Примерные вопросы к экзамену
1. Музейный бум в послевоенной Европе. Новые типы музеев.
2. Музеи Культурного Форума в Берлине (Новая Национальная галерея, Картинная галерея, Музей прикладного искусства, Кабинет графики).
3. Музейное строительство в Берлине в конце XX – начале XXI века. «Музейный остров», Гамбургский вокзал – Музей современности, Немецкий исторический музей, Еврейский музей).
4. Музейное дело в Пруссии в XIX– первой половине ХХ века. Деятельность директоров музеев Пруссии – Густава Фридриха Вагена и Вильгельма фон Боде.
5. Музейный остров и музей Боде в Берлине. Новые музеи Берлина.
6. Фонд прусского культурного наследия и государственные музеи Берлина.
7. Архитектура Новой национальной галереи. Решение музейного пространства архитектором Мисом ван дер Роэ.
8. Разделение музейных коллекций Берлина после Второй мировой войны. Проблемы объединения после 1989 года.
9. Новое здание Картинной галереи на Культурфоруме (Берлин). Организация экспозиции. Новое архитектурное решение.
10. Немецкий исторический музей (Берлин).
11. Еврейский музей. Проблема взаимодействия подлинного музейного предмета и музейной архитектуры.
12. Музеефикация памятников. Рейхстаг в Берлине, Пантеон в Париже и др.
13. Музеи Парижа. Ассоциация национальных музеев Франции.
14. Музеи Пикассо в Париже и Барселоне.
15. Обучение куратора в Национальном институте наследия (Франция). Обязанности куратора в Лувре.
16. Открытие новых музеев в Париже в последней трети ХХ века.
17. Расширение границ музейной деятельности. Культурные центры (Культурфорум в Берлине, Центр Жоржа Помпиду в Париже и др.)
18. Музеи современного искусства в Париже. (Центр Жоржа Помпиду, музей современного искусства города Парижа).
19. Эволюция музея науки и техники (на примере музеев Парижа: Консерватория искусств и ремесел, Дворец открытий, Ля Виллет).
20. Исторические музеи Парижа. История и значения музея армии.
21. Британский музей в XVIII в. и современные направления деятельности музея.
22. Музеи Лондонского Тауэра.
23. Первая Всемирная выставка в Лондоне. Концепция музея Виктории и Альберта.
24. Галерея Тейт в Лондоне. Архитектура здания Тейт Модерн и особенности организации экспозиции.
25. Музей Альбертина в Вене. Состав коллекции. Архитектурное решение.
26. Музейный квартал в Вене.
27. Музей прикладного искусства в Вене (МАК). Новый подход к созданию экспозиции в традиционном музее.
28. Музей истории искусства в Вене.
29. Скандинавские музеи под открытым небом.
30. Музеефицированные замки и дворцы Скандинавии.
31. Художественные музеи Скандинавии.
32. Музей «Васа» в Стокгольме. Проблемы консервации и реставрации.
33. Музеи Копенгагена. Государственный музей искусств, Новая глиптотека Карлсберга, музей Торвальдсена.
34. Национальная галерея Финляндии.
35. Музеи Турку.
36. Характеристика музейной ситуации в Испании во второй половине ХХ – начале XXI века.
37. Крупнейшие музеи Мадрида (музей Прадо, музей Тиссен-Борнемиса, Центр искусств королевы Софии).
38. Прижизненный музей художника. Музей Пикассо в Барселоне, Фонд Хуана Миро в Барселоне и др.
39. Музеи Барселоны. Фонд Хуана Миро.
40. Музеи или аттракционы (Музей восковых фигур мадам Тюссо, музей Шерлока Холмса в Лондоне, музей Сальвадора Дали в Фигересе и др.).
41. История создания первых музеев США.
42. Музеи современного искусства в Нью-Йорке: МоМА (Музей современного искусства), музей Гуггенхайма.
43. Экспозиционная концепция МоМА в Нью-Йорке. Деятельность его первого директора Альфреда Барра.
44. Музеи частных коллекций США. Состав собраний и специфика экспозиций.
45. Музей Барнса в Филадельфии. Особенности правового статуса музея. Работа с посетителями. Специфика репрезентации коллекции. Состав собрания.
46. Коллекция Фрика в Нью-Йорке. Экспозиционное решение, характеристика коллекции.
47. Музей Уитни в Нью-Йорке. Проблема комплектования коллекции современного искусства. Экспозиционное решение.
48. Музей Метрополитен. История, коллекции, архитектура, работа с посетителями.
49. Музеи Смитсоновского института в Вашингтоне: история, профили музея, новые экспозиции.
50. Вашингтонская национальная галерея. Истрия создания музея и общая характеристика собрания.
51. Шедевры из Эрмитажа в собрании Вашингтонской национальной галереи. История распродажи советским правительством музейных ценностей в 1929 – 1934 годах.
52. Международные системы музеев. Музеи Гуггенхайма (Нью-Йорк, Венеция, Бильбао, Берлин).