СПОСОБНОСТЬ ЖИВОТНЫХ К СИМВОЛИЗАЦИИ

Ладыгина-Коте, 1963). Истинная абстракция животным не доступна, поскольку они «не способны к установлению мысленной связи между одними лишь представлениями и их комбинированию в образы» (Фабри, 1976).

У животных разных видов, начиная с рептилий, обнаружена способность к операциям обобщения и абстрагирования, которая используется в анализе и обработке признаков раз­ного характера и модальностей. Диапазон уровней обобще­ния и абстрагирования у разных животных также достаточно широк. Существовало две точки зрения по вопросу о том, какие уровни обобщения доступны животным.

РЕЗЮМЕ

* «Допонятийный» уровень обобщения: животные (вклю­чая человекообразных обезьян) способны только к абст­ракции in concrete, т.е. «выделению признака в наглядно представленных конкретных объектах» (Протопопов, 1950;

«Довербальные понятия»: согласно альтернативной точ­ке зрения (Yerkes, 1943; Koehler, 1956), не только шим­панзе, но и ряд других позвоночных способны к высоким степеням обобщения и даже зачаткам «символического мышления человека».

Вторая точка зрения получает все новые подтверждения в современных исследованиях. Способность к высшим степе­ням абстрагирования свойственна не только человекообраз­ным обезьянам, но и представителям других отрядов млеко­питающих (дельфины), а также некоторым видам птиц (вра-новые, попугаи). Этот факт подтверждается данными о способности этих животных и к решению ряда элементарных логических задач.

1. Чем различаются применяемые при исследовании процесса обоб­щения методические приемы и режимы обучения и тестирова­ния?

2. Какие уровни обобщения и абстрагирования доступны живот­ным и как они выражены у представителей разных групп позво­ночных?

3. Что такое довербальное понятие и с какими другими когнитив­ными функциями оно связано?

4. Какие характеристики среды могут оценивать и обобщать жи­вотные?

5. Чем отличается способность к обобщению у человекообразных и низших узконосых обезьян?

Анализ способности животных разных видов к символизации, которую принято рассматривать как биологическую предпосылку возникнове­ния второй сигнальной системы (речи) человека. Первый подход к изу­чению этого вопроса с помощью обычных лабораторных эксперимен­тов — обнаружение у шимпанзе и птиц способностей к усвоению и использованию символов (цифр) для оценки множеств и совершению с этими символами операций, аналогичных арифметическим. Второй под­ход— обучение человекообразных обезьян языкам-посредникам (языку жестов, компьютерному языку «йеркиш» и др.). Описание особеннос­тей «языковых» навыков шимпанзе, обученных по разным программам;

рассмотрение их отличий от естественных языков животных и сте­пени соответствия свойствам языка человека (по Хоккету). Сравне­ние степеней символизации (способность оперировать знаком в от­сутствие обозначаемого предмета) при разных системах обучения, умение создавать новые знаки («продуктивность») и понимать син­таксический строй предложения. Описание уникальных эксперимен­тов С. Сэведж-Рамбо, в которых шимпанзе-бонобо, с раннего возрас­та воспитанный в контакте с людьми, к 2 годам спонтанно начал понимать устную речь, а к 5 годам достиг уровня 2,5-летнего ребенка по способности с первого же раза понимать обращенные к нему фра­зы. Обсуждение гипотезы о наличии у высших животных сигнальных систем промежуточного уровня.

Долгое время существовало, да и сейчас еще не полностью изжи­то представление, что между психикой человека, с одной стороны, и психикой животных — его близких и далеких родственников, с дру­гой, лежит непроходимая пропасть и что способность к речи у челове­ка не имеет никаких биологических корней. Такая точка зрения не была единственной, но именно она долгое время господствовала и в отечественной, и в зарубежной науке. Однако постепенно предполо­жение о том, что и животные обладают какими-то, пусть самыми примитивными зачатками этой способности, получало все большее распространение. Этому способствовали уже рассмотренные нами дан­ные (см. гл. 4 и 5) о способности антропоидов к целенаправленному применению и подготовке орудий, о сложности их социального пове­дения, а также о том, что естественные 31зыки антропоидов превосхо­дят по своей сложности языки большинства животных.

 

В предыдущей главе были рассмотрены свидетельства того, что многие животные способны к осуществлению базовых операций, ха­рактерных для мышления человека, — обобщению и абстрагирова­нию. Считается, что этот уровень когнитивной деятельности — основа для возникновения в процессе эволюции речи (Орбели, 1949; Фир-сов, 1993). Самый высокий уровень развития этих операций характе­рен для человека, у которого обобщение и абстрагирование реализу­ются с помощью символов — слов.

Вопрос о том, есть ли и у животных какие-то зачатки способнос­ти ксимволизации (использованию знаков вместо реальных стимулов и понятий), закономерно возникал с первых шагов изучения поведе­ния и психики приматов (см. 2.9.2). Долгое время считалось, что чело­векообразные обезьяны не только не смогли подняться на эту ступень развития психики, но даже не приблизились к ней (настолько «уни­кально человеческими» считались особенности, лежащие в ее основе).

Перед описанием экспериментальных методов, которые были ис­пользованы для анализа этого вопроса, а также результатов таких ис­следований сопоставим основные свойства языков животных и языка человека.