Часть II Мир знаний

Социология XXI века

Перевод с английского под редакцией В.Л. Иноземцева


Москва

«Логос» 2004 УДК316.3/.4 ББК 60.56 В15

Иммануэль Валлерстайн

В15 Конец знакомого мира: Социология XXI века/Пер, с англ. под ред. В.И. Иноземцева. - М.: Логос, 2004. - 368 с. ISBN 5-94010-255-7

В книге, получившей широкую международную известность, крупный американский социолог анализирует

социальные процессы, характерные для современного мира. Автор показывает, что сложившаяся

историческая система вступила в критическую фазу, когда неизбежны нарастание неопределенности и

накопление кардинальных перемен, означающих, по сути, «конец знакомого мира». Вместе с

преобразованиями в привычном «мире капитализма» должен измениться и «мир знаний» об обществе. Одна

из центральных идей книги состоит в том, чтобы открыть всемирную дискуссию о будущем человечества,

привнести в его постижение большую рациональность и тем самым конструктивно объединить знание, мораль

и политику. Для ученых и специалистов в области социологии, философии, экономики,

культурологии, этики, политических и исторических наук. Представляет интерес для широкого круга

читателей.

УДК 316.3./4 ББК 60.56

ISBN 5-94010-255-7

© Immanuel Wallerstein, 2003

© Центр исследований Постиндустриального общества, 2003

Содержание Предисловие автора к русскому изданию ................................................ VII Предисловие .......................................................................................................... X Неопределенность и творчество. Исходные положения и выводы 5 Часть I. Мир капитализма Глава первая Социология и коммунистическая интерлюдия, или Интерпретации современной истории ............................................ 13 Глава вторая Африканский национальный конгресс и Южная Африка: прошлое и будущее освободительных движений в миро-системе .... 29 Глава третья Возвышение Восточной Азии, или Миро-система в XXI веке ........... 49 Кода Так называемый азиатский кризис. Геополитика в исторической перспективе ............................................... 69 Глава четвертая Государства? Суверенитет? Дилеммы капиталистов переходной эпохи ............................................. 80 Глава пятая Экология и издержки производства при капитализме. Нет выхода ............................................................................................................. 105 Глава шестая Либерализм и демократия. Братья-враги? ............................................... 120 Глава седьмая Интеграция во что? Отмежевание от чего? ............................................. 143 Глава восьмая Социальные изменения?

© «Логос», 2004


Изменения бесконечны. Ничего не меняется .......................................... 162

Глава девятая

Общественные науки и современное общество. Исчезающие

основания рациональности ........................................................................... 187

Глава десятая

Дифференциация и целостность в общественных науках ................. 212

Глава одиннадцатая

Многоликий евроцентризм. Обществоведческие дилеммы ............... 226

Глава двенадцатая

Структуры знания, или Сколько путей познания лежит перед нами 248

Глава тринадцатая

Взлет и грядущее падение миро-системного анализа ........................... 257

Глава четырнадцатая

Социальная теория и стремление к справедливому обществу ........ 269

Глава пятнадцатая

Наследие социологии и будущее обществоведения .............................. 293

Примечания ........................................................................................................... 334

Предисловие автора к русскому изданию

Как увидит читатель, эта книга разделена на две части. Первая посвящена тому, что мы знаем о мире, в котором живем, о мире, который я называю «миром капитализма». Вторая посвящена тому, как мы приходим к тому, что считаем нашим знанием об этом мире, к тому, что я называю «миром знания». Эти два мира обычно рассматриваются в рамках нашей университетской

*.


*.


системы и в ходе публичных дискуссий как независимые друг от друга. Первый считается предметом исследования экономистов, социологов, историков и иных обществоведов. Второй относится к ведению философов (в особенности эпистемологов), а также историков науки и образования. В определенном смысле, вторая группа ученых изучает не мир капитализма, а мир исследователей капитализма.

Основным тезисом, который я обосновываю в этой книге, является утверждение, что разграничение этих двух объектов исследования совершенно искусственно и, что еще хуже, крайне вредно. Оно мешает нам понимать, что действительно происходит в той исторической системе, в которой мы все живем. Пути познания сами по себе являются продуктами того мира, в котором живут познающие (ученые). Методы познания мира представляются как бы очками, позволяющими нам [лучше] видеть. Сами эти очки сначала должны быть произведены, и то, каким образом они создаются, зависит от доступных на данный момент технологий и от того, какие навыки выработаны в ходе их применения. Но очки, в свою очередь, способствуют дальнейшему прогрессу как технологий, VII

так и открывающих путь к их использованию навыков. Все это вместе образует неразрывное целое.

Более того, если очки искажают контуры [предметов], мы столкнемся не только с ошибочным пониманием мира, в котором живем, но и с очевидной неспособностью совершенствовать те интеллектуальные инструменты, которые могли бы позволить нам исправить допущенную ошибку. Таким образом, мы имеем дело не только с неразрывным целым, но еще и с постоянной взаимной каузальностью. И такова каждая историческая система. Они не только предоставляют своим членам имеющиеся у них преимущества, но и развращают их своими пороками. Они поддерживают равновесие, которое искажает наши представления и сковывает наши коллективные и индивидуальные возможности.

Но, несмотря на все это, эти самоподдерживающиеся системы время от времени разрушаются. Они разрушаются по причине своего комплексного характера и в силу того, что происходящие в них процессы со временем все сильнее выводят их из равновесного состояния. В конечном счете проявляющиеся в их развитии тенденции доводят до точки бифуркации, и хаотические подвижки опосредуют мучительный переход к некоему новому системному порядку, основные черты которого никогда не могут быть заранее предугаданы.

У российского читателя не должно складываться впечатления, что я рассматриваю именно Россию. Скорее, я описываю всю миро-систему, в которой Россия является лишь одной из составных частей. Не должно у читателя складываться впечатления и о том, что каждый из нас -лишь пешка в каком-то большом механическом процессе, на ход которого невозможно повлиять. Совсем наоборот. Неопределенность результата обусловливается только тем, что каждый из нас постоянно, индивидуально или в составе группы стремится, предпринимая те или иные усилия, добиваться поставленной им самим перед собой цели. В периоды же всеобщего беспорядка значимым может оказаться даже самый слабый толчок.

И тут мы снова возвращаемся к тому, почему была написана эта книга. Она была написана в надежде прояснить общую картину. Посреди полного беспорядка - какие альтерна-VIII

тивы открыты перед нами? И она написана ради того чтобы стать {на что я хочу надеяться) вкладом во всемирную дискуссию, которая может поспособствовать росту нашей сущностной рациональности.

Российский читатель, вероятно, столкнется еще с одним препятствием в этом [познавательном] усилии, усилии, которое нигде в мире не бывает легким. Россия приходит в себя после долгого периода, на протяжении которого ее правящие круги и господствующая идеология насаждали некие представления, которые, однако, оказались вовсе не очевидными. И с крахом коммунизма возникло всеобщее стремление заменить старые представления новыми, но и они доказали свою неочевидность еще быстрее прежних. Вполне можно допустить поэтому, что российский читатель сегодня дезориентирован и скептичен. Но я и не предлагаю нового набора постулатов. Напротив, я выдвигаю способный породить тревогу тезис, что строгих данностей не существует, но это не устраняет нашей потребности действовать. Мы стремимся определить, как должны сочетаться разум (четкое понимание пределов возможного знания) и нравственность (приверженность справедливому обществу), и никто не должен остаться в стороне от решения этой задачи.


Предисловие

Являясь с 1994 по 1998 год президентом Международной социологической ассоциации, я призывал ее [членов] сконцентрировать внимание на необходимости переоценить сложившиеся социологические стереотипы с учетом будущего мира XXI века, мира, который, как я утверждал, будет значительно отличаться от нынешнего. Поскольку в качестве президента Международной социологической ассоциации меня приглашали выступать на многочисленных собраниях социологов и представителей других общественных наук, я решил последовать своим собственным призывам и использовать открывшиеся возможности для того, чтобы изложить мои взгляды на предмет социологии в XXI столетии.

Название книги было подсказано Пэтриком Уилкинсоном, читавшим многие из моих эссе, как только они принимали завершенную форму. Однажды он заметил, что то, о чем я пишу. - это. по существу [«конец знакомого мира»], «конец мира в том виде, в каком мы его знаем», причем в обоих значениях слова «знать»: как cognoscere и как scire. Я использовал эту идею как способ построения сборника очерков, разделенного на две части: «Мир капитализма» и «Мир знания» - то есть мир, который мы знаем в том смысле, в каком он составляет нашу реальность (мир капитализма, или cognoscere), и мир, известный нам в меру его понимания нами (мир знания, или scire).

Мне кажется, что мы бродим по темному лесу и не вполне понимаем, в каком направлении следует идти. Думаю, что нам необходимо как можно скорее обсудить это всем вместе, X и подобная дискуссия должна стать поистине всемирной. Более того, такое обсуждение, на мой взгляд, не относится к числу тех, где можно разделить и «развести по разным углам» вопросы знания, этики и политики, что я и пытаюсь кратко обосновать в первом очерке «Неопределенность и творчество». Мы вовлечены в необычный и трудный спор. Однако мы не сможем решить проблемы, которых будем пытаться не замечать.