Живопись

После Отечественной войны 1812 г. возрастание интереса к народной жизни, к человеческой индивиду­альности привело к складыванию нового идеала, в осно­ве которого лежало представление о духовно независи­мой личности, глубоко чувствующей и страстно выра­жающей свои чувства. Этот идеал нашел отражение в творчестве представителей новой творческой концепции – романтизма,утверждение которого происходило одновременно с отмиранием классицизма.

Наиболее ярко новый романтический идеал вопло­тился в творчестве портретиста О. А. Кипренского (1782 – 1836). Его стиль вобрал черты классической гармонии и сентиментализма. Портреты Кипренского раскрывают в человеке все лучшее и значительное - деятельную и романтическую натуру, внутреннее богат­ство зрелого художника (В. А. Жуковский, 1816; «Авто­портрет в халате», 1828. ГТГ), вдумчивость и пылкость юного человека, еще только познающего мир (портрет А. А. Челищева, 1805 – 1909, ГТГ). Особенно замечательны женские портреты мастера, являющие истинно русские образы, поэтичность, глубина и благородство чувств которых так близки женским образам пушкинской по­эзии. Таков, например, портрет А.А.Олениной (1828, ГТГ). как бы иллюстрирующий пушкинские строки:

«... то ли дело

Глаза Олениной моей

Какой задумчивый в них гений,

И сколько детской простоты

И сколько томных выражений,

И сколько неги и мечты!».

В последний, не самый удачный, период творчества (20-30-е гг.) Кипренский создал лучший прижизненный портрет А.С.Пушкина (1827, ГТГ). Написанный с нату­ры по заказу его лицейского товарища А.Дельвига, портрет великого поэта исторически конкретен и вместе с тем в нем ощущается стремление дать собирательный образ идеальной творческой личности. Не случайно сам Пушкин увидев законченный портрет, заметил:

«Себя как в зеркале я вижу,

Но это зеркало мне льстит».

Романтизм нашел свое выражение и в пейзаже. С.Ф.Щедрин (1791 – 1830) первым открыл для России пленэрную живопись67(«Новый Рим», 1825; «Вид Сорренто близ Неаполя», 1828, ГТГ).

В.А.Тропинин (1776-1857), воспитанный на сентименталистской традиции конца XVIII в., испытавший романтическое влияние начала Х1Хв., к 2О-м годам выработал самостоятельную образную концепцию. Он жанризировал68 портрет(портреты сына, ок. 1818 и А.С.Пушкина, 1827; автопортрет, 1846). Сам в прошлом крепостной, художник воплотил в образах крестьян, мастеровых, слуг не только душевную чистоту и здоро­вье, но и благородство. Детали быта и трудовой дея­тельности сближают портреты Тропинина с жанровой живописью, (многочисленные типизированные образы - «Кружевница», «Златошвейка» и др., ГТГ).

Если Тропинин только вводил жанровые элементы в портрет, то А.Г.Венецианов (1780 – 1847) стал родона­чальником бытового жанра.Не затрагивая острейших коллизий жизни крепостной деревни, художник поэти­зировал обыденные явления крестьянского быта («Гум­но», 1822 – 1823; «На пашне. Весна», 20-е гг., ГТГ). Творче­ство Венецианова, впитавшее элементы классических и сентименталистских представлений, стало этапом в формировании реализма.

В исторической живописи 30—40-х годов происходило пересечение классицизма и романтизма.Впервые оба направления были соединены К.П.Брюлловым (1799-1852) в знаменитой картине «Последний день Помпеи» (1830-33, ГРМ). Позже ху­дожник обратился к портрету и в этом жанре претерпел эволюцию от декоративности и импозантности большого парадного портрета, включавшего некое сюжетное пове­ствование («Всадница», 1832, ГТГ) , к более камерному, полному психологической выразительности изображе­нию (Н.Н.Кукольник, 1841, ГРМ; Автопортрет, 1848, ГТГ). В конце жизни художник пришел к реализму. Портрет итальянского археолога Микеланджело Ланчи (1851, ГТГ) - одна из лучших работ Брюллова, в кото­рой ясно виден пройденный художником путь от реали­стического понимания образа к реалистической характе­ристике конкретного человека со своим внутренним миром и неповторимым психическим складом. В своем портретном творчестве Брюллов явился предтечей пси­хологического портрета второй половины XIX в.

Центральной фигурой русской живописи середины XIX в. был А.А.Иванов (1806-58). Сын художника, с детства приобщившийся к классическому искусству, он блестяще закончил Академию художеств с двумя золо­тыми медалями, в 1830-58 гг. продолжал образование и жил в Италии. О ранней зрелости художника и поиске своего пути свидетельствуют работы Иванова академи­ческого периода – «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» (1824, ГТГ), «Иосиф, толкующий сны в темнице хлебодару и виночерпию» (1826, ГРМ).

Пленэр (от фр. Plein air – вольный воздух) – живопись на открытом воздухе. Пленэрной называют живопись, стремя­щуюся к передаче естественного освещения и воздушной среды, воспроизводящую реальные оттенки цвета.

Жанр (от фр. genre - род, вид) - 1) устойчивая разновид­ность художественного произведения (в живописи — порт­рет, пейзаж); 2) живопись на бытовые сюжеты.

В них художник пытался отказаться от омертвевших канонов, составлявших суть эстетической концепции академии художеств (в частности, от традиционных приемов декоративности и театрализации действия) и проникнуть в самые глубины античного и христианского мифа.

Огромных успехов добился Иванов в пленэрной живописи, хотя воспринимал пейзажные этюды как вспомогательную работу. По сути, в пейзаже XIX в, он открыл новую эпоху. В отличие от мастеров академи­ческого направления Иванов изображал природу не через миф, а как реальность, в ее объективной жизни. Постижение объема и пространства, завершенность композиционного построения, звучность колорита, нако­нец, использование освещения как объединяющего начала, делают пейзажные этюды художника самостоя­тельным явлением искусства («Аппиева дорога», 1845; «Неаполитанский залив у Кастелламаре», 1846, ГТГ и др.).

Предшествующие годы ученичества, встреча в Риме и сближение с членом кружка московских «любомудров» Н.М.Рожалиным способствовали формированию у молодого художника идей о высоком общественном предназначении искусства миссии художника, который своим служением обязан содействовать приближению «золотого века человечества» – вершины исторического прогресса.

Глубокие философские проблемы, волновавшие художника, идея духовно-нравственного совершенство­вания человечества воплотились в главном произведе­нии Иванова - монументальном полотне «Явление Хри­ста народу» (1837-57, ГТГ; авторский вариант - ГРМ). Иванов долго искал тему для своего программного про­изведения прежде, чем остановился на никем из худож­ников не использованном евангельском сюжете (первое появление Мессии перед людьми, принимающими крещение в водах Иордана), вмещавшем, по его мнению, не только глубинный смысл Евангелия, но и высшие духовные идеалы всего человечества. Над эскизами к картине художник начал работать еще в 1838 г. В пись­мах отцу и академическому начальству Иванов излагал замысел картины, поражающий ясностью и глубиной, и план, рассчитанный на десятилетие; работа над полот­ном, однако, продолжалась с некоторыми перерывами в течение 20 лет и стала делом почти всей жизни худож­ника.

Для осуществления своего замысла художник осознанно синтезировал величайшие достижения миро­вого искусства - античной скульптуры и монументаль­ной живописи итальянского Возрождения (Леонардо да Винчи, фра Бартоломео и особенно Рафаэля). Новые реалистические тенденции - переосмысление класси­ческой композиционной схемы, использование динамики форм и глубинности пространства - даже при сохране­ния некоторых академических условностей (симметрич­ность и замкнутость композиции) сделали картину Иванова тем, к чему сам художник предназначал ее -«школой для молодых живописцев русских». И. Н. Крамской, Н. Н. Ге, И. В. Репин, В. И. Суриков, М. А. Врубель испытали на себе влияние этого и других про­изведений выдающегося мастера.

Особое место в творчестве Иванова занимают неоконченные «Библейские эскизы»69 (ГТГ), в которых закладывались черты реалистического метода.На переломе двух эпох в русской живописи А. Иванов, по выражению И. Крамского, «святой, великий и последний потомок Рафаэля», органически соединил монумен­тальность классического искусства с реализмом.

Первым и чрезвычайно ярким проявлением крити­ческого реализмав живописи явилось творчество П. А. Федотова (1815 – 1862) , которому присущи глубина постижения жизни, ее драматической сути.