Идентификация матери и ребенка

Истоки материнского инстинкта

Пусковым механизмом для проявления женщиной материнского ин­стинкта по отношению к новорожденному и грудному ребенку явля­ются роды. При физиологических родах поведение женщины опре­деляется ее инстинктом и не поддается контролю сознания. Эта форма поведения относится к реликтовым, безусловным формам по­ведения, заложенным генетически.

Чем благополучнее проходят роды, чем меньше вмешательств в их ход, тем больше у женщины шансов проявить материнский инстинкт и кормить ребенка грудью. Такие вмешательства в роды, как обезбо­ливание и стимуляция родовой деятельности, значительно снижают психоэмоциональную привязанность матери к ребенку и возмож­ность успешного грудного вскармливания. В этом отношении осо­бенно опасны эпидуральная, перидуральная, сакральная и другие виды анестезии, поскольку в результате ее применения матеря прояв­ляют безразличие к новорожденным. Согласно проведенным экспе­риментам, самки животных, которым делали подобную анестезию, покидали своих детенышей, не проявляя по отношению к ним ника­кого интереса.

Первые сутки и особенно первый час после родов — это очень важ­ный период для пробуждения и проявления материнского инстинк­та. Именно в этот период мать запечатляет своего ребенка, которого потом сможет узнать из сотни младенцев. Именно в этот момент у нее возникает привязанность к ребенку и любовь к нему. Положи­тельный импринтинг, прошедший без нарушений, как задумано при­родой, определяет качество эмоциональных взаимоотношений меж­ду матерью и новорожденным на протяжении всего периода роста и взросления ребенка. Помимо запечатления в этот момент определя­ются возможность хорошей лактации, а также способность матери чувствовать нужды ребенка и приспосабливаться к ним. Таким образом, для благополучного пробуждения и проявле­ния материнского инстинкта и материнской любви чрезвы­чайно важно, чтобы роды женщины прошли максимально физиологично. Необходимо предельно корректно приме­нять в родах стимуляцию и обезболивание, поскольку эти вмешательства нарушают пусковые механизмы материнско­го инстинкта и не дают ему проявиться, что пагубно сказыва­ется на возможности осуществления полноценного и про­должительного грудного вскармливания. Особо важное значение имеет первое знакомство матери и ребенка и при­кладывание к груди, которое должно произойти в течение первого часа после родов.

Главным признаком материнства является способность женщины идентифицировать себя с ребенком, что выражается не в понимании его состояний на уровне рассудка, а в переживании этих состояний вместе с малышом. Эта уникальная способность, характеризующая материнство, является органичным продолжением симбиотического единства матери и ребенка во время беременности и служит основой для проявления материнского чутья.

Об этой замечательной способности матери чувствовать пережива­ния и потребности ребенка каждую минуту, чувствовать все измене­ния в его ощущениях и нуждах по мере его развития прекрасно пи­шет Винникот:

...будущие матери в последние месяцы беременности сосредоточе­ны на своей особой задаче, а после родов в течение нескольких не­дель и месяцев постепенно приходят в обычное состояние. [Это со­стояние Винникот называет «главной материнской заботой».] В таком состоянии мать способна поставить себя на место ребенка, посмотреть на все его глазами. Иными словами, она развивает удивительную способность идентификации с ребенком, что позво­ляет ей отвечать на его потребности с точностью, которую не освоит ни один автомат — и которой невозможно обучиться. В описываемом состоянии матери способны поставить себя на ме­сто ребенка, то есть они почти теряют себя в идентификации с ребенком, и поэтому знают о его потребностях в любой момент. В то же время они остаются самими собой и осознают свою по­требность в защите, пока пребывают в состоянии, делающем их очень ранимыми. Матери переживают ранимость, свойственную ребенку.

Мать идентифицируется с ребенком чрезвычайно сложным обра­зом: она чувствует себя им, разумеется, оставаясь взрослым чело­веком. С другой стороны, ребенок переживает свою идентичность с матерью в моменты контакта, являющиеся скорее не его дости­жением, а отношениями, которые стали возможными благодаря матери. С точки зрения ребенка, на свете нет ничего, кроме него самого, и поэтому вначале мать — тоже часть ребенка. Иначе го­воря, это то, что называют «первичной идентификацией». Это начало начал, отсюда получают смысл простые слова — такие, как «быть».

Важно понимать, что «я есть» — первоначально означает «я есть вместе с другим человеческим существом», которое еще не являет­ся отдельным.