Образование и просвещение. Наука и техника

Живопись

Скульптура

Архитектура

Театр и музыка

Общественно-политическая мысль

Образование и просвещение

Небывалый патриотический подъем в русском обществе, связанный с Отечественной войной 1812 г., способствовал усилению национальной консолидации, начавшейся в XVIII в. Оппозиционность крепостниче­ству и самодержавию - революционная у декабристов и либеральная у западников и славянофилов, выдвинув­шая объективно-буржуазные (в тех исторических усло­виях общенациональные) задачи, явилась важным фак­тором становления национального самосознания. Приоб­щение культурной жизни новых общественных сил — разночинцев, более глубокое усвоение народной культу­ры и одновременное осознание своего единства с миро­вой культурой, общественная постановка вопросов о судьбах нации делали предреформенную эпоху важным этапом в процессе становления национальной культуры.

Страх перед проснувшимся самосознанием народа, сокрушившего Наполеона, но оставшегося в состоянии позорного рабства, заставил Александра I от либераль­ных прожектов начала царствования перейти к откро­венной реакции, последовательным проводником кото­рой стал А.А.Аракчеев. Особенно губительной аракчеевщина оказалась для просвещения. Объединенное с Синодом (1817) Министерство просвещения, по метко­му выражению Карамзина, превратилось в «министер­ство затемнения». Правительство Николая I не только продолжило линию на клерикализацию школы, утверж­дение сословного принципа образования, но и установи­ло полицейский контроль над высшей школой, в кото­рой видело рассадник опасного вольнодумства. С.С.Уваров, бывший министром просвещения в 1833 – 1849 гг., не скрывал стремления «умножать, где только можно, ; число умственных плотин». Такая политика способствовала не только распространению закрытых учебных заведений, но и нарушению сложившейся к началу XIX в.преемственности обучения. По уставу учебных заведе­ний 1828 г. каждый тип школы становился сословно обособленным: для детей «самых низших состояний» предназначались приходские одноклассные училища, для детей «купцов, ремесленников и других городских обывателей» - уездные трехклассные, для детей дворян, чиновников, богатого купечества – семилетние гимна­зии. Духовные учебные заведения также приобрели замкнутый сословный характер.

Система высшего образования, кроме 6 универси­тетов, включала ряд специальных учебных заведений в Петербурге (Медико-хирургическая академия, Главный педагогический и Технологический институты), Москве (Лазаревский институт восточных языков и Ремеслен­ное училище, ныне - МГТУ им. Н.Баумана) и других городах. Но если в первом десятилетии XIX в. прочные позиции в высших учебных заведениях занимали про­светители или близкие к ним ученые (К.К.Арсеньев, К.Ф.Герман, А.С.Кайсаров и др.), то после 1817 г. с от­ходом от общегуманных целей преподавания в российс­ких университетах началась травля и изгнание профес­соров, придерживавшихся принципов просветительского гуманизма. Кроме того, повышением платы за обучение правительство ограничило приток в университеты раз­ночинцев.

Несмотря на ограничительные меры, число образо­ванных людей в России росло. Распространению про­свещения особенно способствовал рост печати, хотя на восстание декабристов правительство ответило усилени­ем цензуры («чугунный» цензурный устав 1826 г.). Рас­ширялся круг читающей публики, появились крупные отечественный книгоиздатели (братья Глазуновы, А.Ф.Смирдин и др.), ширилась книжная торговля, во мно­гих провинциальных городах распространению книг и журналов содействовали публичные библиотеки. В конце 50-х годов в России издавалось около 2 тысяч книг, число периодических изданий за полвека возросло более чем в 3,5 раза.

Практические потребности развития производства в условиях начавшегося промышленного переворота активизировали научно-техническую мысль. Развитие ряда наук происходило в тесной связи с практикой (работы по органической химии Н.Н.Зинина; создание новой науки - металлографии П.П.Аносовым; исследо­вания в области практического применения электриче­ства В.В.Петрова и Б.С.Якоби).

Ряд открытий в области фундаментальных наук принес русским ученым мировую известность (неевкли­дова геометрия Н.И.Лобачевского и др.). Неоценим вклад русских мореплавателей в развитие географии (открытие Антарктиды М.П.Лазаревым и Ф.Ф.Беллинс­гаузеном и др.). Мировую известность получил атлас» Топографическая анатомия» основоположника военно-­полевой хирургии Н.И.Пирогова. В гуманитарных на­уках произошло усиление социальной направленности (в философии – шелленгианство и «гегелизм» на рус­ской почве, П.Я.Чаадаев, философия декабристов и др.; в педагогике – К.Д.Ушинский и др.). Важным фактором формирования национального самосознания было появ­ление «Истории государства Российского» Н.М.Карамзи­на, возбудившей небывалый интерес к отечественной истории в широких кругах образованного общества. Будучи сторонником монархического принципа, Карам­зин тем не менее объективно изобразил «все ужасы неограниченного самодержавия» и тем самым поставил под сомнение сам принцип самодержавия. Не даром Пушкин назвал его труд подвигом честного человека.

Зарождение буржуазной историографии в России связано с именами профессоров Московского универси­тета С.М.Соловьева (1820 – 1879) и Т.Н.Грановского (1813–1855). С 1851 г. начала выходить «История России с древнейших времен Соловьева, труды Грановского заложили основы русской медиевистики.