Скульптура
Плодотворное сотрудничество скульпторов с архитекторами привело к созданию большого числа первоклассных произведений, особенно в области монументальной скульптуры. Выдающиеся мастера-монументалисты В. И. Демут-Малиновский (1779 – 1846) и С. С. Пименов (1784 – 1833) , долгие годы, работавшие совместно, успешно сотрудничали с архитекторами Воронихиным (скульптуры для Казанского собора, Горного института) и Росси (скульптуры арки Главного штаба. 1827 – 1829). Одним из последних в XIX в. примеров органичного слияния скульптуры и архитектуры явились памятники Кутузову и Барклаю де Толли на порталах коллонады Казанского собора (1829 – 1832) в Петербурге работы Б. И. Орловского (1793 – 1837), принадлежавшего к числу виднейших мастеров русской культуры 1-й половины XIX в. Создание этих двух памятников, символизировавших начало и завершение Отечественной войны 1812 г., можно расценивать как новый этап в Развитии русской монументальной скульптуры. Композиционно тесно связанные статуи Кутузова и Барклая в изобразительных средствах совершенно самостоятельны. Скульптор придал реалистическую конкретность образам полководцев. Фигура Барклая с едва заметным наклоном головы и открытой грудью, как бы встречающего удар, выражает стойкость, упорство и внутреннее напряжение человека, организовавшего героическое сопротивление русских армий врагу, на первом этапе войны. Решительный и вместе с тем торжествующий жест руки Кутузова, зовущий вперед, мужественный и радостный взгляд фельдмаршала, предвидящего победу, олицетворяет второй, победоносный этап войны.
Эклектика (от греч. eklekticos - выбирающий) - в архитектуре и изобразительном искусстве сочетание разнородных стилевых элементов или произвольное использование исторических стилей.
Мастером монументально-декоративнойскульптуры, органически вписанной в городской пейзаж, был П. К. Клодт (1805 – 1867). В четырех группах «Укрощение коня» на Аничковом мосту (1833 – 1850) сочетается точность в передаче натуры с известной обобщенностью и декоративностью формы. Замечательной работой мастера является и памятник баснописцу И. А, Крылову (1848 – 1855), установленный в Летнем саду в Петербурге, где выдающийся русский баснописец так любил гулять. Вместо принятых в предшествующий период аллегорических фигур (муза или идеализированный образ писателя в античном облачении) скульптор реалистически изобразил пожилого человека, грузно сидящего с книгой в руках. Новым явилось и оформление постамента памятника, среднюю часть которого опоясывал горельеф с изображением персонажей басен Крылова. Безусловно, художественной ценностью обладает конная статуя Николая I перед Исаакиевским собором (1850 – 1858), не только мастерски выполненная Клодтом, но и прекрасно вписанная в городской ансамбль. Силуэт скачущего всадника хорошо воспринимается не только с площади, но и с примыкающих к ней улиц.
Блестящее мастерство скульптора с особой силой проявилось в малой пластике - небольших скульптурных композициях («Кобыла с жеребенком», «Деревенская кляча», «Царь Михаил Федорович», «Славянин верхом» и др.), где явно проступает жанровое начало, роднящее творчество Клодта со скульптурой второй половины XIX в.
Медленный отход от идеализирующего мировосприятия эпохи классицизма, поиск новых пластических решений, стремление к романтической приподнятости образов характерны для русской скульптуры предреформенной поры.