Театр и музыка
Все более заметную роль в общественно-культурной жизни играл театр.В 1824 г. в результате раздела Петровского театра в Москве появились две самостоятельные труппы: драматическая - Малый театр и оперно-балетная - Большой. В Петербурге в 1832 г. открылся знаменитый Александрийский театр. В провинции получили широкое распространение крепостные театры, часто заменяя профессиональные. В повести А.И.Герцена «Сорока-воровка», написанной по устным рассказам М.С.Щепкина, весьма достоверно изображен известный общедоступный крепостной театр графа С.М.Каменского, действовавший около 20 лет в Орле. Театр славился прекрасной постановкой дела и самодурством владельца. Подобно литературе, на сцене русского театра классицизм и сентиментализмсменились романтизмом и реализмом.Ярким представителем классицизма был ведущий петербургский трагик
В.А.Каратыгин (1802 – 1853), создавший ряд совершенных героико-исторических образов. Расцвет романтизма связан с творчеством московского актера П.С.Мочалова (1800 – 1848) , блиставшего в трагедиях Шекспира и Шиллера. Основоположник реалистической школы М.С.Щепкин (1788-1863) , начинавший в провинции в качестве крепостного актера (до 1822 г.), прославился на сцене малого театра в ролях русского реалистического репертуара — «Горе от ума» А.С.Грибоедова (1795-1829) , «Ревизор» Н.В.Гоголя, «Свадьба Кречинского» А.С.Сухово-Кобылина (1817-1903). Он создал правду на русской сцене, он первый стал не театрален на театре», - писал о великом актере А.И.Герцен. В духе сценических и этических принципов Щепкина воспитаны многие поколения русских актеров. Эти принципы легли в основу системы К.С.Станиславского.
Музыка первой половины XIX в. испытала влияние общего патриотического подъема в связи с войной 1812 г. Композиторы стали чаще обращаться к героике-историческим сюжетам и народным мелодиям (оперы К.А. Кавоса «Иван Сусанин», 1815; А.Н.Верстовского «Аскольдова могила», 1835; романсы А.А.Алябьева, А.Е.Варламова, А.Л.Гурилева). Но возникновение национальной школы связано, прежде всего, с М.И.Глинкой (1804-57) , музыкальный реализм которого был подготовлен, десятилетиями сближения музыки профессиональной и народной. «Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем», – считал великий композитор. Автор «Руслана и Людмилы», «Жизни за Царя» («Иван Сусанин»), «Камаринской» блистательно соединял богатство народного мелоса и высочайшие Достижения европейской музыкальной культуры. Именно Глинка «создал национальную русскую оперу, национальную инструментальную музыку…,русский национальный романс» (В.В.Стасов). Младший современник Глинки, один из основателей классической музыкальной. школы А.С.Даргомыжский (1813 – 1869) создал новые жанры - народно-бытовую музыкальную драму («Русалка», 1855), сатирико-комическую песню («Титулярный советник», «Червяк» и др.), выступил новатором в музыке, привнеся в нее реалистически выразительный речитатив (опера «Каменный гость»).