Принцип наглядности

Обучение начинается с создания определенного представления об изучаемом упражнении. При этом создание представления должно базиро­ваться на его зрительном, слуховом, тактильном и мышечном восприятии. Наглядность обеспечивается не только посредством видения, но и мобили­зацией других рецепторов.

В практике работы различают прямую и косвенную наглядность.

К прямой наглядности относятся: показ упражнения воспитателем, наиболее подготовленным ребенком, образное описание упражнения.

Показ упражнения воспитателем - наиболее распространенный спо­соб наглядности. К нему предъявляют следующие требования:

Показ должен служить точным образцом того, что должен воспро­извести ребенок.

1. При каждом показе необходимо акцентировать внимание детей на определенные части упражнения, его детали.

2. Для создания наилучшего представления упражнение следует по­казывать из наиболее подходящих зон обзора (например, для одних - зер­кально, для других - сбоку и т.д.).

3. Показ упражнения следует комментировать, сопровождать вопро­сами, способными активизировать восприятие.

Суть образного описания упражнения состоит в том, что воспитатель на базе двигательного опыта создает яркий и реальный образ движения, подле­жащего изучению (прыгать, как зайчик, округлить спинку, как кошка, и др.).

Сущность косвенной наглядности состоит в том, что реальное изо­бражение упражнений передается посредством других форм (иллюстра­ции, зарисовки, таблицы и т.д.).

 

3. Принцип систематичности и последовательности (дос­тупности)

Данный принцип является непременным условием создания высоко­го эффекта обучения двигательным действиям. Во время обучения необхо­димо добиваться как бы слияния двух процессов - повторения старого ма­териала и разучивания нового. Данное слияние (читай систематичность) обеспечивается тем, что вновь разученное двигательное действие базиру­ется на временных связях, закрепленных разучиванием предшествующего двигательного действия (например обучение перекатам на спине в груп­пировке, а затем - обучение кувырку и др.).

Качество усвоения учебного материала, время его прохождения за­висят от последовательности (преемственности) обучения. Реализация по­следовательности достигается через обязательное выполнение дидактиче­ских правил: от освоенного - к неосвоенному, от легкого - к трудному, от простого - к сложному, от известного - к неизвестному.

В практике физического воспитания систематичность и последова­тельность выражаются при планировании программного материала на от­дельное занятие, цикл занятий (неделя, месяц), учебный год. На каждую тему следует отводить столько времени, сколько требуется, чтобы двига­тельное действие было освоено всеми детьми. Только после этого можно переходить к последующему.