Театр и музыка

Все более заметную роль в общественно-культур­ной жизни играл театр.В 1824 г. в результате раздела Петровского театра в Москве появились две самостоя­тельные труппы: драматическая - Малый театр и оперно-балетная - Большой. В Петербурге в 1832 г. открыл­ся знаменитый Александрийский театр. В провинции получили широкое распространение крепостные теат­ры, часто заменяя профессиональные. В повести А.И.Герцена «Сорока-воровка», написанной по устным рассказам М.С.Щепкина, весьма достоверно изображен известный общедоступный крепостной театр графа С.М.Каменского, действовавший около 20 лет в Орле. Театр славился прекрасной постановкой дела и само­дурством владельца. Подобно литературе, на сцене русского театра классицизм и сентиментализмсме­нились романтизмом и реализмом.Ярким представи­телем классицизма был ведущий петербургский трагик

В.А.Каратыгин (1802 – 1853), создавший ряд совершенных героико-исторических образов. Расцвет романтизма связан с творчеством московского актера П.С.Мочалова (1800 – 1848) , блиставшего в трагедиях Шекспира и Шил­лера. Основоположник реалистической школы М.С.Щепкин (1788-1863) , начинавший в провинции в качестве крепостного актера (до 1822 г.), прославился на сцене малого театра в ролях русского реалистическо­го репертуара — «Горе от ума» А.С.Грибоедова (1795-1829) , «Ревизор» Н.В.Гоголя, «Свадьба Кречинского» А.С.Сухово-Кобылина (1817-1903). Он создал правду на русской сцене, он первый стал не театрален на театре», - писал о великом актере А.И.Герцен. В духе сценических и этических принципов Щепкина воспитаны многие поколения русских актеров. Эти принципы легли в основу системы К.С.Станиславского.

Музыка первой половины XIX в. испытала влия­ние общего патриотического подъема в связи с войной 1812 г. Композиторы стали чаще обращаться к героике-историческим сюжетам и народным мелодиям (оперы К.А. Кавоса «Иван Сусанин», 1815; А.Н.Верстовского «Аскольдова могила», 1835; романсы А.А.Алябьева, А.Е.Варламова, А.Л.Гурилева). Но возникновение наци­ональной школы связано, прежде всего, с М.И.Глинкой (1804-57) , музыкальный реализм которого был подго­товлен, десятилетиями сближения музыки профессио­нальной и народной. «Создает музыку народ, а мы, ху­дожники, только ее аранжируем», – считал великий композитор. Автор «Руслана и Людмилы», «Жизни за Царя» («Иван Сусанин»), «Камаринской» блистательно соединял богатство народного мелоса и высочайшие Достижения европейской музыкальной культуры. Именно Глинка «создал национальную русскую оперу, национальную инструментальную музыку…,рус­ский национальный романс» (В.В.Стасов). Младший современник Глинки, один из основателей классической музыкальной. школы А.С.Даргомыжский (1813 – 1869) создал новые жанры - народно-бытовую музы­кальную драму («Русалка», 1855), сатирико-комическую песню («Титулярный советник», «Червяк» и др.), выступил новатором в музыке, привнеся в нее реалистически выразительный речитатив (опера «Каменный гость»).