Принцип наглядности
Обучение начинается с создания определенного представления об изучаемом упражнении. При этом создание представления должно базироваться на его зрительном, слуховом, тактильном и мышечном восприятии. Наглядность обеспечивается не только посредством видения, но и мобилизацией других рецепторов.
В практике работы различают прямую и косвенную наглядность.
К прямой наглядности относятся: показ упражнения воспитателем, наиболее подготовленным ребенком, образное описание упражнения.
Показ упражнения воспитателем - наиболее распространенный способ наглядности. К нему предъявляют следующие требования:
Показ должен служить точным образцом того, что должен воспроизвести ребенок.
1. При каждом показе необходимо акцентировать внимание детей на определенные части упражнения, его детали.
2. Для создания наилучшего представления упражнение следует показывать из наиболее подходящих зон обзора (например, для одних - зеркально, для других - сбоку и т.д.).
3. Показ упражнения следует комментировать, сопровождать вопросами, способными активизировать восприятие.
Суть образного описания упражнения состоит в том, что воспитатель на базе двигательного опыта создает яркий и реальный образ движения, подлежащего изучению (прыгать, как зайчик, округлить спинку, как кошка, и др.).
Сущность косвенной наглядности состоит в том, что реальное изображение упражнений передается посредством других форм (иллюстрации, зарисовки, таблицы и т.д.).
3. Принцип систематичности и последовательности (доступности)
Данный принцип является непременным условием создания высокого эффекта обучения двигательным действиям. Во время обучения необходимо добиваться как бы слияния двух процессов - повторения старого материала и разучивания нового. Данное слияние (читай систематичность) обеспечивается тем, что вновь разученное двигательное действие базируется на временных связях, закрепленных разучиванием предшествующего двигательного действия (например обучение перекатам на спине в группировке, а затем - обучение кувырку и др.).
Качество усвоения учебного материала, время его прохождения зависят от последовательности (преемственности) обучения. Реализация последовательности достигается через обязательное выполнение дидактических правил: от освоенного - к неосвоенному, от легкого - к трудному, от простого - к сложному, от известного - к неизвестному.
В практике физического воспитания систематичность и последовательность выражаются при планировании программного материала на отдельное занятие, цикл занятий (неделя, месяц), учебный год. На каждую тему следует отводить столько времени, сколько требуется, чтобы двигательное действие было освоено всеми детьми. Только после этого можно переходить к последующему.