Игровая терапия построения отношений

Игровая терапия отреагирования

Другое крупное направление в развитии игровой тера­пии возникло в 30-е годы с появлением работы Д. Леви(1938), в которой развивалась идея терапии отреагирова­ния, структурированной игровой терапии для работы с деть­ми, пережившими какое-либо травмирующее событие.

Д. Леви основывал свой подход в первую очередь на убеж­дении в том, что игра предоставляет детям возможность отреагирования.

Ребенку разрешается играть свободно, чтобы он позна­комился с обстановкой комнаты и с игротерапевтом. Затем игротерапевт использует определенные игровые материалы, чтобы в нужный момент ввести в игру ребенка стрессоген-ную ситуацию. Воссоздание травмирующего события позво­ляет ребенку освободиться от боли и напряжения, вызван­ных этим событием.

Следя за игрой, игротерапевт обозначает словами, прогова­ривает вслух, отражает выражаемые ребенком вербальные и невербальные чувства.

В игровой комнате возможны три формы игровой активности:

1. Освобождение агрессивного поведения: ребенок швы­ряет предметы, взрывает воздушные шары или проявляет формы инфантильного поведения (например, сосет соску).

2. Освобождение чувств стандартизированных ситуаций: стимулирует чувства ревности к сиблингу, прикладываякуклу к груди матери.

3. Освобождения чувств путем воссоздания в игре спе­цифического стрессового опыта из жизни ребенка.

 

Г. Хэмбидж (1955) дал более широкое описание рабо­ты Д. Леви под заголовком «Структурная игровая тера­пия», где он более решительно вводил события. Следом за установлением терапевтических отношений в сценарий непосредственно вводилась ситуация, продуцирующая тре­вогу.

С появлением исследований Д. Тафты (1933) и Ф. Аллена(1934), названных терапией отношений, возникло сле­дующее значительное направление в игровой терапии. Фи­лософским основанием для него стала работа О. Ранка(1936), который перенес акцент с исследований истории жизни ребенка и его бессознательного на развитие отно­шений в системе «терапевт— клиент», поставив в центр внимания то, что происходит «здесь и теперь» в кабинете терапевта.

В игровой терапии отношений основное внимание уделя­ется лечебной силе эмоциональных отношений между тера­певтом и клиентом.

Не прилагается никаких усилий для того, чтобы объяс­нить или интерпретировать прошлый опыт. В фокусе внима­ния находятся, прежде всего, сиюминутные чувства и ре­акции. Ф. Аллен и Дж. Тафт особенно подчеркивали необхо­димость отношения к ребенку как к личности, обладающей

внутренней силой и способной конструктивно изменить соб­ственное поведение.

Детям предоставляется свобода выбора — играть или не играть и возможность управлять собственной деятельнос­тью. В рамках этого подхода ребенку приходится принять на себя ответственность за процесс ро­ста, а игротерапевт концентрирует внимание на трудностях ребенка, а не на своих собственных.

Цельпроводимой в рамках терапии отношений коррекции состоит не в том, чтобы изменить ребенка, а в том, чтобы помочь ему утвердить свое «Я», чувство собственной ценно­сти. Ребенок, как и всякая личность, уникален, самоценен и обладает внутренними источниками саморазвития.

Основной механизм достижений коррекционных целей — установление отношений, связей между игротерапевтом и клиентами, с помощью которых игротерапевт демонстри­рует неизменное и полное принятие ребенка, его установок и ценностей и выражает постоянную и искреннюю веру в ребенка и его способности.

Ограничение целей терапии задачами личностного самооп­ределения, самоактуализации и свободы реального самовыра­жения определяет круг специфических проблем, подлежащих коррекции в рамках данного подхода: нарушение роста «Я»; само не адекватность; сомнение и неуверенность в возможнос­ти собственного личностного роста и обусловленные ими тре­вожность и враждебность ребенка к окружающим.