Понятие, признаки и виды подзаконных актов

Понятие, признаки и виды законов

 

Закон — это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Признаки закона:

1) принимается только органом законодательной власти или референдумом;

2) порядок его подготовки и издания определяется Консти­туцией РФ и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;

3) в идеале должен выражать волю и интересы народа;

4) обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоре­чить;

5) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов, придавая ему качество верховенства. Из­менить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.

Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

по их юридической силе (Конституция, федеральный кон­ституционный закон, федеральный закон, закон субъектов фе­дерации);

по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);

по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные, экологические и т. п.);

по сроку действия (постоянные законы и временные) и т. д.

Выделяют также чрезвычайные, бюджетные, тематические, органические (кодификационные) и иные законы.

 

 

Подзаконные акты издаются на основе и во исполнение законов и содержат юридические нормы.

Несмотря на то, что в нормативном правовом регулирова­нии социальных связей главное и определяющее место занима­ет закон, подзаконные акты тоже имеют весьма важное значе­ние в жизни любого общества, играя вспомогательную и дета­лизирующую роль.

Выделяют следующие виды подзаконных актов, располо­женные по иерархии.

1) Указы и распоряжения Президента РФ. Они обязатель­ны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 83 Основного закона РФ), подготавливаются в пре­делах президентских полномочий, предусмотренных конститу­ционными (ст. 83—90) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занима­ют следующее после законов место. Важная роль отводится указам, во многом благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса. В современ­ный период сфера правового регулирования, охватываемая ука­зами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения)
подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Со­брания РФ. Распоряжения — это вторые по значимости подза­конные акты главы государства. Они обычно принимаются по текущим и процедурным вопросам. Акты Президента публику­ются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ. (Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой полити­ческой значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера.)

2) Постановления и распоряжения Правительства РФ. Акты, имеющие особо важное значение, издаются в форме постанов­лений. Акты по оперативным и другим текущим вопросам из­даются в форме распоряжений. Все акты Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенно­стью актов Правительства является то, что они могут быть при­няты лишь на основании и во исполнении законов Российской Федерации, а также указов Президента Российской Федера­ции. Постановления и распоряжения Правительства РФ подпи­сываются Председателем Правительства РФ и подлежат офи­циальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их приня­тия.

3) Приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов. Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Феде­рации, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют об­щее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяясь на широкий круг субъектов. На­пример, акты Министерства финансов, Министерства внутрен­них дел, Государственного банка, Государственной налоговой инспекции, таможенного комитета, санитарно-эпидемиологиче­ского надзора, федеральной службы лесного хозяйства и т. п.

4) Решения и постановления местных органов государст­венной власти (например, областных представительных, зако­нодательных структур — Саратовской областной Думы, Астра­ханского областного Представительного Собрания).

5) Решения, распоряжения, постановления местных орга­нов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.).

5) Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. Эти акты принимаются в пределах компетенции на­званных структур и действуют на территории соответствую­щих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т. п.

6) Локальные нормативные акты — это предписания, при­нятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и ор­ганизации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например,
правила внутреннего трудового распорядка).