде Usus Modernus Pandectarum.

В 1853 г. состоялось издание продолжения двух первых частей Свода местных узаконений. Третья часть Прибалтийского свода введена была в действие в 1864 г., продолжение ее было издано в 1890 г. Следует при этом также отметить, что сохранившие действенность к 1892 г. нормы первой части Прибалтийского свода были уже включены в т. I и II СЗРИ при переиздании последнего в означенном году. С 1889 г. в Прибалтике введено действие Судебных уставов императора Александра II (1864 г.). Таким образом, непосредственно к 1917 г. в ранге местного закона состоял только Свод гражданских узаконений губерний Прибалтийских 1864 г. с редакционными изменениями последующих лет. Остзейский край пользовался отныне только привилегией использовать гражданско-правовые нормы местного происхождения. При этом в Прибалтийском гражданском своде гораздо сильнее, чем в т. X СЗРИ, ощущалось влияние римского права, изложенного в учении школы пандект.

Местные прибалтийские учреждения. Первоначально, в эпоху господства местного права, в крае продолжали действовать порядки и учреждения, созданные еще в эпоху до русского владычества. Фактически этот порядок удержался до 1785 г., когда в Прибалтике было введено действие Уч. губ. 1775 г., ЖГД и ЖГГ 1785 г. Павел I восстановил в 1797 г. прежнее положение, но при Николае I, точнее, в 1845 г., в Остзейском крае окончательно вводится Уч. губ. в том виде, в каком оно представлено было в т. II СЗРИ. В общем и целом картина управления краем будет следующей: с 1710 по 1762 г. Прибалтика живет по старым установлениям и имперская власть проявляет себя только военным присутствием в крае. В каждой исторической провинции существует сословный орган представительной власти - ландтаг, на который избираются представители от сословий: дворянства, духовенства и горожан. Помимо этого дворянство и горожане имеют собственные корпоративные организации. Города управляются по старым магистратским установлениям, в которые входят представители от городских цехов, словом, в Прибалтике в это время господствует правовой порядок, застывший в своем развитии на уровне XIV в., - факт, отмеченный практически всеми исследователями.

В начале XIX в. и вплоть до 1845 г. прибалтийские учреждения не испытывали серьезных изменений, разве что в 1801 г. все три прибалтийские провинции объединились в одно Остзейское генерал-губернаторство, просуществовавшее, впрочем, до 1876 г. Правда, необходимо отметить, что в период с 1808 по 1819 г. Эстляндия имела особого генерал-губернатора в лице принца Ольденбургского.

В 1866 г. в Прибалтийских губерниях вводится общее волостное управление крестьянами, принятое для крестьян Империи по отмене крепостной зависимости в 1861 г. В 1877 г. вводится в действие Городовое положение 1870 г., впрочем, старые сословные магистраты продолжают здесь действовать до 1889 г. Связано это было с тем, что магистраты продолжали выполнять некоторые судебные функции, однако с распространением на Остзейские губернии действия Судебных уставов 1864 г., что как раз и произошло в 1889 г., они утратили свое значение.

Вместе с тем в трех Прибалтийских губерниях вплоть до 1917 г. продолжали действовать старинные сословные учреждения остзейского рыцарства и лютеранской церкви.