III. Теоретико-методологические основы Государственной школы.
Большое значение в становлении школы и развитии творчества каждого из ее представителей играли заимствуемые из Западной Европы научные и общественно-политические идеи. В историографии подчеркивается, в частности, факт воздействия на «государственников» немецкой классической философии и немецкой исторической школы права. Возникновение школы было обусловлено распространением в России в 1830-1840-х годах идеалистическо-национальных теорий Г. Гегеля, И. Фихте и Ф. Шеллинга. Несомненно, от Гегеля представители школы восприняли понимание всемирной истории как единого органического процесса прогрессивного развития человечества, закономерно движущегося к идеальной форме государства, базирующегося на приоритете правовых отношений. От философа Шеллинга «государственники» заимствовали мысль о том, что только постепенное приближение к правовому государственному устройству может выступить критерием исторического прогресса. Поставленные немецкими философами проблемы и идеи породили в русских научных кругах стремление к национальной самоидентификации.
Существенную роль в формировании государственной школы сыграли идеи немецкой исторической школы права, в частности учеников ее основателей в лице Л. Ранке и Г. Зибеля, являвшихся современниками российских «государственников». Как немецкие коллеги пытались представить европейскую историю с позиций взаимоотношений государства и общества, так и российские историки и правоведы стремились определить закономерности развития общественных и государственно-правовых форм исторической жизни России. Государственная школа в лице ее представителей, следуя примеру немецких историков, первой в русской историографии приступила к созданию национальной истории, пытаясь выявить российскую историческую специфику в сравнении со странами Западной Европы. Среди представителей немецкой школы права особое значение для основателей русской государственной школы приобрели труды Г. Зибеля. Его «История эпохи Французской революции» опиралась на теорию «родового быта», сменившегося появлением государства. Основные сочинения представителей Государственной школы также основывались на этой мысли.
Таким образом, главные фигуранты новой научной школы заявили о себе как ученые, склонные опираться на идеи эволюции, закономерности, прогресса, принципы историзма и диалектики, методы компаративного анализа.