Психологическое состояние новорожденного

Основы формирования здоровой психики ребенка

Благополучное развитие новорожденного и его благоприятное отно­шение к внешнему миру являются основой его психического здоро­вья. Личность ребенка, его характер, наклонности и многое другое оформляется на более поздних ступенях развития, но только при условии удачного начала все, что происходит потам, даст положительный эффект. Успешное начало имеет жизненную важность для каждого ребенка, поэтому так необходимо в первые ме­сяцы жизни обеспечить для него хороший уход, который одновре­менно является и средством воспитания.

Сегодня точно известно, что хороший уход за новорожденным яв­ляется гарантом развития его здоровой психики, а в случае небла­гополучных родов, мерой коррекции и профилактики последствий родового стресса. Организация хорошего ухода за новорожденным и грудным ребенком возможна только при условии глубокого по­нимания его психологических особенностей и значения его пред­шествующего внутриутробного опыта. Эти основы должны знать все специалисты, которые имеют непосредственное отношение к новорожденным и грудным детям. Но, кроме того, эти основы должна знать каждая мать, поскольку именно она является первым воспитателем для своего ребенка, и, чтобы хорошо исполнять свою материнскую миссию, она должна знать психологию новорожден­ного и грудного младенца, а также понимать суть своих взаимоот­ношений с ним.

Состояние сознания новорожденного и грудного ребенка в значи­тельной мере отличается от состояния сознания взрослого челове­ка. Описать особенности состояния его сознания, чувства и ощуще­ния новорожденного чрезвычайно сложно, поскольку он не может рассказать о том, что именно переживает. Тем не менее есть возмож­ности довольно точно воспроизвести картину его переживаний. Большой вклад в эту область исследований привнес психоанализ. Было установлено, что корни шизофрении лежат в младенческом возрасте. Работая с больным шизофренией, психоаналитик уходит к самым первым дням жизни, к стадии почти абсолютной зависимос­ти. Сильно нарушенный пациент в буквальном смысле впадает в младенчество, становится абсолютно зависимым от окружения, что делает возможным непосредственное наблюдение за младенцем, с той лишь оговоркой, что пациент — взрослый человек (Винникот,


1998). Благодаря многочисленным наблюдениям описание состоя­ния сознания новорожденного еще в 50—60-е годы дал Дональд Вудс Винникот:

...вначале младенец не отличает то, что «-не-Я», от «Я». Таким об­разом, в контексте ранних связей поведение окружения предстает частью младенца в той же мере, в какой им является и поведение самого младенца, с присущими ему врожденными тенденциями к интеграции, автономии, к объектным отношениям и к удовлетво­рительному психосоматическому единству. Ребенок никогда не был матерью. Он не был даже еще и ребенком. Для него все — впервые,все является первоначальным опытом.Отсутствуют мерки. Время для него измеряется не часами или движением солнца с востока на запад, а дыханием матери и тем, как бьется ее сердце, ростом и спадом инстинктивных желаний и другими немеханическими «приборами». ... На ранних ступенях эмоционального развития, пока чувства еще не упорядочены, пока еще нет того, что можно назвать «автономным эго», ребенок ис­пытывает огромную тревогу. ...Эмоциональное страдание на этой ступени сродни панике, а паника не что иное, как защита от непереносимой муки, когда даже самоубийство представляется лучшим выходом.

Таким образом, в сознании новорожденного младенца его личное «я» отождествляется с окружающим миром. Он нахо­дится в неком недифференцированном состоянии, когда его внутреннее пространство неотделимо от внешнего мира. Винникот по этому поводу справедливо замечает, что «с точ­ки зрения ребенка, на свете нет ничего, кроме него самого». В то же время по отношению к внутреннему миру младенца внешними факторами являются не только проявления окру­жающего мира, но и его собственное тело и поведение. В нем живут только чувства и ощущения, которые и есть его недиф­ференцированное «я».