Основные подходы к оценке эффективности управления кадровым потенциалом 5 страница

 

 

М

МАРКЕТИНГ ПЕРСОНАЛА— вид управленческой деятельности, направленный на определение и покрытие потребности в персонале.

МАССОВОЕ ВЫСВОБОЖДЕНИЕ РАБОТНИКОВ— особый случай высвобождения, основными критериями которого являются показатели численности увольняемых работников в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников за определенный календарный период.

МАТЕРИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ БЕЗРАБОТНЫМ— пособие, выплачиваемое гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного законодательством о занятости РФ периода его выплаты, а также лицам, находящимся на содержании безработного. К ним относятся лица, не достигшие 18 лет (учащиеся до 24 лет), за исключением тех, кто получает, напр., стипендии, пенсии, пособия по безработице, учатся в специальных школах или находятся в домах-интернатах, за содержание которых с опекунов не взимается плата или которые находятся на полном государственном обеспечении.

МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ— вид социального страхования, обеспечивающий оказание гарантированного перечня медицинских услуг. В РФ действует система государственного обязательного М.С., охватывающая все население. Осуществляется и негосударственное (добровольное и обязательное) М.С., включая страхование профессиональной ответственности в случаях повышенной опасности жизни и здоровью граждан.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА(МОТ) — специализированное учреждение ООН, созданное в 1919 г. в соответствии в Версальским мирным договором в целях обеспечения прочного мира через социальную справедливость.

МЕЛАНХОЛИК— человек, отличающийся (по своему темпераменту) слабой возбудимостью, неустойчивостью, необщительностью, склонностью глубоко и эмоционально переживать даже незначительные события, замедленностью движений и быстрой утомляемостью. При неблагоприятных условиях М. подвержен повышенной ранимости, что приводит к его замкнутости и отчужденности от окружающих его людей.

МЕНЕДЖЕР ПО ПЕРСОНАЛУ— специалист, обладающий знаниями в области управления кадровым потенциалом в организационном, управленческом, правовом, учетно-документационном, педагогическом, социально-бытовом, психологическом, социологическом аспектах.

МЕТОД «ОТКРЫТОГО ОКНА»— форма инновационного менеджмента в кадровой работе в области сокращения персонала; используется администрацией организации в случае значительного сокращения персонала, при этом предоставляется право уйти на пенсию с более низким трудовым стажем. Впервые применен в компании «Дюпон» в 1980-х гг.

МЕТОДЫ АНАЛИЗА РАБОТЫ— способы исследования, включающие: 1) наблюдение; 2) собеседование; 3) составление вопросников.

МЕТОДЫ ДЕЛОВОЙ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА — способы установления конкретных значений показателей деловой оценки персонала.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА — способы, при которых достигается овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются способности обучающихся. Если основываться на принятой в мировой практике классификации методов обучения, то все их следует разделить на: 1) методы обучения, применяемые в ходе выполнения работы на рабочем месте; 2) методы обучения вне рабочего места; 3) методы, которые в равной степени подходят для этих двух вариантов.

МЕТОДЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАДРОВЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ — инструментарий, позволяющий осуществлять сбор исходных данных, обследование и анализ состояния функционирующей системы управления кадровым потенциалом, разработать и экономически обосновать организационный проект новой системы управления кадровым потенциалом, реализовать (внедрить) этот проект в практику работы организации. Наибольший эффект и качество системы управления кадровым потенциалом достигается, когда применяется система методов в комплексе. Применение системы методов позволяет взглянуть на объект совершенствования со всех сторон, что помогает избежать просчетов.

МЕТОДЫ РАСЧЕТА ПОТРЕБНОСТИ В ПЕРСОНАЛЕ — способы определения плановой численности персонала в целом по организации, по какому-либо подразделению или качественному критерию; потребности в персонале (напр., по определенной профессии и т.п.).

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КАДРОВЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ — способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации. Наука и практика выработали три группы: административные, экономические и социально-психологические.

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КАДРОВЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ— ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, культура трудовой деятельности. Эти методы воздействия отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению.

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КАДРОВЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ— основаны на использовании социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т.п.). Специфика этих методов заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления кадровым потенциалом. Как и экономические методы управления кадровым потенциалом, носят косвенный характер. Нельзя рассчитывать на автоматическое действие этих методов и трудно определить силу их воздействия и конечный эффект.

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КАДРОВЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ— основаны на материальном стимулировании коллективов и отдельных работников, на использовании экономического механизма управления. Как и социально-психологические методы управления кадровым потенциалом, носят косвенный характер. Нельзя рассчитывать на автоматическое действие этих методов и трудно определить силу их воздействия и конечный эффект.

МИНИМАЛЬНЫЕ НОРМЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ— продуктовый набор, обеспечивающий энергетическую ценность 2391 ккал и белковое содержание питания 80 г/сутки в среднем на душу населения при следующей структуре расходов: питание — 68%, непродовольственные товары — 21%, на услуги — 9%, на налоги — 2%.

МИНИМУМ ПРОЖИТОЧНЫЙ— минимальный размер денежных средств, необходимых для обеспечения физиологической жизнедеятельности человека при данном уровне социально-экономического развития страны.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЛОВОЙ БЕСЕДЫ— построение ожидаемой схемы проведения деловой беседы; одна из главных задач подготовки к деловой беседе. При М.Д.Б. должны быть отработаны следующие вопросы: определение цели беседы, информационная подготовка, формулировки понятий и суждений, последовательность и содержание аргументации, возможная реакция другой стороны на суждения и аргументацию.

МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ — устойчивое эмоционально-нравственное состояние социальной группы (коллектива), выражающее настроение людей, занятых совместной деятельностью, их отношение друг к другу, общественное мнение относительно важнейших материальных и духовных ценностей.

МОТИВАТОРЫ— побуждающие факторы. В двухфакторной теории Герцберга М. — это факторы мотивации, которые в отличие от гигиенических факторов, проистекают из сущности самой работы.

МОТИВАЦИОННАЯ СТРУКТУРА— это совокупность всех мотивов человека находящихся в определенном соотношении друг к другу и влияющих на поведение человека.

МОТИВАЦИЯ— процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей организации.

МОТИВАЦИЯ ВНЕШНЯЯ— мотивы деятельности по решению задачи, которые вызываются воздействием субъекта извне.

МОТИВАЦИЯ ВНУТРЕННЯЯ— мотивация, в ходе которой человек сам порождает мотивы, сталкиваясь с задачей.

МОТИВАЦИЯ ПО ПРИНЦИПУ КНУТА И ПРЯНИКА— намеренное и интенсивное использование внешних поощрений и наказаний для мотивации сотрудников, сходное с легендарным методом, заставлявшим двигаться осла.

МОТИВАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ— совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности и придающих этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. М.Т.Д. как стратегия преодоления кризиса труда представляет собой долговременное воздействие на работника в целях изменения по заданным критериям существующей структуры ценностных ориентаций и интересов, формирования мотивационного ядра и тем самым развития трудового потенциала работника.

МОТИВЫ— внутренняя сила, побуждающая человека к осуществлению определенных действий; побудительные причины поведения и действий человека, возникающие под воздействием его потребностей и интересов, представляющие собой образ желаемого человеком блага, которое придет на смену потребностей при условии, если будут выполнены определенные трудовые действия.

МОТИВЫ ТЕКУЧЕСТИ КАДРОВ— непосредственные причины увольнений отдельных работников или профессиональных групп, которые можно сгруппировать следующим образом: неудовлетворенность производственно-экономическими условиями внутри организации (условиями и организацией труда, режим работы, размером заработка, отсутствием возможностей для повышения образования и квалификации); неудовлетворенность качеством жизни (жилищно-бытовыми условиями, культурным и медицинским обслуживанием, обеспеченностью детскими дошкольными учреждениями, транспортом и др.); профессионально-квалификационные мотивы; мотивы личного характера (состояние здоровья, перемена мета жительства, вступление в брак, рождение ребенка и др.). Изучение М.Т.К. осуществляется с помощью интервьюирования увольняющихся работников.

 

 

Н

НАБЛЮДЕНИЕ— метод сбора первичной социальной информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий на местах.

НАБОР КАДРОВ— массовый прием на работу персонала в какую-либо организацию. Н.К. предполагает системный подход к реализации нескольких этапов, осуществляемых в рамках процесса найма и отбора персонала. Этот процесс включает: 1) анализ потребности в кадрах — общий анализ настоящих и будущих потребностей; 2) определение требований к персоналу — точное определение того, кто нужен организации, путем анализа работы (рабочего места, должности), подготовки описания этой работы и личностной спецификации, а также определение сроков и условий набора; 3) определение основных источников поступления кандидатов; 4) выбор методик отбора кадров.

НАВЕДЕНИЕ СПРАВОК— один из этапов процесса отбора персонала. В российском трудовом законодательстве этапы отбора персонала, в т.ч. Н.С. о кандидате на вакантную должность, в организации не определены. Для зарубежных фирм-работодателей Н.С. о кандидате на вакантную должность является способом получения мнения от внешнего окружения потенциального сотрудника. Как правило, полученная в ходе наведения справок информация дополняет или уточняет сведения, содержащиеся в анкетных данных кандидата на должность.

НАВЫКИ— действия, характеризующиеся высокой мерой освоения; на этой ступени действие становится автоматическим, выполняется слитно, как единое целое, легко и быстро. Высокая степень владения действием отличает Н. от умения, которое предполагает такую меру освоения, когда для правильного его выполнения необходим сознательный самоконтроль.

НАДОМНИК— работник, выполняющий порученную ему работу организацией на дому. Надомничество — одна из форм занятости в условиях избытка рабочей силы.

НАЕМ КАДРОВ— комплекс организационных мероприятий, включающий все этапы набора кадров, а также отбор кадров и прием на работу. Некоторые специалисты в области управления кадровым потенциалом рассматривают этот процесс вплоть до окончания этапа введения в должность, т.е. окончательного процесса обеспечения того, что новые сотрудники органично вписались в конкретный трудовой коллектив и организацию в целом.

НАЗНАЧЕНИЕ— постановление, приказ, распоряжение о зачислении кого-либо на должность, работу.

НАПРАВЛЕНИЯ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА — особенности трудовой адаптации персонала в зависимости от наличия у адаптируемого сотрудника опыта профессиональной деятельности. Выделяются два Н.Т.Д. — первичная адаптация, т.е. приспособление молодых сотрудников, не имеющих опыта профессиональной деятельности (как правило, выпускников учебных заведений различного уровня); вторичная адаптация, т.е. приспособление сотрудников, имеющих опыт профессиональной деятельности (как правило, меняющих объект деятельности или свою профессиональную роль, напр. переходящих в ранг руководителя).

НАПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГА ПЕРСОНАЛА— основное содержание маркетинговой деятельности, раскрывающее ее функции; разработка требований к персоналу; определение потребности в персонале; расчет плановых затрат на приобретение и дальнейшее использование персонала; выбор путей покрытия потребности в персонале.

НАПРЯЖЕНИЕ— ситуация в управлении, характеризуемая повышенной психологической или физиологической напряженностью.

НАСЕЛЕНИЕ ЗАНЯТОЕ — согласно Закону «О занятости населения в Российской Федерации» занятыми считаются граждане, работающие по трудовому договору (контракту); занимающиеся предпринимательской деятельностью, самостоятельно обеспечивающие себя работой, занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам, выполняющие работу по гражданско-правовым договорам, выполняющие работу по гражданско-правовым договорам, а также члены производственных кооперативов, избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность, проходящие военную службу, службу в органах внутренних дел, проходящие очный курс обучения в различных образовательных учреждениях, в том числе обучение по направлению службы занятости, временно отсутствующие на рабочих местах в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами.

НАСЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОЕ— часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Согласно рекомендации МОТ по статистике труда к Э.А.Н. относятся все лица, участвующие в производстве товаров и услуг, включая производство товаров для рынка, по бартерным каналам и для личного пользования. По категориям к Э.А.Н. относятся: 1) лица наемного труда — рабочие и служащие; 2) самостоятельные работники; 3) помогающие члены семьи на семейных предприятиях; 4) лица, временно не работающие по объективным причинам (болезнь, отпуск и пр.); 5) учащиеся, совмещающие учебу с работой на режимах неполного рабочего времени; 6) ученики и лица, проходящие профподготовку на производстве, получающие либо стипендию, либо заработную плату. Трудовой статус Э.А.Н. количественно определяется по числу отработанных недель и дней в определенный период времени. По количеству отработанного времени Э.А.Н. подразделяется на занятых, безработных и частично занятых. Э.А.Н. на текущий период в странах с рыночной экономикой определяется как рабочая сила.

НАСЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИ НЕАКТИВНОЕ — часть трудоспособного населения страны, не входящая в состав рабочей силы (экономически активного населения) и включающая лиц, занятых любой другой полезной деятельностью, кроме участия в общественном производстве, либо просто не желающих в нем участвовать. К ним относятся: 1) учащиеся и студенты, обучающиеся на дневных отделениях учебных заведений; 2) лица, ведущие домашнее хозяйство (в т.ч. осуществляющие уход за детьми, инвалидами и т.д.); 3) отчаявшиеся найти работу; 4) лица, которым нет необходимости работать (независимо от источника дохода); 5) пенсионеры.

НАСИЛИЕ— применение определенной группой или личностью различных форм принуждения в отношении других групп, личностей с целью приобретения или сохранения господства (экономического, морального, политического), завоевания тех или иных привилегий. Существуют различные виды Н.: на макроуровне (массовый террор, диктатура, война) и на уровне отдельных групп, личностей (физические угрозы, шантаж, моральное Н. и пр.).

НАСТАВНИЧЕСТВО— форма воспитания и профессиональной подготовки молодежи на производстве, в профтехучилищах и т.п. Н. имеет индивидуальную и коллективную формы.

НАТУРОПЛАТА— оплата труда в виде товаров и услуг, включаемых в заработную плату работников (и фонд заработной платы) в стоимостной форме по рыночным ценам, сложившимся в регионе на момент оплаты. Н. может быть составной частью как основной, так и дополнительной заработной платы.

НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА(НОТ) — организация труда на основе современных достижений науки и передового опыта, систематически внедряемых в трудовую деятельность, и позволяющая наилучшим образом соединить технику и людей в процессе труда.

НАУЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ— научный подход к управлению на основе анализа способов выполнения работ с целью их совершенствования и рационализации труда.

НЕТРУДОСПОСОБНОСТЬ— временная или постоянная утрата способности профессионально трудиться. Лишение трудоспособности является. Как правило, следствием нарушения здоровья человека из-за болезни. Травм, увечья или стойкого расстройства функций организма.

НОРМА ВРЕМЕНИ— величина затрат рабочего времени, установленная для выполнения единицы работы работником или группой работников соответствующей квалификации. Н.В. — исходная величина при расчете других видов норм; определяется на основе расчетов с помощью нормативных материалов либо путем хронометражных наблюдений, исчисляется в человеко-минутах или человеко-часах.

 

 

О

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГАРАНТИЙ ЗАНЯТОСТИ— наиболее сложная проблема управления работой с персоналом в организациях. Если руководители организации ожидают от работников готовности повышать производительность, качество и эффективность, то они должны предоставить им определенные гарантии сохранения работы. Японская система пожизненного найма — одна из форм гарантированной занятости. В настоящее время в мире растет интерес к гарантиям сохранения работы. Это вызвано следующими причинами: страх быть уволенным создает нервную обстановку и снижает производительность труда; страх, что применение нового оборудования приведет к сокращению рабочих мест приводит к торможению технического развития производства; высокая текучесть работников обходится дорого, особенно для организаций с высококвалифицированным персоналом.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАДРОВЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ИНФОРМАЦИОННОЕ — совокупность единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации, унифицированных систем документации и массивов информации, используемых в системе управления кадровым потенциалом. И.О.С.У.П. представляет собой всю совокупность реализованных решений по объемам, размещению и формам организации информации, циркулирующей в системе при ее функционировании.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАДРОВЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ИНФОРМАЦИОННОЕ ВНЕМАШИННОЕ — совокупность сообщений, сигналов и документов о прошлом, текущем и планируемом состоянии персонала в форме, воспринимаемой человеком непосредственно без применения средств вычислительной техники.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАДРОВЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ИНФОРМАЦИОННОЕ ВНУТРИМАШИННОЕ— информационная база службы управления кадровым потенциалом на машинных носителях. Включает массивы данных, формирующие базу данных на машинных носителях; систему программ организации, накопления, ведения и доступа к информации этих массивов.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАДРОВЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ КАДРОВОЕ — необходимый количественный и качественный состав работников кадровой службы организации.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАДРОВЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ПРАВОВОЕ — использование средств и форм юридического воздействия на субъекты и объекты управления кадровым потенциалом с целью достижения эффективной деятельности организации.

ОБУЧЕНИЕ НОРМАМ ЭТИКИ— процесс формирования в среде рядовых работников и руководителей представления об этике ведения дела.

ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА— вид обучения как сознательно проводимая любая деятельность для улучшения способностей персонала, требующихся для выполнения работы в настоящее время, или для развития потенциала сотрудников, необходимого для выполнения работы в будущем. Процесс обучения нацелен на достижение заранее определенных конечных результатов работы всеми, кто в нем участвует. Основной путь получения образования — целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством опытных лиц — педагогов, мастеров, наставников и т.д.

ОБЩЕЕ ЧИСЛО БЕЗРАБОТНЫХ, УЧИТЫВАЕМЫХ СТАТИСТИКОЙ— численность лиц от 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период: 1) не имели работы (доходного занятия); 2) занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные связи и т.д. или предпринимали шаги к организации собственного дела; 3) были готовы приступить к работе. При отнесении к безработным должны быть соблюдены все три критерия, перечисленные выше. Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней в соответствии с критериями, изложенными выше.

ОБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАДРОВЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ— работники организации, на которых направлено воздействие функций управления кадровым потенциалом; объектами управления кадровым потенциалом являются все сотрудники организации, включая носителей функций управления кадровым потенциалом (подразделения и должностные лица организации, выполняющие функции управления кадровым потенциалом).

ОБЪЕМ РАБОТЫ— количество различных операций, выполняемых одним рабочим, и частота их повторения.

ОБЪЕМ УПРАВЛЕНИЯ— число людей, находящихся в непосредственном подчинении руководителя.

ОБЪЯВЛЕНИЕ О НАЙМЕ НА РАБОТУ— один из источников найма персонала. По отношению к другим способам и источникам рекламные объявления о найме могут либо дополнить их, либо быть основными источниками найма. Цель такого объявления — получение эффективного результата с минимально возможными затратами.

ОБЯЗАННОСТИ— нормативно закрепленный круг действий, возложенных на орган управления или работника и безусловный для исполнения ими.

ОПЕРАТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ— комплекс взаимосвязанных кадровых мероприятий, направленных на реализацию конкретных целей организации и каждого работника и охватывающих планирование всех видов работ с персоналом в организации; составляется, как правило, на год.

ОПИСАНИЕ РАБОТЫ— фиксация данных о содержании конкретной работы в конкретной организации.

ОПИСАНИЯ РАБОТЫ СОДЕРЖАНИЕ — результат фиксации данных о конкретной работе в конкретной организации.

ОПЛАТА ТРУДА— понятие, равноценное заработной плате, но определенные различия между ними имеются. Заработная плата ограничивается выплатами из фонда заработной платы. Но имеются поощрительные выплаты, связанные в той или иной мере с трудовыми затратами (напр., премии за создание и внедрение новой техники, высокое качество продукции, сбор и сдачу металлолома, отходов драгоценных металлов и т.д.), источником которых является не фонд заработной платы, а либо прибыль предприятия, либо средства специального назначения и целевых поступлений. И чем больше размер этих средств у работников организации, тем ощутимее будет разница между заработной платой и оплатой труда.

ОПЛАТА ТРУДА МИНИМАЛЬНАЯ МЕСЯЧНАЯ (ММОТ) — низшая граница стоимости неквалифицированной рабочей силы, исчисляемая в виде денежных выплат в расчете на месяц, которые получают лица, работающие по найму, за выполнение простых работ в нормальных условиях труда. Определяется с учетом стоимости жизни и экономических возможностей государства.

ОПЛАТА ТРУДА:СОВМЕСТИТЕЛЕЙ— оплата, производимая за фактически выполненную работу. При установлении оплаты труда по должностному окладу в практике исходят из того, что продолжительность работы по совместительству не может превышать 4 часов в день или полный рабочий день в выходной день. Оплата производится в соответствии с отработанным временем за календарный месяц.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ПЕРСОНАЛЕ— одно из важнейших направлений маркетинга персонала, позволяющее установить необходимый на заданный период времени качественный и количественный состав персонала. Качественная потребность в персонале, т.е. потребность по категориям, профессиям, специальностям, уровню квалификационных требований к персоналу, рассчитывается исходя из организационной структуры управления, требований к должностям и рабочим местам, закрепленных в должностных инструкциях или описаниях рабочих мест; профессионально-квалификационного деления работ, зафиксированных в производственно-технологической документации. Определение количественной потребности в персонале сводится к выбору метода расчета численности сотрудников, установлению исходных данных для расчета и непосредственному расчету необходимой численности на определенный период. Общая потребность в персонале находится суммированием количественной потребности по отдельным качественным критериям.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПРЕДПРИЯТИЯсовокупность ценностей, норм, правил, обычаев, традиций, ориентиров, разделяемых его сотрудниками.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАДРОВЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ— совокупность взаимосвязанных подразделений системы управления кадровым потенциалом и должностных лиц. Подразделения — носители функций управления кадровым потенциалом — могут рассматриваться в широком смысле как служба управления кадровым потенциалом.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ— инструктаж и обучение работающих безопасным и безвредным методам и приемам работы; обучение пользованию защитными средствами, применяемыми на основе норм производственной санитарии и гигиены при выполнении тяжелых работ и работ во вредных условиях.

ОРГАНИЗАЦИЯ НЕФОРМАЛЬНАЯ — спонтанно возникающие группы людей, которые регулярно вступают во взаимодействие для достижения определенной цели.

ОТБОР КАДРОВ— в кадровой работе чаще всего под этим выражением понимается часть процесса найма персонала, связанная с выделением одного или нескольких кандидатов на вакантную должность среди общего числа людей, претендующих на данную должность.

ОТБОРОЧНОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ— один из методов отбора кандидатов с необходимыми способностями и целеустановками, которые могли бы стать хорошими работниками организации.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ— обязательство выполнять задания и обеспечивать их удовлетворительное завершение.

ОТПУСК РАБОТНИКА— освобождение от работы на определенный срок для отдыха, лечения, устройства семейных дел и т.п.

ОХРАНА ТРУДА— система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ— формальная процедура оценки работы сотрудника в основном путем сбора информации о выполнении поставленных задач.

ОЦЕНКА КАНДИДАТОВ НА ВАКАНТНУЮ ДОЛЖНОСТЬ— вид деловой оценки персонала, который принято называть процессом отбора персонала. В процессе отбора персонала могут участвовать как внешние по отношению к организации-работодателю кандидаты на должность, так и собственные сотрудники. В процессе данного вида оценки проверяется соответствие кандидата требованиям должности или рабочего места. Сложившаяся в мировой практике технология проведения отбора персонала имеет несколько основных этапов: анализ анкетных данных, наведение справок, проверочные испытания, собеседование, формирование экспертного заключения оценочной комиссии.

ОЦЕНОЧНЫЕ ЦЕНТРЫ— специализированная организация или подразделение службы управления кадровым потенциалом организации, выполняющие отбор или деловую оценку персонала.

ОЦЕНЩИК— лицо, производящее деловую оценку сотрудника организации. Для снижения субъективности оценки в организациях используется множественность оценки, что выражается в привлечении многих О. В качестве О. выступают: коллеги оцениваемого сотрудника (работники того же подразделения), его непосредственный руководитель, подчиненные сотрудники, работники смежных подразделений, знающие оцениваемого сотрудника по совместно выполняемой работе. В качестве О. по отношению к самому себе может использоваться оцениваемый сотрудник (для процесса самооценки).

ОШИБКИ ДЕЛОВОЙ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА— нереалистичность деловой оценки, вызванная объективным или субъективным несоответствием оценщика или метода оценки предъявляемым требованиям. О.Д.О.П. могут быть: ошибка «жесткости» — тенденция к занижению оценки; ошибка «мягкости» — тенденция к завышению оценки; ошибка «экстремальности» — тенденция, объединяющая обе предыдущие ошибки; ошибка усреднения — тенденция к преимущественной оценке по средним значениям показателей; ошибка «нимба» — оценка на основе общего впечатления, как положительного, так и отрицательного; ошибка приоритетности — оценка на основе предпочтения, отдаваемого оценщиком одному или нескольким качествам сотрудника и влияния этих предпочтений на общую оценку; ошибка пристрастия — оценка на основе личного пристрастия оценщика, которое влияет на оценку больше, чем качество работы; ошибка учета последних событий — тенденция использовать при оценке сотрудника события последнего времени, без учета более широких временных рамок.

 

 

П

ПАМЯТКА— сведенная в одном источнике информация, необходимая в повседневной практической деятельности любому сотруднику организации. П. имеет обычно внутренний характер; может содержать перечень должностных обязанностей и прав руководителя, фонд рабочего времени на год, правила поведения в организации, режим работы и отдыха сотрудников, социальные программы, сведения об охране коммерческой тайны и т.п.