Сущность и понятие конфликта
Конфликт — это особый вид взаимодействия субъектов организации (оппонентов), при котором действия одной стороны, столкнувшись с противодействием другой, делают невозможным реализацию ее целей и интересов.
Субъект конфликта — это активная сторона, способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов.
Объект конфликта — конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта.
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТА:
¨ ограниченность ресурсов — необходимость делить ресурсы,
¨ взаимозависимость задач — неадекватная работа подразделения или человека,
¨ различие или пересечение интересов членов организации — столкновение интересов,
¨ различия в целях — специализированные подразделения сами формулируют свои цели и могут уделять больше внимания их достижению, чем целей организации,
¨ различие в представлениях и ценностных ориентациях,
¨ различия в манере поведения и в жизненном опыте,
¨ неудовлетворительные коммуникации — неоднозначные критерии качества, отсутствие точно определенных должностных обязанностей и функций всех сотрудников и подразделений.
Ни один вид конфликта в организации не начинается сразу после появления его причины. В процессе своего развития конфликт проходит несколько стадий, которые не являются обязательными. По-разному складывается и продолжительность стадий, но последовательность их одна и та же:
Предконфликтнаястадия — инцидент и открытые конфликтные взаимодействия отсутствуют, но начинаются скрытые конфликтные взаимодействия: определяются причины конфликта, оцениваются ресурсы и потенциальные возможности соперника, осуществляется поиск сторонников и союзников, скрытые конфликтные взаимодействия.
Стадия непосредственно конфликта — имеются ясно выраженная установка на борьбу с соперником и инцидент, т.е. ярко выраженные столкновения.
Разрешение конфликта и его последствия — прекращением инцидента или активных конфликтных взаимодействий.
Таблица 1
Функции конфликтов
ПОЗИТИВНЫЕ | НЕГАТИВНЫЕ |
разрядка напряженности между конфликтующими сторонами | большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте |
получение новой информации об оппоненте | увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе |
сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом | представление о побежденных группах, как о врагах |
стимулирование к изменениям и развитию | чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе |
снятие синдрома покорности у подчиненных | после завершения конфликта — уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников |