Социальная организация древних монголов.

МОСКОВСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО ПРАВА

 

Глава IV. ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ

 

§ 1. Организация государственной власти Золотой Орды. § 2. Право Золотой Орды.

 

§ 1. Организация государственной власти Золотой Орды

 

К первой четверти XIII в. на огромных просторах Евразии от Тихого океана до Волги складывается кочевая империя Чингисхана. Империя эта расширяется до Карпат к середине этого же столетия. Империя явно не однородная. Изначально монголы представляли собой случайный союз нескольких племен. Различали кочевых (kier-un-irgen) и лесных (hoyin irgen) монголов. Общим мнением ученых (академик Б.Я. Владимирцов, Л.Н. Гумилев, Г.Ф. Федоров-Давыдов и др.) подтверждается наличие крупных родоплеменных пережитков у монголов не только во времена Чингисхана, но и во времена значительно более поздние. Примеров этому можно привести множество.

Так, система наследования престола как великого каана, так и в улусах (наследственных уделах империи) до конца века оставалась родовой. Само наименование государства у монголов - ulus ("народ-государство", "народ-удел") было связано с наименованием понятия "племя" (irgen). Понятие "имущество", так же как и понятие "племя" толковалось монголами через призму родовых отношений вплоть до эпохи Чингисхана, "золотой род" которого (род Борджигитов - Чингизидов) являлся единственным собственником всей империи, именовавшейся не иначе как Monggol ulus. Даже при смешении племенных и других земель, возникшем после огромных территориальных захватов монголов, сохранялась "чересполосица" родовых владений Чингизидов: "В каждой из иранских областей, попавшей под власть монголов, ему [Бату] принадлежала определенная часть ее, и над тем округом, который составлял его удел, были поставлены его управители. Все главари и военачальники монгольские были подчинены ему [Бату] и смотрели [на него], как на его отца Туши [Джучи]" (Тизенгаузен. 1941. С. 15).

Скот - главное богатство кочевников - метился у монголов родовыми тамгами и считался собственностью всего рода (obox). Наследственное право монголов покоилось на принципе минората - младший сын получал имущество отца. Если говорить о всей империи, то "великий улус", трон Чингисхана закреплен был за младшей линией его сыновей. Старшие сыновья, Джучи и Чагатай, получили улусы на краю империи: Джучи - Дешт-и-Кипчак; Чагатай - Иран и Мавераннарх (Туркестан). Вместе с тем Чингисхан одним из первых нарушил традицию, установив завещательный порядок передачи трона. Рашид-ад-Дин сообщает: "Затем он сделал Угедей-каана наследником и, покончив с завещанием и наставлениями, повелел: "Идите во главе государства и улуса, являющихся владениями дома, и я ухожу за именем и славой. Отныне вы не должны переиначивать повеление (йасак). Чагатая здесь нет: не дай бог, чтобы после моей смерти он переиначил мои слова, учинил раздор в государстве. Теперь вам следует идти" (Рашид-ад-Дин. 1952. 1.2 : 232).

Сильны были у монголов и пережитки матриархата. Они почитали души умерших матерей, чтя общий культ Алан Гоа (Великой Матери-прародительницы). Жены ханов принимали самое непосредственное участие в управлении государственными делами. Один арабский историограф сообщал: "Право, мы не видели в наше время, чтобы женщина имела столько власти, сколько имела она, да и не слышали о подобном примере за близкое к нам время. Мне довелось видеть много грамот, исходивших от царей этих стран времен Берке и позднейших. В них читалось: "мнения хатуней и эмиров сошлись на этом" и тому подобное" (Тизенгаузен. 1884. С. 229). По сообщению Иакинфа, например, по смерти каана Угедея его вдова ханша Туранкина целых четыре года (1242 - 1246) единолично правила всей империей. По смерти Гуюка, сына Угедея, другая ханша (Улахай-эси) два года (1248 - 1250) правила империей, пока Бату (Батый-хан) не посадил на каракорумский престол своего ставленника Менгу-хана. Согласно обычаю именно ханша являлась законным регентом при несовершеннолетнем наследнике престола.

Этноним "монгол" довольно позднего происхождения. Изначально он был скорее достоянием мифа, позднее перенесенным в реальность. Причем эта реальность довольно долго сохраняла в политическом отношении родоплеменную структуру. Так, еще во времена Чингисхана монголы делились на роды (obox), для которых был общим предок-эпоним (ebtige). Род (obox) представлял собой уже исключительно агнатское объединение. Несколько родов могли образовывать yasun (букв. "кость") - нечто похожее на фратрии древних греков. Племя (irgen) было крайне неустойчивым образованием. Единство племенного союза поддерживалось только общим собранием племени (xuriltai), на котором чаще всего решался вопрос о совместном набеге на соседей. Власть в каждом роде-обохе олицетворял его старейшина - secen, который руководил "домовладыками", хотя правильнее - "владельцами очага" (odcigin - букв. "князь огня"). Из числа старейшин и "князей огня" племя на курилтае выбирало себе хана (ga'an), власть которого была чрезвычайно слаба и целиком зависела от его собственного авторитета. Именно такую социальную структуру застал Чингисхан, когда на курилтае 1206 г. он был объявлен верховным кааном.