Основные модели оперативного управления предприятием

Процесс построения и использования управленческих моделей

 

1. Постановка задачи - исходный этап моделирования. Альберт Эйнштейн считал, что правильная постановка задачи даже важнее, чем ее решение. Для этого необходима тщательная диагностика управленческой ситуации, сбор максимально точной информации по проблеме.

2. Построение модели предполагает определение главной цели модели, ее выходных параметров, то есть информации, которую необходимо получить в результате моделирования. При этом устанавливается, какая информация необходима для построения модели, оцениваются расходы на разработку, уровень сложности модели, чтобы моделирование было экономически выгодным и положительно воспринималось исполнителями.

3. Проверка модели на достоверность заключается в установлении степени соответствия реальной ситуации. Высокая степень соответствия означает, что все существенные элементы и факторы встроены в модель, в ней использована релевантная информация. Необходима также оценка степени совершенства разработанной модели. Обычно ее опробуют на ситуации из прошлого. Если модель даст верное решение, то она будет верна и для решения существующей проблемы

4. Применение модели - один из наиболее тревожных моментов процесса моделирования. Лишь 60% всех управленческих моделей, разрабатываемых в США, обычно используются в практической деятельности. Наиболее консер­вативными в этой области считаются западноевропейские маркетологи и аме­риканские финансисты. Основная причина неиспользования моделей в управлении заключается в том, что их разрабатывают специалисты штабных служб, а использовать должны линейные менеджеры, не участвовавшие в их построе­нии. Линейные руководители не считают целесообразным или опасаются применять модели по недопониманию, что требует их привлечения к стадии разработки моделей.

5. Обновление моделей обусловлено тем, что может обнаружиться недостаточное совершенство модели в процессе ее применения, изменятся цели организации или могут произойти изменения во внешнем окружении, например, появятся новые потребители, поставщики, технологии, конкуренты, что потребует модификации основных параметров модели.

 

К основным моделям оперативного управления предприятием относятся:

1) бюджетная модель;

2) модель безубыточности;

3) точка нормальной рентабельности (NRP);

4) логистическая модель;

5) платежная матрица;

6) имитационное моделирование.

Бюджетные модели при принятии управленческого решения используются для прогнозирования будущей рентабельности производства, установления нижней границы цен на товары, регулирования бюджетных расходов фирмы в соответствии с планируемой рентабельностью.

Производственные бюджетные модели гораздо сложнее. В них совокупные издержки делятся на переменные и постоянные (условно-постоянные) издержки (затраты). Условность издержек заключается в том, что постоянные затраты остаются постоянными только в краткосрочном периоде (не более одного года).

При исследовании взаимосвязи между постоянными и переменными затратами и прибылью важную роль играет модель безубыточности производства и реализации продукции. Точку безубыточности называют также мертвой точкой, критической точкой, порогом рентабельности, точкой самоокупаемости.

Точка безубыточности соответствует такому объему продаж, при котором фирма покрывает все постоянные и переменные затраты, не имея прибыли. С помощью точки безубыточности определяется порог, за которым объем продаж обеспечивает рентабельность, т.е. прибыльность продукции.

Точка безубыточности определяется по следующей формуле:

FC / (1- VC/V),

где FC – постоянные затраты;

VC – переменные затраты;

V – объем продаж.

2. Безубыточность продаж можно определить также как финансовую точку перехода, в которой доходы точно соответствуют затратам. Данный анализ не отражается в отчетных документах предприятий, но финансовые менеджеры считают его чрезвычайно полезным оценочным критерием. Определим необходимы обозначения:

S – продажи (выручка);

x – объем продаж в единицах;

р – цена за единицу;

v – переменная стоимость;

VC – переменные затраты;

FC – постоянные затраты

При анализе безубыточности возникают такие понятия как:

1. Маржинальная прибыль (валовая маржа) – превышение объема от продаж (выручки) над переменными затратами. Это все имеющиеся денежные средства для покрытия постоянных затрат и для получения прибыли (S - VC),.

2. Единичная маржинальная прибыль – (p – v).

3. Точка равновесия - уровень дохода от продаж, при котором доход равен общей сумме переменных и постоянных затрат для данного объема продаж при определенной степени загрузки производственных мощностей:

а) Точка равновесия = FC / p –v (в единицах);

б) Точка равновесия * p = в денежных единицах

4. Денежная точка равновесия необходима для оценки объема продаж, который покроет все денежные расходы. Для этого из постоянных затрат вычитают неденежные затраты (амортизацию).

Денежная точка равновесия = FC – амортизация / единичная маржинальная прибыль

 

3. Третий способ определения точки безубыточности можно представить в следующем виде:

Порог рентабельности = постоянные затраты / валовая маржа / выручка

Точка безубыточности (BEP) определяется на базе тех основных факторов:

1) цена реализации единицы продукции показывает, какой доход предприятие получит от продажи каждой единицы товаров или услуг;

2) переменные издержки на единицу продукции – это фактические расходы, прямо относимые на изготовление каждой единицы продукции (сырье, стоимость обработки, заработная плата и т.д.)

3) условно-постоянные издержки, которые по меньшей мере в ближайшей перспективы остаются неизменными независимо от объема производства (накладные расходы, управленческие расходы, налоги, аренда и т.д.).

При разработке данной модели предприятие должно учитыватьзапас финансовой прочности,т.е. оценивать объем продаж сверх уровня безубыточности. Запас финансовой прочности определяется по формуле:

1. ФП = V – ТБ / V *100%,

где V – объем продаж;

ТБ – точка безубыточности.

2. ФП = выручка от реализации – порог рентабельности.

Максимизация прибыли путем изменения доли переменных и постоянных затрат, определения точки безубыточности и запаса финансовой прочности открывает возможность предпринимателям планировать на перспективу размеры прироста прибыли и принимать меры по изменению в ту или иную сторону величины переменных и постоянных затрат.

Леверидж – часть постоянных затрат, которая является источником риска для компании. Операционный леверидж (мера операционного риска) определяется способностью компании управлять постоянными затратами. Проявлением операционного левериджа является влияние изменения объема продаж на прибыль до выплаты процентов и налогообложения.

1. Операционный леверидж = процент изменения ПДПН / процент изменения продаж = (p –v)*x / (p –v)*x – FC,

т.е., если продажи увеличится на 10% компания может рассчитывать, что чистая прибыль увеличиться на ту величину, которая получится при вычислении операционного левериджа. Эта величина может быть представлена и в процентах.

2. Сила воздействия операционного рычага = валовая маржа / прибыль.

Действие операционного рычага проявляется в том, то любое изменение выручки от реализации порождает более сильное изменение прибыли.

Одна из главных задач финансового менеджмента – максимизация рентабельности собственного капитала при заданном уровне финансового риска – реализуется различными методами. Одним из основных механизмов реализации этой задачи является «финансовый леверидж».

Финансовый леверидж характеризует использование предприятием заемных средств, которое влияет на изменение коэффициента рентабельности собственного капитала. Иными словами, финансовый леверидж представляет собой объективный фактор, возникающий с появлением заемных средств в объеме используемого предприятием капитала, позволяющий ему получить дополнительную прибыль на собственный капитал.

Показатель, отражающий уровень дополнительно генерируемой прибыли собственным капиталом при различной доле использования заемных средств, называется эффектом финансового левериджа. Он рассчитывается по следующей формуле:

 

ЭВЛ = (1 – С НП) . (КВРА – ПК) . (ЗК/СК),

 

где ЭФЛ – эффект финансового левериджа, заключающийся в приросте коэффициента рентабельности собственного капитала, проц.;

С НП – ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью;

КВРА – коэффициент валовой рентабельности активов (отношение валовой прибыли к средней стоимости активов), проц.;

ПК – средний размер процентов за кредит, уплачиваемый предприятием за использование заемного капитала, проц.;

ЗК – средняя сумма используемого предприятием заемного капитала;

СК – средняя сумма собственного капитала предприятия.

Этот способ открывает руководителями широкие возможности по определению безопасного объема заемных средств, расчету допустимых условий кредитования.

Финансовый леверидж (мера финансового риска) определяется наличием долговых обязательств и (или) привилегированных акций в структуре капитала предприятия.

Финансовый леверидж = процент изменения ПНА / процент изменения ПДПН = (p-v)*x –FC / (p-v)*x –FC – I,

где ПНА – прибыль на акцию;

I – фиксированная плата за финансирование (выплата процентов по облигациям или дивидендов по привилегированным акциям, которые должны рассчитаны с условием налогообложения, т.е. должны быть разделены на (1 – t).

Точка безубыточности является важной характеристикой модели безубыточности. При этом руководителям важнее знать, при каком объеме реализации предприятию гарантирован нормальный уровень рентабельности, например, по сравнению с конкурентами или ведущими предприятиями отрасли. Для этих целей можно рассчитать точку нормальной рентабельности (NRP).

Точка нормальной рентабельности (NRP) = постоянные затраты * индекс рентабельности / цена – переменные затраты * индекс рентабельности

 

Логистическая модель позволяет управлять техническим снабжением предприятия и запасами. Термин «оптимальный размер заказа» (ОРЗ) имеет отношение к складированию изделий, ко­торые широко используются в производственном процессе. Это попытка ми­нимизировать, с одной стороны, затраты на содержание складских помещений и охрану, потери от недоиспользования производственных площадей, занятых под склады, снизить потери от омертвления в запасах части оборотных средств, риск порчи и хищений. С другой стороны, необходимы поддержание устойчи­вого технологического процесса без остановок и простоев из-за нехватки запа­сов, минимизация затрат на транспортировку (при частых заказах они возрас­тают), снижение риска потерь от неблагоприятного изменения цен ни заказы­ваемые изделия (при частых заказах его величина возрастает). То есть опти­мальный размер заказа - это инструмент нахождения баланса между издержка­ми на хранение запасов и расходами, связанными с заказами сырья и ком­плектующих.

Связь между издержками на заказы и издержками на хранение показана в табл. 4.3.1. Издержки на хранение увеличиваются непрерывно с увеличением размера запасов. Издержки на заказы с ростом объема заказа снижаются за­медляющимися темпами, поскольку уменьшаются транспортные расходы, но увеличиваются затраты по организации поставок и риск неблагоприятного изменения цен.

Величина оптимального раз­мера в значительной степени подвержена влиянию вероятностных факторов:

- неопределенности спроса;

- непредсказуемости изменения горизонтов планирования;

- возможности неритмичных поставок заказной продукции;
вероятности изменения цен на сырье и комплектующие.

 

 

Таблица 4.3.1.

Пример логистической модели

 

Число заказов в год Размер заказа, шт. Средний размер запаса, шт. Вероятные издержки хранения, тыс. руб. Вероятные издержки на заказ, тыс. руб. Вероятные совокупные издержки, тыс. руб.

 

Анализируя вышеприведенные данные, можно сделать вывод, что мини­мальные совокупные издержки на хранение и заказ составляют 220 тыс. рублей, что соответствует оптимальному размеру заказа в 1200 или 1000 штук при числе заказов 5 и 6 раз в год.

Величину оптимального размера можно определить с помощью формулы Вильсона:

 

Q =

где m – годовой объем закупаемых товаров в штуках, тоннах и т.д.

o – издержки по обслуживанию одной партии закупок;

R – цена «франко-склад» покупателя за единицу товара;

Z – издержки на складирование к стоимости среднегодового товарного запаса (в форме десятичной дроби).

В после­днее время в практике управления широкое распространение получили статис­тические модели, учитывающие неопределенный или вероятностный характер последствий принимаемых решений и действий по их реализации. Платежная матрица является наиболее простой разновидностью статистических моделей, что обусловливает ее широкое применение в деятельности руководителей лю­бого уровня. Применение платежной матрицы дает достаточно надежные ре­зультаты, если соблюдены следующие условия:

а) имеется ограниченное число вариантов действий и возможных послед­ствий;

б) можно оценить все последствия предпринимаемых действий в денеж­ной форме;

в) можно определит объективную или субъективную вероятность каждого из последствий.

Если не учитывать ве­роятностного характера последствий принимаемых решений, то моделируемая управленческая ситуация всегда будет выглядеть чересчур оптимистично, что подталкивает руководителей к принятию необоснованно рискованных реше­ний, чреватых не только большими потерями, но и крахом всего предприятия.
Поэтому смысл составления платежной матрицы заключается в определении наиболее вероятного результата (дохода) по каждому из рассматриваемых вариантов действий. Наиболее вероятный доход рассчитывается но формуле математического ожидания:

 

E (x) = ,

 

где S - сумма вероятностей событий;

P - произведение вероятности с полученным результатом события;

Х – результат события или альтернативы принимаемого решения.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что использование того или иного математического метода за­висит от класса задач (проблем) исследования операций.

 


+Тема 5.