Кода. Так называемый азиатский кризис 6 страница

Слова «интеграция» и «отмежевание» сегодня часто звучат в дискуссиях по проблемам современных социальных структур. Для обществоведения как такового они являются базовыми терминами, поскольку, безусловно, связаны с самим понятием «общество». Сложность обществоведческих дискуссий определяется тем, что хотя это понятие и занимает центральное место в наших размышлениях, оно остается крайне неопределенным, и это находит свое отражение в обсуждении проблем интеграции и отмежевания.

Понятие общества существует, как я полагаю, на протяжении тысячелетий - в том смысле, что, по-видимому, не менее десяти тысяч лет, если не больше, люди осведомлены о двух особенностях того мира, в котором они живут. Они регулярно взаимодействуют с себе подобными, прежде всего с теми, кто находится поблизости. И подобная «группа» живет по правилам, которые все ее члены принимают во внимание, которые во многом формируют их видение мира. Однако численность каждой из таких групп заведомо меньше численности живущих на планете людей, и поэтому они всегда чувствуют разницу между «мы» и «они».

Классический миф, созданный людьми о своем исключительном «обществе», - это история о том, что оно появилось по воле богов в далеком прошлом и что его нынешние члены являются потомками этой избранной группы. Подобные ле-

* Основной доклад на XIX Скандинавском социологическом конгрессе «Интеграция и размежевание», Копенгаген, 13-15 июня 1997 года. 143

генды, помимо утверждения самоуважения, поддерживали представления о кровном родстве. Конечно, мы знаем, что кровное родство - это миф в полном смысле слова, поскольку никакие группы никогда не функционировали на основе таких представлений. И уж заведомо - в современном мире. А так как всегда есть люди, не принадлежащие к каким-либо группам, но стремящиеся войти в них или же вовлекаемые в них тем или иным способом, мы говорим об интеграции. И поскольку с тем же постоянством другие люди стремятся выйти из групп или вытесняются из них, мы говорим об отмежевании (маргинализации).

Основная проблема состоит в том, что современная миро-система серьезно затрудняет саму возможность определить, что собой представляет наше «общество», и тем самым усложняет понимание интеграции и отмежевания. Совершенно ясно, что на практике как минимум на протяжении двух столетий термин «общество» используется для обозначения совокупности людей в границах суверенного государства или в тех пределах, которые, на наш взгляд, могут рассматриваться как границы суверенного государства, уже существующие или же только еще устанавливаемые. Каким бы ни было происхождение этих групп людей, составляющих государство, в наше время они вряд ли связаны кровным родством.

На деле одним из принципов [организации] большинства суверенных государств являлось в последние два века то, что они состояли из «граждан» - из демоса, а не из этноса - и потому

*.


представляли категорию скорее юридического, нежели культурологического порядка. Более того, вовсе не самоочевидно, что категория «граждан» определяется географическими границами; иначе говоря, она совершенно не обязательно совпадает со множеством людей, проживающих в то или иное время в том или ином суверенном государстве. Некоторые люди, живущие в государстве, не являются его гражданами, а некоторые его граждане живут за пределами страны. Наконец, хотя государства устанавливают порой весьма различающиеся правила получения (и утраты) гражданства, определенные нормы существуют в каждом из них, равно как существуют и правила, регулирующие въезд иностранных 144

граждан на территорию государства (иммиграцию) и юридические права нерезидентов. При этом передвижение людей (иммиграция и эмиграция) не является особенностью современной миро-системы, этот феномен (сравнительно масштабный) известен с давних времен. Начнем с истоков. Современная миро-система формировалась на протяжении долгого XVI столетия, и в ее первоначальные географические пределы входила большая часть европейского континента и отдельные территории американского. В этих пределах развивавшееся разделение труда приняло форму капиталистического миро-хозяйства. Параллельно складывалась и необходимая для поддержания этой исторической системы институциональная структура. Одним из ее элементов -весьма существенным - было создание так называемых суверенных государств, включавшихся в межгосударственную систему. Разумеется, то был длительный процесс, а не единичный акт. Описывая его, историки говорят о государственном строительстве в Европе -начиная с абсолютизма конца XV века, становления дипломатии и ее правил, возникших в итальянских городах-государствах в эпоху Возрождения, создания колониальных режимов на американском континенте и в других регионах мира и заканчивая распадом «всемирной империи» Габсбургов в 1557 году и Тридцатилетней войной, завершившейся Вестфальским договором, который заложил новые основы для становления государств и определения межгосударственных взаимоотношений. Однако этот процесс государственного строительства не только не был обособленным от развития исторического капитализма, но представлял собой составную его часть. Капиталисты существенно выиграли от образования суверенных государств, гарантирующих права собственности, обеспечивающих государственную защиту, приносящую дополнительные доходы , создающих искусственные монополии, необходимые для получения сверхприбыли, защищающих их интересы в борьбе с иностранными конкурентами и поддерживающих порядок, гарантирующий их личную безопасность . Разумеется, государства не были равны по своей силе, и именно это неравенство открывало перед более сильными госу-145

дарствами возможность оказывать большую поддержку своим предпринимателям. Но там, где существовало разделение труда, уже не было ни одной территории, которая не находилась бы под юрисдикцией того или иного государства, как не было и индивидов, не подчинявшихся той или иной государственной власти.

Период с XVI по XVIII век был отмечен институционализацией этой системы. На всем его протяжении на воплощение суверенитета претендовали так называемые абсолютные монархи, хотя с течением времени в некоторых государствах правители стали испытывать давление, вынуждающее их разделить свою власть с законодателями или магистратурой. Все это, однако, еще предшествовало эре паспортов и виз, миграционного контроля и существенных привилегий в предоставлении права голоса, даруемых лишь весьма малой части населения. Основная масса людей представляла собой «подданных», и различия между теми из них, кто обладал наследуемыми правами, и теми, кто их не имел, редко оказывались значительными. В повседневной жизни XVII века едва ли проявлялись юридические и социальные различия между, скажем, бретонцем, приехавшим в Париж, и жителем долины Рейна, перебравшимся в Лейден (хотя первый пересекал границу между государствами, пусть и не слишком четко обозначенную, а второй - нет).

Французская революция изменила эту ситуацию, сделав подданных гражданами. Она исключила возможность восстановления прежних порядков - как для Франции, так и для капиталистической миро-системы в целом. Государства стали теоретически, а в некоторой степени и практически, ответственны перед значительной группой лиц, выражавших определенные политические требования. В XIX и XX столетиях эти требования реализовывались медленно и отнюдь не повсеместно, однако соответствующая риторика набирала силу. Но если появились граждане,

*.


возникала и категория неграждан.

Превращение подданных в граждан было следствием давления, исходившего как сверху, так и снизу. Народные требования участия в управлении государством, что можно назвать 146

требованием демократизации, проявлялись постоянно и отстаивались самыми разными способами. Именно они воплощались в популизме и революционных выступлениях. Последние раз за разом подавлялись, но сама идея продолжала жить, пусть и незаметно, и потенциал ее возрастал, даже если в тот или иной момент он выглядел слабым.

Реакцией на требования так называемых опасных классов, рассчитанной на длительную перспективу, стала политическая программа либерализма, победоносная идеология капиталистической миро-системы XIX века. Либералы предлагали программу осмысленных реформ, умеренных уступок и постепенных институциональных изменений. Программа либерализма XIX столетия состояла из трех основных элементов: избирательное право, перераспределение благ и национализм3. Избирательное право предполагало предоставление голоса все более широким кругам населения, проживающего в государстве. В XX веке всеобщее избирательное право для совершеннолетних мужчин и женщин (за исключением некоторых категорий граждан - например, преступников и умалишенных) стало нормой. К середине XX столетия перераспределение, предусматривавшее установленный государством и обеспечиваемый им минимальный уровень заработной платы, а также социальные выплаты и пособия, определявшиеся государством, также стало нормой, по крайней мере в наиболее богатых странах, и это стало принято называть государством благосостояния. Третий элемент программы -национализм - заключатся в воспитании патриотического чувства привязанности к своему государству, что достигалось систематической деятельностью двух институтов: начальных школ (а их посещение стало обязательным к середине XX века) и службы в армии (которая даже в мирное время стала нормой в большинстве стран, по меньшей мере для мужчин). Повсеместное распространение получили также коллективные националистические ритуалы. Если присмотреться к каждому из этих трех основных политических институтов - избирательному праву, государству благосостояния и национальным ритуалам и чувствам, -мы сразу заметим различие между гражданами и не-граждана-147

ми, по меньшей мере в том его виде, в каком оно существовало еще два десятилетия назад. Право голоса имели лишь граждане. Немыслимой казалась сама возможность предоставления этого права не-гражданам, сколь бы долго они ни жили в данной стране. Государственные социальные программы обычно, хотя и не всегда, учитывали статус граждан или неграждан. И само собой разумеется, националистические ритуалы и чувства были прерогативой граждан, в которой негражданам сознательно отказывали, вследствие чего по отношению к ним возникали подозрения, особенно в периоды обострения межгосударственных отношений. Но дело не только в том, что эти три института развивались в качестве таковых, пусть и параллельно, в отдельных государствах, но и в том, что граждане получали привилегию участвовать в строительстве и укреплении своих государств. Поскольку государства были вовлечены в межгосударственную конкуренцию за «богатство народов» и поскольку считалось, что блага граждан зависят от успехов государства, гражданство, особенно государств, занимавших верхние строчки в рейтинге, ранжировавшем страны по уровню валового национального продукта, рассматривалось в качестве исключительной привилегии. Более того, эти государства укрепляли в своих гражданах представления об их исключительности, что также льстило тем, кто пользовался правами гражданства.

Так гражданство приобрело ценность, которой человек вряд ли мог захотеть поделиться с другими. В качестве особой милости оно могло быть предоставлено отдельным особо жаждущим его просителям, но в целом гражданство оставалось привилегией, нуждающейся в строгой охране. Это казалось тем более справедливым, что граждане верили, будто за обретение данной привилегии они боролись с внутренними (и внешними) [врагами], и гражданство не стало для них простым подарком. Они ощущали свое моральное право быть гражданами. И то, что как идея гражданство представляло собой требование низов, делало его особенно эффективным инструментом, при помощи которого власть имущие могли усмирять опасные классы. Вся совокупность государственных ритуалов служила укреплению веры в то, что «нация» - это 148 если и не единственное, то уж самое важное сообщество, к которому принадлежит человек.

*.


Гражданство свело на нет или, во всяком случае, набросило тень на все прочие конфликты - как классовые, так и те, что определялись расовыми, этническими, тендерными, религиозными и языковыми различиями между группами или слоями населения, различиями, отличными от устанавливавшихся принадлежностью к той или иной «нации» или к тому или иному «сообществу». Гражданство выдвинуло на первый план конфликт между нациями. Оно призвано было служить средством консолидации государства, и оно им великолепно служило, давая людям определенные привилегии или, по меньшей мере, поддерживая соответствующие иллюзии. Принцип гражданства в общем и целом стабилизировал современную миро-систему. Он существенно упорядочил внутригосударственную жизнь, и нет оснований утверждать, что под его влиянием .межгосударственные отношения разупорядочились сильнее, чем в том случае, если бы он отсутствовал. Он стал не только стабилизирующим, но и неким центральным принципом. Стоит лишь взглянуть на юридическое оформление современных государств, чтобы понять, в какой мере практика законодательства и управления зависит от идеи гражданства. Тем не менее идея гражданства вызвала к жизни и некоторые трудности, поскольку одной из социально-экономических основ капиталистического миро-хозяйства выступает требование свободного перетока рабочей силы, или миграции. Миграция является прежде всего экономической необходимостью. Постоянные смещения центров хозяйственной активности в сочетании с различающимся демографическим положением [в том или ином регионе мира] означают неизбежность несоответствия локального спроса на отдельные виды рабочей силы и их предложение. В подобных случаях миграция оказывается в интересах как части наемных рабочих, так и части предпринимателей, и потому возникает рано или поздно, в зависимости от юридических препон (а скорее - от практических возможностей их преодоления). Несоответствие спроса и предложения рабочей силы в том или ином 149

регионе не может быть просто рассчитано в абсолютных значениях. Различные группы работников требуют, как правило, различной заработной платы за аналогичные виды работ. Мы называем это «исторически сложившимся уровнем заработной платы». Поэтому вполне вероятна ситуация, когда в определенной местности есть люди, ищущие работу, но они тем не менее откажутся от низкооплачиваемого труда, и для заполнения вакансий работодатели обратятся к потенциальным или уже наличествующим иммигрантам.

Итак, хотя гражданство ценится весьма высоко и поддерживает «протекционистские» чувства, миграция остается постоянно воспроизводящимся элементом современной миро-системы, существующим с самого ее возникновения. Я не уверен, что в наши дни миграция, как бы ее ни определяли, в относительном выражении является, несмотря на впечатляющий прогресс транспорта, более интенсивной, чем в прошлые столетия, но нет сомнения, что сегодня она гораздо настойчивее отмечается политиками и вызывает больше политических разногласий. Статус гражданина изменил значение понятия «мигрант». Выходец из сельской местности или житель поселка, переезжающий в мегаполис, расположенный всего в пятидесяти километрах, может пережить такую же социальную трансформацию, как и тот, кто уезжает в город за пять тысяч километров. И если это не вполне верно для многих стран конца XX века, то так было практически везде вплоть до середины столетия. Различие лишь в том. что уезжающий за пять тысяч километров с гораздо большей вероятностью пересечет государственную границу, чем уезжающий за пятьдесят. Поэтому первый будет официально считаться мигрантом (то есть не­гражданином), а второй - нет.

Значительная часть мигрантов старается остаться в той местности (или, по меньшей мере, в той стране), куда они приехали. На этом новом месте жительства они обзаводятся детьми, которые воспитываются в культурной традиции страны, где родились они сами, а не их родители. Когда говорят о проблеме интеграции, обычно имеют в виду интеграцию в общество именно таких мигрантов и их потомков. В странах-150

реципиентах существуют различные правила предоставления гражданства лицам, родившимся на их территории, - от jus soli в Соединенных Штатах и Канаде до jus sanguinis, принятого в Японии и в несколько измененной форме - в Германии, а также множество смешанных вариантов. Интеграция является культурологическим, а не юридическим понятием. Иными словами, предполагается существование неких культурных норм, которые человеку надлежит принять. В странах, где говорят на одном языке и исповедуют одну религию, такие нормы представляются достаточно очевидными и не слишком навязчивыми, хотя даже и там всегда имеются

*.


«меньшинства», отклоняющиеся от нормативных установлений. В других странах, где население более разнородно, также имеются господствующие нормы, но они кажутся более жесткими и неприятными. Возьмем Соединенные Штаты. В период их основания культурной нормой гражданства здесь был англоязычный протестант, принадлежавший к одной из четырех церквей: англиканской, пресвитерианской, методистской или конгрегационалистской. Конечно, это было типично прежде всего для высших слоев, но касалось также части среднего и низшего классов. Постепенно эта норма распространилась и на другие разновидности протестантизма. Последователи римско-католической церкви и иудеи были полностью интегрированы в эту культурную норму совсем недавно, в 50-е годы, когда политики начали говорить об «иудейско-христианском наследии». Афроамериканцы, по существу, так никогда и не были включены в этот круг, в то время как американцы латиноамериканского и азиатского происхождения все еще ждут своего возможного включения. Мусульмане, впервые образовавшие в последние годы значительное по численности меньшинство, до сих пор остаются полностью исключенными [из процесса интеграции].

Пример США иллюстрирует гибкость, допустимую при определении нормативной культурной модели государства. Ее полуофициальная идеологическая интерпретация состоит в том. что такая гибкость демонстрирует способность американской политической системы превращать «чужаков» в граждан и тем самым «интегрировать» их в состав нации. В этом 1 5 1

нет никаких сомнений. Но мы также видим и то, что ни в один момент все мигранты не оказываются реально интегрированными. Можно даже задать вопрос: не является ли особенностью данного процесса то, что он никогда не приведет к полной интеграции всех иммигрантов? Эмиль Дюркгейм предположил однажды, что по мере преодоления реальных различий социальная система пересматривает принятые нормы, воссоздавая различия, пусть даже малозначительные. Возможно, это относится и к понятию гражданина. Когда все резиденты окажутся реально интегрированными, не попытается ли «нация» найти новое определение самой себя, превращающее те или иные группы в новых «маргиналов»?

Такая мрачная мысль предполагает, что создание маргинализованных групп несет определенную пользу обществу, и социальные мыслители в той или иной форме неоднократно высказывали подобные гипотезы: как нужен козел отпущения, на которого можно возложить ответственность за общие грехи; как полезны низшие слои, поддерживающие в опасных классах постоянный страх перед ухудшением их нынешнего положения и вынуждающие их понизить уровень выдвигаемых требований; насколько образ явно отличной страты способен укрепить лояльность той или иной группы. Все эти допущения небезосновательны; при этом они комплексны и универсальны. Ранее я отмечал, что подобная модель сохранялась практически в неизменном виде с начале XIX века вплоть до 70-х годов XX столетия, и лишь затем в ней произошли некоторые изменения. Я продолжаю придерживаться этой позиции. Всемирная революция 1968 года стала во многих отношениях поворотным пунктом в истории современной миро-системы. Однако осталось незамеченным то ее последствие, что впервые со времен Французской революции было поставлено под сомнение понятие гражданства. И дело не только в том, что 1968 год был «интернациональным» по своему духу. В конце концов, международные движения возникали на протяжении XIX и XX веков: ими были, с одной стороны, различные рабочие «интернационалы» и, с другой, всякого рода движения в защиту мира. Как известно, все они не могли сколь-либо эф-152

фективно противостоять приливу у своих членов или сторонников националистических чувств в условиях роста международной напряженности. Самым ярким и систематически упоминающимся примером этого была реакция социалистических партий на начало Первой мировой войны4. Ее причины хорошо описаны А.Кригелем и Дж.Дж.Беккером в книге, посвященной дискуссиям, развернувшимся среди французских социалистов в 1914 году, за считаные недели до начала войны:

Оказалось, что любой социализм есть не более чем современная форма якобинства, и в момент нависшей над страной опасности голос «великих предков» перевешивает лозунги социалистической теории, значимость которой в данной ситуации выглядит неочевидной. В неудержимом патриотическом вихре, охватившем страну, война вновь стала восприниматься как инструмент реализации давних стремлений: место общечеловеческого мирного братства заняло братство, устанавливаемое войной и [скрепляющееся] победой5. Интернационалистские ориентиры движений рабочего класса и борцов за мир искажались тем, что

*.


все они создавали свои организационные структуры на национальном уровне. Но еще более важно, что они [сознательно] строили их именно таким образом, поскольку считали, что поставленных целей можно наилучшим, если не единственным, образом достичь именно на национальном уровне. Иными словами, они действовали прежде всего как граждане, объединившиеся в политической борьбе за влияние на свои государства и даже за их трансформацию. Они полагали, что, изменяя свои государства, внесут вклад в международную солидарность, которую проповедовали. Но даже несмотря на это, их политическая активность оставалась преимущественно, и даже практически всегда, ограниченной национальным уровнем. Отличительной чертой всемирной революции 1968 года было как раз противоположное: выражение разочарования в возможностях реформаторства на государственном уровне. Ее участники пошли даже дальше. Они всерьез утверждали, что ориентация на национальное реформаторство сама по себе выступает основным способом сохранения той миро-153 системы, которую они хотели разрушить. Революционеры отвергали не народные, а гражданские акции, даже если последние именовали себя «революционными». Именно это, скорее всего, вызвало наибольшее замешательство среди тех, кто оказался напуган восстаниями 1968 года, в особенности среди «старых левых».

Такая позиция революционеров 1968 года проистекала из двух положений, к которым они пришли, анализируя историю современной миро-системы. Первый сводился к тому, что, по их мнению, распространенная прежде двухступенчатая стратегия всех существовавших в мире антисистемных движений - сначала следует обрести государственную власть, а затем преобразовывать мир - была исторической ошибкой. Революционеры 1968 года утверждали, что антисистемные движения, возникшие в XIX и XX веках - социал-демократы, коммунисты, а также национально-освободительные силы, -все они в той или иной мере пришли к власти после Второй мировой войны. Но, даже добившись ее, они не изменили мир.

Это первое наблюдение воспринималось как еще более критическое благодаря второму положению. Получая в свои руки власть, антисистемные движения действительно инициировали реформы, которые выглядели прогрессивными, если не революционными. Но... систематически эти реформы осуществлялись в интересах строго определенного и ограниченного круга представителей низших слоев общества - в основном мужчин, принадлежавших к доминирующей в той или иной стране этнической группе и обладавших большим знанием национальной культуры (не следует ли сказать: «более интегрированных в эту культуру»?). Многие другие оставались без внимания, забытые, «маргинализированные» и не получившие ничего даже от этих ограниченных реформ - женщины, «меньшинства» и всевозможные группы, не относившиеся к основной части населения.

И после 1968 года эти «забытые люди» начали социально и интеллектуально организовываться в движения, протестуя не просто против господствующей страты общества, но и против идеи гражданства, как таковой. Одной из важнейших ха-154

рактерных особенностей этих постреволюционных* движений было то, что они не просто боролись против расовой и сексуальной дискриминации. В конце концов, движения, выдвигавшие соответствующие требования, существовали и задолго до того. Но постреволюционные движения добавили нечто новое. Они не только настаивали на том, что расовая и сексуальная дискриминация является продуктом индивидуальных предрассудков и предпочтений, но подчеркивали, что она принимает и «институциональные» формы. Они предпочитали говорить не об очевидной юридической дискриминации, а о ее завуалированных формах, скрытых за ширмой понятия «гражданин», поскольку последнее представляло собой симбиоз полномочий и наследуемых прав.

Разумеется, любая борьба против скрытого нарушения прав наталкивается на проблему правдоподобия, подтверждений и, наконец, доказательств. Поэтому [представители постреволюционных] движений акцентировали внимание на результате. Они подчеркивали, что с точки зрения фактов сохраняются серьезные различия в иерархическом положении отдельных групп, и это, как они утверждали, могло быть следствием институционального отмежевания [некоторых из них]. На утверждение о том, что институциональное отмежевание осуществляется систематически и что оно имманентно присуще современной миро-системе, возможны, по существу, лишь две ответные реакции. Первый, консервативный, ответ состоит в отрицании этого предположения. Различия в положении

*.


иерархизированных групп могут быть вполне очевидными, но из этого не следует, что их причиной является институциональное отмежевание. Можно настаивать, что разница результатов обусловлена другими факторами, в первую очередь связанными с культурными различиями между группами. Такая линия рассуждений наталкивается на простую логическую проблему. Даже если мы обнаружим и измерим эти культурные разли-

* Здесь и далее до конца главы постреволюционными называются движения, развивавшие требования, выдвинутые революционерами 1968 года - Прим. ред. 155

чия, чем сможем мы их объяснить - другими культурными различиями? В конце концов, мы будем вынуждены прийти либо к социально-структурному объяснению, что и делают сторонники гипотезы об институциональной расовой и сексуальной дискриминации, либо к объяснению социо-биологическому, с легкостью приводящему нас к классическим идеям расовой и сексуальной исключительности.

Если же мы хотим отказаться от консервативной позиции и принять социально-структурное объяснение, то проблема различий трансформируется в задачу снижения их остроты, что представляется нравственным благом. Не удивительно, что этот вопрос оставался одним из центральных, если не центральным, в политических дискуссиях на протяжении последних двадцати лет. Рассмотрим различные позиции, выдвигавшиеся в ходе дебатов. Самая простая позиция - вследствие того, что она наилучшим образом соотносится с традиционными аргументами либеральной идеологии - заключается в том, что институциональная расовая и сексуальная дискриминация может быть преодолена путем превращения тайного в явное. И, добавляли многие, поскольку для этого требуется время, такое превращение можно ускорить временной систематической поддержкой тех, кто исторически оказывался обделенным в условиях институционального отмежевания. В этом и заключался смысл первой из программ подобного типа - американской программы «утверждающих действий».

По сути, программы утверждающих действий предназначались для «интегрирования» в общество тех, кому теоретически давно уже надлежало быть в него интегрированными. Эти программы претендовали на возрождение изначальной сути идеи гражданства, которая, как утверждалось, была искажена силами, оппозиционными полной реализации демократических, или гражданских, принципов. Программы утверждающих действий были нацелены на то, чтобы показать добрые начала «системы» и непорядочность отдельных входящих в нее людей. Поэтому упомянутые программы редко, почти никогда, не поднимали фундаментального вопроса: насколько системным является то обстоятельство, что теоретически провозглашенные принципы гражданства никогда в полной 156

мере не были реализованы - даже по отношению к тем категориям лиц, к которым, казалось бы, они и должны были применяться.

В программах утверждающих действий - даже при значительных усилиях (как политических, так и финансовых), принесших лишь скромные результаты - содержались три просчета. Во-первых, имело место значительное скрытое сопротивление их реализации, проявлявшееся в разных формах. Так, например, введение в школах смешанного образования оставалось предельно сложным, пока на практике существовала жилищная сегрегация. Но бросить вызов этой реальной сегрегации означало бы вторгнуться в сферу, которая традиционно считается областью индивидуального выбора, и в то же время поднять вопрос о жилищной сегрегации на основе классового признака (так как границы классовых и расово-этнических групп тесно коррелировали друг с другом).

Во-вторых, программы утверждающих действий в определенном смысле принимали в расчет лишь тех, кто теоретически имел основания претендовать на те права, которыми обладали граждане. Но само определение этого круга лиц представляло собой часть этой проблемы. Следует ли отказать детям мигрантов (турок в Германии, корейцев в Японии и т. д.) в правах, которыми пользуются дети коренных жителей? Следует ли отказать в ряде прав самим мигрантам? Все это порождало многочисленные требования распространить права, дарованные гражданам, на тех, кто юридически таковыми не являлся, - как посредством упрощения процедуры приобретения гражданства, так и через официальное предоставление не-гражданам прав, которыми исторически обладали только граждане (например, права голоса, пусть хотя бы только на так называемых местных выборах).