Высокая степень патриотизма и преобладание героической тематики

Национальной русской культуры

Активизация процесса объединения местных культур и становление на их основе единой

Церкви) и зарождение тенденции к обмирщению культуры (в произведениях искусства

Проявление светских (не религиозных) элементов в культуре (несмотря на большое влияние

Большое влияние христианского мировоззрения

ЛЕКЦИЯ 18. Культура России в XVI веке.

Закрепощения крестьян.

Ликвидация пережитков удельной системы -начало процесса государственного

 

С одной стороны усилена централизация государства. С другой стороны такая политика поставила страну на грань катастрофы. Опричные грабежи, проигранная Ливонская война, крымское разорение привели к тому, что крестьяне массами бежали. Имения, оставшиеся без рабочих рук, приходили в запустение, служилые люди обрекались на нищету.

В 1581 году стремясь удержать крестьян в вотчинах и поместьях, временно было отменено право перехода в Юрьев день. Были введены заповедные лета (временный запрет на крестьянские переходы в Юрьев день). Началось формирование крепостного права.

Наконец, Иван Грозный вверг страну в опасный династический кризис. В 1581 году он в ссоре убил старшего сына Ивана. Когда в 1584 году царь умер, он оставил двух сыновей – слабоумного Федора и малолетнего Дмитрия – сына от седьмой жены Марии Нагой, родившегося в 1582 году.

Особенности русской культуры:

зарождаются реалистические черты)

 

Фольклор. Литература. Книгопечатание.

Народ в своем творчестве гордится сильной Русью, осознает себя причастным к деяниям государства. А ведь раньше сказки и песни были пронизаны тоской по свободе, задавленной Ордой. Фольклор отразил героев той поры. В сказках с одной стороны Иван Грозный воспевается как борец с боярством, защитник бедняков. С другой стороны это грозный царь, не терпящий возражений.

Одной из любимых фигур сказок и песен стал покоритель Сибири Ермак Тимофеевич.

В домах богатых людей появились библиотеки. Огромной библиотекой владел Иван Грозный.

Появились мастера грамоты, которые помогали написать челобитную, составить завещание.

В 1564 году русский мастер Иван Федоров напечатал книгу «Апостол» (сборник текстов из Евангелия и Библии).Из-за давления церкви (церковь считала, что религиозные тексты можно только переписывать от руки) вынужден был уехать за границу, где издал первый русский «Букварь».

Среди первых русских изданий выделяется «Домострой» (свод житейских правил, руководство по поведению православного человека в семье и обществе). Создателем был священник Сильвестр, поборник патриархальных порядков. Сильвестр ратовал за укрепление роли отца и родителей в семье, за неукоснительное исполнение церковных обрядов.

Митрополитом Макарием были созданы Четьи Минеи (чтения ежемесячные) в 12 томах. В этом издании содержались жития святых, молитвы и поучения на каждый день года.

Ярким памятником литературы является переписка Андрея Курбского и Ивана Грозного. В письмах Курбскому царь выводит формулу деспотизма в ответ на обвинения в опалах и казнях.

 

Живопись. Архитектура.

В живописи проявился талант художника-иконописца Дионисия(фрески храма Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре под Вологдой). Он работал в Успенском соборе Московского кремля.

В честь рождения Ивана IV в селе Коломенском под Москвой была построена церковь Вознесения(яркий памятник русской шатровой архитектуры).

В подобном стиле, но с девятью каменными шатрами был построен храм Василия Блаженного в Москве (другое его название-Покровский собор; авторы Барма и Постник). Построен в честь взятия Казани.

Зодчий Федор Конь (один из немногих древнерусских зодчих, чье имя зафиксировано источниками) возвел стены и башни Белого города (район Москвы)

 

Значительных успехов добились русские литейщики. Образцом литейного искусства служит знаменитая Царь-пушка, отлитая мастером Андреем Чоховым(вес 40 тонн)в 1586 году.