Внешняя и внутренняя среда предприятий

Анализ внешней среды и ее влияние на реализацию альтернатив

Тема 7

7.1. Внешняя и внутренняя среда предприятий

7.2. Прогнозирование состояния внешней среды

7.3. Экспертные методы оценки влияния внешней среды

 

 

В конце 50-х годов в странах с рыночной экономикой изме­нился взгляд на предприятие как закрытую систему, относи­тельно независимую от окружающей ее среды. Напротив, все большее значение приобретали внешние факторы, среди кото­рых выделялись государственное регулирование, воздействие инфляции, обострение конкуренции и др. Игнорирование этих и других факторов неминуемо вело к банкротству. Определению организации как открытой системе, зависящей от внешнего мира, способствовало использование одного из разделов тео­рии систем - ситуационного подхода. Сущность данного подхо­да состоит в учете особенностей конкретной ситуации и условий внешней среды при принятии решений. Модель предприятия как открытой системы показана на рис. 7.1.1.

Рис. 7.1.1. Предприятие как открытая система

 

В менеджменте весьма важен учет воздейст­вующих факторов, которые могут создать определенные труд­ности (угрозы) в деятельности предприятия, либо способство­вать появлению возможностей получения положительного ре­зультата при проведении конкретных операций. Таких факторов может быть множество. В теории менеджмента выделяются семь основных, от которых зависит успех предприятия:

-экономические;

- политические;

- технологические;

- социальные;

- конкурентные;

- рыночные;

- международные.

Каждый из факторов может представлять в разное время для одного предприятия либо для разных предприятий в одно время или угрозу или новую возможность. Поэтому состояние внешней среды должно постоянно анализироваться, а результаты анали­за - использоваться при выборе альтернатив решения проблем.

Экономические факторы – в их состав входят прогнозы развития экономики в краткосрочной перспективе, а также оценка диагноза ее функционирования в будущем. Влияние этих факторов весьма актуально для работы отечественных предприятий в современных условиях, в частности такие, как темпы инфляции, уровни занятости населения, банковский кре­дит, налоговая ставка, курс доллара и другие.

Политические факторы - влияют через деятельность прави­тельственных институтов, региональных и местных органов вла­сти и управления. Государство прямо или косвенно затрагивает деятельность предприятий. Принятие новых законов, непредви­денные политические события могут кардинально отразиться на их развитии. Политическая нестабильность негативно проявля­ется на экономическом состоянии страны в целом, затрудняет разработку долговременных стратегий. Внутренняя политика государства является одним из основополагающих факторов внешней среды в развитии предприятий.

Технологические факторы - оказывают влияние за счет изме­нений в технологии производства товаров, оказания услуг, в средствах связи, в проектировании, использовании информаци­онных технологий, внедрении ноу-хау и т.д. Игнорирование тех­нологических факторов может резко подорвать позиции пред­приятия на рынке и привести к безнадежному состоянию.

Социальные факторы - связаны с изменением социальных ожиданий, отношений и нравственности в обществе. Кризис в экономике отражается на сознании людей, социальной сфере. Забастовки, другие акты протеста против действий вопреки ожиданиям людей, нарушения принципов деловой этики в среде предпринимателей - эти и другие факторы должны учитываться руководителями при выборе оптимального варианта решения проблемы. В условиях стабильного развития общества в данную группу факторов включаются также изменения социальных уста­новок менеджеров, расширение спектра социальных методов управления, создание благоприятных условий труда, ориента­ция на защиту прав потребителей, национальных меньшинств, женского труда, социальную ответственность предприятия.

Конкурентные факторы – позволяют учитывать будущие цели конкурентов, оценивать их текущую стратегию, перспективность положения в отрасли, изучать силь­ные и слабые стороны. Полезна информация о степени удовле­творенности конкурента своим текущим состоянием, его уязви­мость, намерения относительно используемой стратегии.

Следует иметь в виду, что конкурентная борьба не ограни­чивается завоеванием рынка сбыта и покупателей. Она включа­ет и борьбу за сырьевые рынки, капитал, кадры, научно-технические нововведения. В последние десятилетия имеются факты не только резкого противостояния конкурентов, но и их взаимодействия на рынке.

Рыночные факторы - проявляются в изменениях жизненного цикла товаров и услуг, уровня конкуренции, ценовом механиз­ме, рекламных компаниях, распределении доходов населения, демографической ситуации. Умелое использование влияния данных факторов позволяет избежать нежелательных явлений, а порой и добиться процветания.

Международные факторы - с ними связаны потенциальные перемены и на внутреннем рынке. В частности, целесообразно оценивать принятие политических решений в странах-партнерах, изменение валютного курса, по­явление новых сырьевых источников в странах-инвесторах.

В целом изучение и анализ факторов внешней среды по­зволяет составить картину того, на каком качественном уровне находится предприятие относительно конкурентов, что оно в состоянии достигнуть и что для этого необходимо сделать. А самое важное - своевременное выявление внешних факторов и определение интенсивности их влияния дает выигрыш во вре­мени, в худшем случае - для принятия «профилактических» мер по устранению, предупреждению или ослаблению нежелатель­ных воздействий (угроз), в лучшем - для эффективного исполь­зования представившихся возможностей.

Отдельные авторы делят все факторы (элементы) внешней среды на две группы: прямого воздействия и косвенного воз­действия. В первую группу включаются потребители, конкурен­ты, поставщики, правительственные институты, посредники, финансовые организации и источники трудовых ресурсов. Во вторую группу общее состояние экономики, социально-культурные, политические, национальные и некоторые другие факторы.

Наряду с изучением и оценкой влияния внешней среды не менее важно глубокое знание собственных возможностей пред­приятия, его неиспользованных резервов, сильных и слабых сторон. Это имеет значение как для противостояния «внешним опасностям», так и для успешной самоорганизации и самораз­вития.

Деятельность по диагностике внутренних проблем назы­вают управленческим обследованием. Его рекомендуется проводить по следующим направлениям:

- маркетинг;

- финансы;

- производство;

- кадры (человеческий фактор);

- организационная культура;

- имидж предприятия.

В области маркетинга обращается внимание на такие во­просы, как доля на рынке и конкурентоспособность, ассорти­мент и качество выпускаемой продукции, сегментация рынка и типология потребителей. Весьма важны также научные иссле­дования и разработки рыночной тематики, торговое обслужива­ние покупателей и послепродажный сервис, организация и про­блемы сбыта, реклама и мероприятия по стимулированию про­даж, объем получаемой прибыли.

Анализ финансового состояния предприятия на основе по­стоянного контроля позволяет своевременно выявлять «узкие места», сильные и слабые стороны в работе, принимать реше­ния по корректировке текущей деятельности и планов на пер­спективу.

Анализ внутренних факторов включает и управление произ­водственным процессом. В частности, представляют интерес вопросы ценообразования, поставки сырья и материалов, взаи­модействия с поставщиками, состояния производственного пар­ка оборудования, его производительности, возможности расши­рения рынка, эффективности системы контроля качества, проек­тирования технологического процесса, его модернизации.

Одним из важнейших внутренних факторов в функциониро­вании предприятия является человеческий фактор. В конечном счете все замыкается на человеке, на его квалификации, твор­ческих возможностях, мотивации трудиться с наибольшей отда­чей. Какими бы потенциально эффективными не были бы ново­введения - их судьба в руках, разуме, чувствах человека. И ру­ководителям важно сформировать мобильный коллектив, зато эти затраты окупаются сторицей.

Немаловажным фактором внутренней среды управления является культура предприятия, его имидж. Он так или иначе проявляется в характере, содержании принимаемых решений. Культура управления, как и имидж, складывается из многих из­вестных компонентов. Если культура управления характеризует прежде всего «внутреннее» состояние предприятия, то в имидже отражается сложившееся общественное мнение о фирме во внешней среде, в деловом мире. Укрепление позитивного имиджа, как и внимание к вопросам повышения культуры управ­ления, являются предметом постоянной заботы руководства предприятия.

Итак, основная цель изучения факторов внешней среды со­стоит в выигрыше времени для преодоления неизбежных угроз или использования шансов в пользу предприятия. Изучение и анализ внутренних факторов направлен на выявление преиму­ществ и недостатков в работе предприятия, ранжирование их по степени важности для немедленного реагирования в интересах предприятия, а также мобилизации на исполнение выбранной альтернативы действий.