Понятие, признаки и виды правовых средств

 

Право - многогранное явление, призванное регулировать общественные связи. Его можно рассматривать с разных сто­рон.

В роли социального феномена цивилизации, элемента куль­туры, меры свободы и справедливости право в большей степени характеризуется как цель по отношению к обществу, приобре­тает мощное социальное звучание.

Наряду с этим право можно оценивать и как средство (ин­струмент) для разрешения практически значимых задач обще­ства, для удовлетворения интересов людей. Данный подход в юридической науке называют инструментальным, в рамках ко­торого и исследуются правовые средства.

Термин "правовые средства" имеет известную неопреде­ленность. Рядом с ним вполне можно поставить термины "пра­вовые явления", "правовые феномены", "правовые факторы", "правовые условия" и т. п., которые в самом широком смысле взаимозаменяемы. В качестве правовых средств выступают нор­мы и принципы права, правоприменительные акты, договоры, юридические факты, субъективные права, юридические обя­занности, запреты, льготы, меры поощрения, меры наказания, акты реализации прав и обязанностей и т. п. Именно тот или иной арсенал, набор средств придает специфику отраслям и институтам права.

На наш взгляд, правовые средства — это правовые явле­ния, выражающиеся в инструментах (установлениях) и деяни­ях (технологии), с помощью которых удовлетворяются интере­сы субъектов права, обеспечивается достижение социально по­лезных целей.

Общие признаки правовых средств:

1) они выражают собой все обобщающие юридические спо­собы обеспечения интересов субъектов права, достижения по­ставленных целей (в этом проявляется социальная ценность
данных образований и в целом права);

2) отражают -информационно-энергетические качества и ресурсы права, что придает им особую юридическую силу, направленную на то, чтобы преодолеть препятствия, стоящие на пути удовлетворения интересов участников правоотношений;

3) сочетаясь определенным образом, выступают основными работающими частями (элементами) действия права, механиз­ма правового регулирования, правовых режимов (т. е. функцио­нальной стороны права);

4) приводят к юридическим последствиям, конкретным ре­зультатам, той или иной степени эффективности либо дефект­ности правового регулирования;

5) обеспечиваются государством.

Правовые средства имеют синтетический, своего рода "ком­промиссный" характер, ибо призваны связывать идеальное (цель) с реальным (результатом). Этимологически термин "средство происходит от слова средний, серединный. Средство — связую­щее звено между субъектом и объектом деятельности, между идеальной, мысленной моделью и материальным результатом. Поэтому правовые средства, выступая специфическим посред­ником, с неизбежностью включают как фрагменты идеального (инструменты, средства-установления — субъективные права, обязанности, льготы, запреты, поощрения, наказания и т. д.), так и фрагменты реального (технологию, средства-деяния, на­правленные на использование инструментов).

К средствам-деяниям относятся акты реализации прав и обязанностей как самостоятельный элемент механизма право­вого регулирования. Причем практически всю правовую дея­тельность (правотворческую, правоприменительную, интерпре­тационную), если смотреть на нее через призму актов реализа­ции, можно отнести к юридической технологии (средствам-деяниям). В частности, правотворческий орган, принимая нор­мативные документы, реализует соответствующие права и обя­занности. Точно так же осуществляется и всякая иная юриди­ческая деятельность, сердцевиной, стержнем которой опять же выступают акты реализации прав и обязанностей, результатом же являются совсем другие акты — правоприменительные и интерпретационные.

Виды правовых средств:

по отраслевой принадлежности они могут быть конститу­ционными, гражданскими, административными и т. п.;

по характеру — материальными и процессуальными;

по функциональной роли — регулятивными и охранитель­ными;

по информационно-психологической направленности (чьим интересам отдается предпочтение) — стимулирующими (поощрения, льготы, дозволения) и ограничивающими (наказания, за­преты, обязанности).

 

4. Механизм правового регулирования: