Основные подходы к оценке эффективности управления кадровым потенциалом 6 страница
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ— форма административных полномочий, при которой персонал имеет право наложить вето на решения линейного руководства. Цель П.П. — организации системы контроля для обеспечения сбалансированности власти и снижения вероятности появления грубых ошибок в работе линейного руководства. Наиболее широко данный вид П.П. используется в правительственных организациях и структурах.
ПЕНСИОНЕР— человек, находящийся на пенсии по возрасту или по инвалидности; может заниматься профессиональной деятельностью с сохранением пенсии (в случаях, предусмотренных законодательством). В зарубежной практике распространен опыт привлечения П. к разовым видам работы, либо на общественных началах, либо за частичную оплату.
ПЕНСИЯ— денежное обеспечение, получаемое гражданами из соответствующих фондов в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности. Пенсионным законодательством РФ признано, что основаниями для пенсионного обеспечения являются достижение определенного возраста, наступление инвалидности, длительное выполнение отдельными категориями работников профессиональной деятельности, смерть кормильца в случае нетрудоспособных членов семьи. Установлены следующие виды П.: по старости (возрасту), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальная П.
ПЕНСИЯ ДОСРОЧНАЯ— денежное обеспечение, оформляемее гражданину из числа имеющих статус безработного и трудовой стаж, дающий право на получение в полном размере пенсии по старости (включая пенсию на льготных условиях), но не ранее чем за два года установленного законодательством срока выхода на пенсию. Пенсия оформляется гражданам с их согласия.
ПЕНСИЯ ПО ИНВАЛИДНОСТИ— денежное обеспечение, получаемое гражданами из социальных фондов в случае болезни, полной или значительной потери трудоспособности.
ПЕНСИЯ ПО СТАРОСТИ— денежное обеспечение, получаемое гражданами из страховых и иных социальных фондов при достижении определенного возраста. В РФ — мужчинам по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет, женщинам — по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет. Отдельным категориям граждан, в т.ч. женщинам, родившим пять и более детей, инвалидам войны, инвалидам первой группы по зрению и др., а также в связи с особыми условиями работы пенсии устанавливаются на льготных основаниях — по достижении меньшего количества лет и при пониженном трудовом стаже.
ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПЕРСОНАЛА— изменение места сотрудников в организационной структуре управления. П.П. может происходить в горизонтальном или вертикальном направлении (т.е. без смены или со сменой иерархического уровня организационной структуры), как в рамках одного подразделения структуры, так и с выходом за его рамки (перевод сотрудника в другое подразделение).
ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПЕРСОНАЛА МЕЖДОЛЖНОСТНОЕ— перемещения, связанные с изменением места приложения труда. Так, инженер становится мастером, начальником цеха, отдела и т.д. В системе М.П.П. есть и такие, которые, подобно квалификационным, не влекут за собой буквальных перемещений. Инженера выдвигают на должность старшего инженера и т.п., т.е. происходит расширение и усложнение выполняемых функций без смены места работы.
ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПЕРСОНАЛА МЕЖПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ — переход от одной профессии к другой (как правило, от менее сложной к более сложной), а также овладение дополнительными профессиями. Овладев дополнительной профессией, работник частично или даже полностью может замещать еще одно рабочее место. Это может реализовываться периодически, по мере необходимости или постоянно. М.П.П. характерны для современного производства с расширяющейся сферой коллективной организации труда и распространением совмещения профессий.
ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ— подготовка кадров с целью освоения новых знаний, умений и навыков в связи с изменившимися требованиями к результатам труда и его содержания или овладением новой профессии.
ПЕРЕРЫВЫ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ— время, предоставляемое работнику в течение ежедневной работы (смены) для отдыха и питания. Перерывы и их конкретная продолжительность устанавливаются в правилах внутреннего трудового распорядка, графиках сменности или по соглашению между работником и работодателем. Используются работником по своему усмотрению и в рабочее время не включаются.
ПЕРСОНАЛ(лат. personalis — личный) — личный состав организации, работающий по найму и обладающий определенными признаками. Существенными признаками П. являются наличие его трудовых взаимоотношений с работодателем и обладание определенными качественными характеристиками.
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ПООЩРЕНИЯ— моральное или материальное поощрение работника за качественное и своевременное выполнение обязанностей.
ПЕРСОНАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ— область знаний, изучающая организацию личного труда работника, основанную на использовании достижений науки и передового опыта, применении технических средств. П.М. позволяет наилучшим образом установить взаимодействие между работником и используемыми техническими средствами в процессе выполнения должностных обязанностей.
ПЕРСОНАЛ-ИЗДЕРЖКИ— концепция управления кадровым потенциалом, согласно которой персонал рассматривается как издержки организации, которые необходимо сокращать. Основные характеристики данного подхода: принуждение персонала и его зависимость, минимизация численности и затрат на его содержание, малый период планирования, ориентация на количественные показатели в работе, неучастие персонала в управлении организацией.
ПЕРСОНАЛ-РЕСУРС— концепция управления кадровым потенциалом, рассматривающая персонал как один из основных ресурсов организации, которым надо грамотно управлять. Основные характеристики данного подхода: целесообразность всей работы с персоналом в соответствии со стратегией развития организации, качественный и количественный прогноз этого ресурса, его оптимизация и расчет на длительную перспективу, ориентация на качественные показатели деятельности работников, их гибкость и участие в управлении организацией, значительная степень автономии и самостоятельности специалистов при выполнении работ.
ПЕРСОНАЛ-ТЕХНОЛОГИЯ— образ поведения руководителя, придерживаясь которого он при помощи необходимой документации (рабочей, нормативно-методической) и слов, обращенных к сотрудникам, может добиться решения поставленной задачи с необходимым качеством и в установленные сроки.
ПЛАНИРОВАНИЕ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА— прогнозирование персональных продвижений, их последовательности и соответствующих им мероприятий; требует проработки всей цепочки продвижений, перемещений, увольнений конкретных сотрудников. Основой П.К.Р. для выдвижения на управленческие должности организации является подробный учет руководящих должностей, включая и те, которые станут вакантными в ближайшее время, и составление списка кандидатов на замещение по каждой должности.
ПЛАНИРОВАНИЕ КАДРОВОЕ— целенаправленная деятельность, имеющая задачу предоставления рабочих мест в нужный момент времени и в необходимом количестве в соответствии со способностями и склонностями работников и требованиями организации. К.П. осуществляется как в интересах организации, так и в интересах ее персонала. Для организации важно располагать в нужное время, в нужном месте, в нужном количестве и с соответствующей квалификацией таким персоналом, который необходим для решения производственных задач, достижения ее целей. К.П. должно создавать условия для мотивации более высокой производительности труда и удовлетворенности работой.
ПЛАНИРОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА— мероприятия по внутриорганизационному, внеорганизационному обучению и спецподготовке; позволяют полнее использовать собственные трудовые ресурсы без поиска новых квалифицированных кадров на внешнем рынке труда.
ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА— целенаправленные мероприятия по найму и приему персонала с целью удовлетворения в перспективе потребности организации в кадрах за счет внутренних и внешних источников. Внутренние источники привлечения персонала позволяют лучше использовать уже имеющийся в организации персонал в результате появления дополнительной работы, перераспределения заданий или перемещения, продвижения по службе работников. Внешние источник привлечения персонала — это наем новых работников.
ПЛАНИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ— применение методов планирования кадров и рабочей силы. Три этапа этого планирования предусматривают оценку наличных трудовых ресурсов, оценку будущих потребностей и разработку программы для удовлетворения этих потребностей.
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ— подготовка кадров с целью совершенствования знаний, умений и навыков в связи с повышением требований к профессии или повышением в должности.
ПОДБОР И РАССТАНОВКА КАДРОВ— одна из важнейших функций управленческого цикла, выполняемых руководящим составом организации. Подбором кадров занимаются все руководители от бригадира до директора, подбор кадров сопровождается их расстановкой в соответствии с деловыми качествами. Очень часто подбор кадров отождествляют с процессом отбора кадров, что неправомерно с точки зрения русского языка, поскольку отбор — это выделение кого-либо из общего числа.
ПОДБОР КАДРОВ КУЛУАРНЫЙ (фр. qouloirs— коридоры) — метод подбора кадров с помощью закулисных сделок, махинаций, в обход установленного порядка назначения должностных лиц в государственном аппарате и различных организациях. К.П.К. скрыт от общественности и совершается группой заинтересованных влиятельных лиц с целью проведения нужных людей на соответствующие должности.
ПОЖИЗНЕННЫЙ НАЕМ— одна из форм гарантированной занятости, применяемая в крупных компаниях и государственных учреждениях Японии. С помощью этой системы японские предприниматели стремятся создать обстановку доверительности, общинных (семейных) отношений на предприятиях. Стабильность служит стимулом для рабочих и служащих, улучшает отношения рядовых сотрудников с руководством и помогает получать информацию от опытных рабочих.
ПОМОЩЬ ПРИ УВОЛЬНЕНИИ— организационная, юридическая и психологическая поддержка сотрудников со стороны администрации при увольнении; может осуществляться в различных формах в зависимости от вида увольнения. При увольнении по инициативе работника или по истечении срока контракта используется метод «заключительного интервью»; при увольнении по инициативе администрации (в ряде случаев по истечении срока контракта) реализуется специальная программа работ; при выходе сотрудников на пенсию используется метод, получивший в зарубежной практике название «скользящее пенсионирование».
ПООЩРИТЕЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ— понятие более широкое, чем премии; включают ежемесячные и ежеквартальные вознаграждения (надбавки) за выслугу лет, стаж работы, стимулирующие надбавки и доплаты к окладам (за профессиональное мастерство, совмещение профессий, должностей), компенсационные выплаты разной направленности (кроме выплат из внебюджетных фондов), выплаты, связанные с районным регулированием заработной платы и т.д., составляющие в основном дополнительную заработную плату. П.В. могут осуществляться из прибыли предприятия. За рубежом практикуются системы, получившие название «бонус», и др. выплаты, формально не связанные с достижением определенных результатов. Бонусы представляют собой разовые выплаты из прибыли предприятия. Это может быть годовой, полугодовой, рождественский, новогодний бонус, связанный не только с определенной датой, но и, как правило, со стажем работы и размером получаемой основной заработной платы или всей заработной платой в целом. Имеют место и другие виды бонусов: за заслуги, за выслугу лет, целевой бонус, за отсутствие прогулов и т.д. Выплаты, формально не связанные с результатами труда, могут осуществляться в порядке компенсации перехода на службу из других компаний для покрытия расходов, связанных с переходом и стимулированием перехода, на расходы, связанные с переездом, продажей, покупкой квартир, недвижимости, трудоустройством жены (мужа). Указанные выплаты получили за рубежом название «золотые парашюты» и предназначены, как правило, для высших управляющих. Они подчеркивают более высокий статус работника.
ПОСОБИЕ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ— направление социальной поддержки безработных. Условия, размеры и сроки выплаты П. ПО Б. определены Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации». П. ПО Б. выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными и начисляется с первого дня признания их таковыми. П. ПО Б. выплачивается не реже 2 раз в месяц при условии прохождения безработными перерегистрации в установленные службой занятости сроки (ст. 31 Закона). Продолжительность выплаты П. ПО Б. в каждом периоде безработицы не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.
ПОСОБИЕ ПО БЕРЕМЕННОСТИ И РОДАМ— один из видов социального обеспечения. В соответствии с законодательством РФ П. ПО Б. И Р. Назначается всем работающим женщинам по государственному социальному страхованию в размере полного заработка на период отпуска по беременности и родам, предоставляемого продолжительностью не менее 70 календарных дней до родов и столько же после родов.
ПОСОБИЕ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ— один из видов социального страхования граждан. В соответствии с действующим законодательством РФ выдается работникам по государственному социальному страхованию при болезни, трудовом или ином увечье, в т.ч. бытовой травме, уходе за больным членом семьи, карантине и в некоторых других случаях. Экспертиза временной нетрудоспособности производится лечащими врачами государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения. Которые выдают гражданам листки нетрудоспособности сроком до 30 дней. Вопрос о выдаче листка нетрудоспособности на больший срок решается врачебной комиссией, назначаемой руководителем лечебного учреждения. П. ПО В.Н. вследствие трудового увечья и профессионального заболевания выдается в размере полного заработка, а в остальных случаях может быть меньшим в зависимости от продолжительности непрерывного трудового стажа и других обстоятельств.
ПОСОБИЕ ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ— один из видов социального обеспечения. В соответствии с законодательством РФ П. ПО У. ЗА Р. Выплачивается по государственному социальному страхованию тем работающим женщинам, которым по желанию предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПО НАЙМУ ПЕРСОНАЛА— коммерческие организации, оказывающие услуги по поиску и отбору персонала для других организаций; получили широкое распространение в зарубежной практике и последние годы достаточно активно развиваются в России. Они оказывают консалтинговые услуги по отдельным проблемам управления кадровым потенциалом. Качество их работы во многом определяется степенью соответствия способностей и свойств предлагаемого персонала тем требованиям, которые выдвигают организации-заказчики. Оплата услуг посредников по найму персонала определяется преимущественно как доля от годового фонда оплаты труда сотрудника, предложенного посреднической фирмой.
ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ УСЛУГИ ПРИ ТРУДОУСТРОЙСТВЕ— любая деятельность служб занятости, других организаций по содействию в трудоустройстве, которая направлена на обеспечение ищущим работу контакта с работодателем для определения трудовых отношений на производстве или в качестве надомников в соответствии с законодательством. При оказании подобных посреднических услуг принимаются во внимание как особое соотношение свободных рабочих мест, так и способности ищущих работу, а также их личные обстоятельства. В рамках консультации по труду служба занятости информирует, помимо прочего, о выборе и замещении рабочих мест, повышении квалификации и переобучении, перспективах профессионального развития. Посредничество при трудоустройстве и консультации по труду являются услугами, предоставляемыми как наемным работникам, так и работодателям.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОРЗИНА— минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
ПОТРЕБНОСТИ— психологический или физиологический дефицит чего-либо, отраженный в восприятии человека.
ПОТРЕБНОСТИ БАЗИСНЫЕ (ОСНОВНЫЕ, ПЕРВИЧНЫЕ)— психологические, обычно врожденные потребности, такие, например, как потребность самосохранения (выжить).
ПОТРЕБНОСТИ В ПЕРСОНАЛЕ ПЛАНИРОВАНИЕ — начальная ступень процесса кадрового планирования; базируется на данных об имеющихся и запланированных рабочих местах, штатном расписании, плане замещения вакантных должностей и другой информации о персонале организации — с одной стороны, а также на финансовом плане, инвестиционном плане, маркетинговом план, организационном плане и других разделах плана организации — с другой стороны. При определении потребности в персонале в каждом конкретном случае рекомендуется участие руководителей соответствующих подразделений.
ПОТРЕБНОСТИ В ПЕРСОНАЛЕ ПУТИ ПОКРЫТИЯ — способы найма персонала; делятся на активные и пассивные. Активные: организация набирает персонал непосредственно в учебных заведениях посредством заключения двусторонних соглашений как с данным учебным заведением, так и участником обучения; организация представляет заявки по вакансиям в местные и межрегиональные центры занятости (биржи труда); организация использует услуги консультантов по персоналу (они могут также выполнять посреднические функции по подбору кандидатов) и услуги специализированных посреднических фирм по найму персонала (коммерческих бирж труда); организация вербует новый персонал через своих сотрудников — это происходит главным образом в двух направлениях: вербовка кандидатов из семейного круга сотрудников и вербовка кандидатов в других организациях. Пассивные: организация сообщает о своих вакантных местах через рекламные объявления в СМИ и специальных изданиях; организация ожидает претендентов в результате рекламной компании местного характера.
ПОТРЕБНОСТИ ВТОРИЧНЫЕ— потребности, имеющие психосоциальную природу, такие как оценка, привязанность и власть.
ПОТРЕБНОСТЬ В ПЕРСОНАЛЕ КАЧЕСТВЕННАЯ — потребность по категориям, профессиям, специальностям, уровню квалификационных требований к персоналу; рассчитывается исходя из профессионально-квалификационного деления работ, зафиксированных в производственно-технологической документации на рабочий процесс; требований к должностям и рабочим местам, закрепленным в должностных инструкциях или описаниях рабочих мест; штатного расписания организации и ее подразделений, где фиксируется состав должностей; документации, регламентирующей различные организационно-управленческие процессы с выделением требований по профессионально-квалификационному составу исполнителей.
ПОТРЕБНОСТЬ В ПЕРСОНАЛЕ КОЛИЧЕСТВЕННАЯ— определяемая плановыми расчетами потребность в численности персонала в целом по организации и ее отдельным подразделениям, по отдельным критериям качественной потребности (напр., численность рабочих определенной профессии и т.п.).
ПРАВА ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ— охраняемая государством, узаконенная возможность, свобода граждан осуществлять определенные действия в сфере занятости. В РФ определены Законом РФ «О занятости населения в РФ» и включают: 1) право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве; 2) право на бесплатные консультацию, профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и получение информации в органах службы занятости; 3) право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории РФ; 4) право на обжалование решений, действий и бездействия органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в законодательном порядке.
ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО ТРУДОВОГО РАСПОРЯДКА— организационно-распорядительный документ, содержащий правила, определяющие трудовой распорядок в организации.
ПРАВИЛА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ— система технических мероприятий, обеспечивающих здоровье и безопасные условия труда. Правила и нормы по технике безопасности содержат обязательные требования, которым должны удовлетворять предприятия в целом, производственные помещения, все виды оборудования и технологические процессы с точки зрения безопасности труда.
ПРАВО НА ОТДЫХ— неотъемлемое право каждого человека, включающее право на досуг, разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск. Провозглашено во Всеобщей декларации прав человека и закреплено в законах многих государств мира. Конституция РФ (ст. 37) устанавливает: каждый имеет П. НА О.; работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
ПРАВО НА ОХРАНУ ТРУДА— закрепленное в Конституции РФ право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ К ЗАБОЛЕВАНИЮ НА РАБОТЕ — наличиеусловий для развития каких-либо заболеваний на работе. Большинство исследователей считают, что большое влияние на П. К З. НА Р. Оказывает установка к работе и степень удовлетворения работающего. Сугубо социальные и личные обстоятельства работника, независимо от причин гигиенического характера, вызывают высокую заболеваемость.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ОБУЧЕНИИ— установление необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях изучения; характеризует также требования, предъявляемые к знаниям и умениям обучающихся на каждом этапе обучения, формам, методам и приемам объяснения нового учебного материала.
ПРЕМИЯ— элемент заработной платы, призванный стимулировать работников к улучшению количественных и качественных показателей работы, наиболее эффективному решению различных хозяйственных задач.
ПРЕТЕНДЕНТ— лицо, добивающееся получения какой-либо должности, звания, первенства в соревновании и т.п. В кадровой работе П. на имеющуюся вакансию считается лицо (работник), подавшее заявление и другие необходимые документы в сроки, установленные организацией.
ПРИОСТАНОВКА МАССОВОГО ВЫСВОБОЖДЕНИЯ РАБОТНИКОВ В СВЯЗИ С ЛИКВИДАЦИЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ ЛЮБОЙ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ ФОРМЫ— приостановка сроков массового высвобождения работников может осуществляться по решению службы занятости и профсоюзных органов на период до 6 месяцев. Конкретные сроки приостановки массового высвобождения определяются решением органов государственной власти и могут устанавливаться в зависимости от уровня безработицы в регионе.
ПРИЕМ НА РАБОТУ— завершающий процесс найма кадров, выражающийся в юридическом оформлении принадлежности сотрудника к организации. Трудовой договор (контракт) является основанием для издания приказа (распоряжения) о П. НА Р. Письменный трудовой договор (контракт) и приказ (распоряжение) о П. НА Р. являются лишь правовыми средствами оформления соглашения о приеме на работу. Законодатель сохранил правило о том, что фактическое допущение к работе считается заключением трудового договора независимо от того, был ли прием на работу надлежащим образом оформлен.
ПРИКАЗ— правовой акт, издаваемый единолично руководителем организации, являющийся формой доведения до исполнителей наиболее важных решений.
ПРИНЦИП ПЕРСПЕКТИВНОСТИ КАДРОВ— необходимость выполнения следующих условий: установление возрастного ценза для различных категорий должностей; определение продолжительности периода работы в одной должности, на одном и том же участке работы; возможность изменения профессии или специальности, организация систематического повышения квалификации; состояние здоровья.
ПРИНЦИП СМЕНЯЕМОСТИ КАДРОВ— необходимость систематической смены работников на рабочих местах (должностях) с целью предотвращения застоя (старения), связанного с длительным пребыванием в одной и той же должности, что имеет негативные последствия для работы. Например, начальники цехов сами заявляют, что очень трудно хорошо работать начальником цеха более 6-7 лет на одном месте.
ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ КАДРОВ— необходимость наличия определенных профессиональных, деловых и личностных качеств при замещении рабочих мест (должностей).
ПРИНЦИП СТАРШИНСТВА— подход, широко используемый в Японии в политике оплаты персонала. Повышение заработной платы происходит автоматически в зависимости от стажа работы сотрудника. П.С. обеспечивает кадровую стабильность, способствует созданию сплоченных коллективов, не противопоставляя им отдельных индивидов.
ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ КАДРОВЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ— правила, основные теоретические положения и нормы, которыми должны руководствоваться руководители и специалисты в процессе управления кадровым потенциалом. Отражают требования объективно действующих экономических законов, поэтому и сами являются объективными. Управление кадровым потенциалом осуществляется на основе следующих традиционно утвердившихся в отечественных организациях принципов: научности, демократического централизма, плановости, единства распорядительства; отбора, подбора и расстановки кадров; сочетания единоначалия и коллегиальности, централизации и децентрализации; линейного, функционального и целевого управления; контроля исполнения решений и др.
ПРОВЕРОЧНЫЕ ИСПЫТАНИЯ— основной этап процесса отбора персонала — служит для выявления соответствия знаний и навыков оцениваемого кандидата особенностям профессиональной деятельности в организации — работодателе. Наиболее распространенные формы П.И. — тесты, разбор производственных ситуаций, деловые игры, выполнение условных заданий. В процессе П.И. оценщиками фиксируются значения показателей, характеризующих знания и навыки кандидата на должность. Обобщенные оценки знаний и навыков ложатся в основу экспертного заключения о пригодности кандидата.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ— предвидение на основании изучения рынка, тенденций изменений внутри организации, развития персонала, потребностей в человеческих ресурсах организации на перспективу (3-5 лет).
ПРОГРАММА РАБОТ ПРИ ВЫСВОБОЖДЕНИИ ПЕРСОНАЛА— разработанная американскими специалистами комплексная программа мероприятий, проводимая при увольнении сотрудников (как правило, по инициативе администрации и в ряде случаев по истечении срока контракта). Методы работы, заложенные в такой программе, получили развитие в европейских странах. Данную программу можно рассматривать как попытку оказать помощь в преодолении проблем, возникающих при увольнении. Причем полагается, что эти проблемы имеют отношение как к сотруднику, так и к администрации. Главный акцент в программе делается на передаче сотруднику сообщения об увольнении и проведении консультативной работы по новой профессиональной ориентации и дальнейшему развитию персонала.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РАБОТНИКА— перечень мероприятий, направленных на получение работником дополнительных знаний и навыков в работе, совершенствование его мотивационных устремлений и личностных качеств, а также на карьерные перемещения работника. Формируется по результатам его деловой оценки. В процессе формирования программы участвуют специалисты по управлению кадровым потенциалом, сам работник и его руководитель.
ПРОГУЛ— неявка на работу без уважительной причины в течение всего рабочего дня или отсутствие на рабочем месте более 3 часов без разрешения администрации.
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА— комплекс специальных физических упражнений, проводимых в производственных условиях в режиме рабочего дня в целях повышения работоспособности, ускорения восстановительных процессов, снижения утомления.
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ИНТЕРЬЕР— архитектурно-художественная, эстетически полноценная организация внутреннего пространства производственных и служебных зданий и помещений. При создании П.И., рациональной планировки и зонирования помещения, его окраски, освещения, оборудования, мебели и др. необходимо учитывать: объем и назначение здания, характер оборудования, особенности организации труда и технологического процесса, психологическое и эстетическое воздействие различных сочетаний композиций и цветов на человека, санитарно-гигиеническую обстановку и др.
ПРОФЕССИОГРАММА— описание особенностей определенной профессии, раскрывающее содержание профессионального труда, требований, которые она предъявляет к человеку.
ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ— метод установления требований профессии к работнику, его возможностям и способностям. Анализу подвергаются вид памяти, мышления, особенность восприятия, широта поля зрения, скорость реакции, темперамент, скорость принятия решения, возбудимость и т.д. Основные инструменты П.А. — наблюдение за работником в процессе труда с помощью психофизиологических измерений, хронометража, фотографии рабочего времени; построение социометрических матриц взаимодействия работников; анализ информационных потоков. П.А. базируется на мнении опытных работников, занимающих данное рабочее место (или рабочее место. Схожее с оцениваемым), и вышестоящего руководителя. Результатом П.А. является разработка профессиограмм.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА— изучение и оценка потенциальных профессиональных возможностей человека для установления степени соответствия нанимающегося работника возлагаемым на него трудовым функциям. Цель П.Д. — обеспечение наиболее полного соответствия работника требованиям конкретного рабочего места, определение для работника более широких вариантов профессионального перспективы. Профессионально важные качества человека изучаются с помощью анкетного, аппаратурного и тестового методов.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ— одна из форм профессиональной работы; система мер по ознакомлению учащихся и ищущих работу с ситуацией в области спроса и предложения на рынке труда, перспективами развития видов деятельности, с характером работы по основным профессиям и специальностям, условиям и оплатой труда, профессиональными учебными заведениями и центрами подготовки персонала, а также с другими вопросами получения профессии и обеспечения занятости.