Методы управления конфликтами в коллективе

Насилие на рабочем месте

Насилие на рабочем местеможет выражаться:

* в угрожающем поведении;

* в вербальных либо письменных угрозах;

* в сексуальном домогательстве;

* в вербальных оскорблениях;

* в физическом воздействии (нападении).

Факторы,увеличивающие риск насилия на рабочем месте:

1) содержание работы:

­ Работа с людьми.

­ Операции с деньгами и прописывание медицинских препаратов.

­ Проведение проверок.

­ Предоставление услуг, консультаций, обучение людей.

­ Работа со сложными людьми (с психически больными и преступниками).

2) расположение рабочего места

3) время

4) организационные недостатки

Тревожные характеристики, предшествующие насилию: крик, вспышки гнева при малейших разногласиях, непристойные замечания, плач, уменьшение энергичности или сосредоточенности, ухудшение результатов работы и отсутствие внимания к внешнему виду, тяга к уединению.

Превентивные меры руководства компании, направленные на недопущение насилия на рабочем месте:

– информирование сотрудников о том, что является насилием на рабочем месте;

– предоставление возможности сотрудникам в анонимной форме сообщить о фактах насилия;

– информирование о процедуре расследования ситуации, связанной с проявлением насилия и ее разрешении;

– информирование о действиях руководства в отношении лица, проявившего насилие;

– организация тренингов по предотвращению насилия на рабочем месте;

– организация мониторинга по данной проблеме.

В компании должна быть разработана политика против насилия, закрепленная в специальном документе.

Управление конфликтами — это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта.

Прежде чем приступить к разрешению конфликта, менеджер исследует обстановку и определяет причину конфликта, цели конфликтующих, сферы сближения, субъекты конфликта.

Таблица 2

Шкала глубины конфликта

Стороны осознают причину конфликта 1 2 3 4 5 Стороны не осознают причину конфликта
Причина конфликта имеет эмоциональный характер 1 2 3 4 5 Причина конфликта имеет материальный (служебный) характер
Цель конфликтующих — устремленность к социальной справедливости 1 2 3 4 5 Цель конфликтующих — получение привилегий
Есть общая цель, к которой стремятся все 1 2 3 4 5 Общей цели нет
Сферы сближения выражены 1 2 3 4 5 Сферы сближения не выражены
Сферы сближения касаются эмоциональных проблем 1 2 3 4 5 Сферы сближения касаются материальных (служебных) проблем
Лидеры мнений не выделяются 1 2 3 4 5 Замечено влияние лидеров мнений
В процессе общения оппоненты придерживаются норм поведения 1 2 3 4 5 В процессе общения оппоненты не придерживаются норм общения

 

35-40 баллов — конфликтующие заняли по отношению друг к другу жесткую позицию; 25-34 балла указывают на колебания в отношениях конфликтующих; менее 24-х баллов говорит о случайности возникшего конфликта.


Варианты поведения менеджера представлены треугольником, на вершинах которого обозначаются роли субъекта и тактика его деятельности.

Рис. 2. Варианты поведения менеджера


35-40 баллов — обвинителя; 25-34 — консультант; менее 24 баллов — воспитатель. В первом случае для разрешения конфликта прибегают главным образом к административным мерам, во втором — к психологическим, в третьем — к педагогическим.

Рис. 3. Способы разрешения конфликта

Среди методов управления конфликтами выделяют:

· внутриличностные, т.е. методы воздействия на отдельную личность

· структурные, т.е. методы по устранению организационных конфликтов

· межличностные методы или стили поведения в конфликте

· переговоры

· ответные агрессивные действия — эту группу методов применяют в крайних случаях, когда исчерпаны возможности всех предыдущих групп.

ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ методы заключаются в умении правильно прогнозировать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны другого человека. Некоторые авторы предлагают использовать способ «я-высказывание», т.е. способ передачи другому лицу вашего отношения к определенному предмету, без обвинений и требований, но так, чтобы другой человек изменил свое отношение.

СредиСТРУКТУРНЫХ методов выделяют следующие:

1. Разъяснение требований к работе реализуется в виде составления соответствующих должностных инструкций, распределения прав и ответственности по уровням управления.