Образование и просвещение. Наука и техника
Живопись
Скульптура
Архитектура
Театр и музыка
Общественно-политическая мысль
Образование и просвещение
Небывалый патриотический подъем в русском обществе, связанный с Отечественной войной 1812 г., способствовал усилению национальной консолидации, начавшейся в XVIII в. Оппозиционность крепостничеству и самодержавию - революционная у декабристов и либеральная у западников и славянофилов, выдвинувшая объективно-буржуазные (в тех исторических условиях общенациональные) задачи, явилась важным фактором становления национального самосознания. Приобщение культурной жизни новых общественных сил — разночинцев, более глубокое усвоение народной культуры и одновременное осознание своего единства с мировой культурой, общественная постановка вопросов о судьбах нации делали предреформенную эпоху важным этапом в процессе становления национальной культуры.
Страх перед проснувшимся самосознанием народа, сокрушившего Наполеона, но оставшегося в состоянии позорного рабства, заставил Александра I от либеральных прожектов начала царствования перейти к откровенной реакции, последовательным проводником которой стал А.А.Аракчеев. Особенно губительной аракчеевщина оказалась для просвещения. Объединенное с Синодом (1817) Министерство просвещения, по меткому выражению Карамзина, превратилось в «министерство затемнения». Правительство Николая I не только продолжило линию на клерикализацию школы, утверждение сословного принципа образования, но и установило полицейский контроль над высшей школой, в которой видело рассадник опасного вольнодумства. С.С.Уваров, бывший министром просвещения в 1833 – 1849 гг., не скрывал стремления «умножать, где только можно, ; число умственных плотин». Такая политика способствовала не только распространению закрытых учебных заведений, но и нарушению сложившейся к началу XIX в.преемственности обучения. По уставу учебных заведений 1828 г. каждый тип школы становился сословно обособленным: для детей «самых низших состояний» предназначались приходские одноклассные училища, для детей «купцов, ремесленников и других городских обывателей» - уездные трехклассные, для детей дворян, чиновников, богатого купечества – семилетние гимназии. Духовные учебные заведения также приобрели замкнутый сословный характер.
Система высшего образования, кроме 6 университетов, включала ряд специальных учебных заведений в Петербурге (Медико-хирургическая академия, Главный педагогический и Технологический институты), Москве (Лазаревский институт восточных языков и Ремесленное училище, ныне - МГТУ им. Н.Баумана) и других городах. Но если в первом десятилетии XIX в. прочные позиции в высших учебных заведениях занимали просветители или близкие к ним ученые (К.К.Арсеньев, К.Ф.Герман, А.С.Кайсаров и др.), то после 1817 г. с отходом от общегуманных целей преподавания в российских университетах началась травля и изгнание профессоров, придерживавшихся принципов просветительского гуманизма. Кроме того, повышением платы за обучение правительство ограничило приток в университеты разночинцев.
Несмотря на ограничительные меры, число образованных людей в России росло. Распространению просвещения особенно способствовал рост печати, хотя на восстание декабристов правительство ответило усилением цензуры («чугунный» цензурный устав 1826 г.). Расширялся круг читающей публики, появились крупные отечественный книгоиздатели (братья Глазуновы, А.Ф.Смирдин и др.), ширилась книжная торговля, во многих провинциальных городах распространению книг и журналов содействовали публичные библиотеки. В конце 50-х годов в России издавалось около 2 тысяч книг, число периодических изданий за полвека возросло более чем в 3,5 раза.
Практические потребности развития производства в условиях начавшегося промышленного переворота активизировали научно-техническую мысль. Развитие ряда наук происходило в тесной связи с практикой (работы по органической химии Н.Н.Зинина; создание новой науки - металлографии П.П.Аносовым; исследования в области практического применения электричества В.В.Петрова и Б.С.Якоби).
Ряд открытий в области фундаментальных наук принес русским ученым мировую известность (неевклидова геометрия Н.И.Лобачевского и др.). Неоценим вклад русских мореплавателей в развитие географии (открытие Антарктиды М.П.Лазаревым и Ф.Ф.Беллинсгаузеном и др.). Мировую известность получил атлас» Топографическая анатомия» основоположника военно-полевой хирургии Н.И.Пирогова. В гуманитарных науках произошло усиление социальной направленности (в философии – шелленгианство и «гегелизм» на русской почве, П.Я.Чаадаев, философия декабристов и др.; в педагогике – К.Д.Ушинский и др.). Важным фактором формирования национального самосознания было появление «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина, возбудившей небывалый интерес к отечественной истории в широких кругах образованного общества. Будучи сторонником монархического принципа, Карамзин тем не менее объективно изобразил «все ужасы неограниченного самодержавия» и тем самым поставил под сомнение сам принцип самодержавия. Не даром Пушкин назвал его труд подвигом честного человека.
Зарождение буржуазной историографии в России связано с именами профессоров Московского университета С.М.Соловьева (1820 – 1879) и Т.Н.Грановского (1813–1855). С 1851 г. начала выходить «История России с древнейших времен Соловьева, труды Грановского заложили основы русской медиевистики.