Начало освоения казачеством Северо-Западного Кавказа (кон. XVII в.). Казаки-некрасовцы
Нередко казачество, прежде всего запорожское и донское, выступало союзником России в борьбе с агрессией Крымского ханства. Но в конце XVI! в. сложилась ситуация, когда часть донских казаков предпочла уйти на Северный Кавказ, нежели покориться Москве. В 1671 г. поражением закончилось крестьянская война под предводительством СТ. Разина, в которой донцы выступили движущей силой. После кровавой расправы казаки вынуждены были присягнуть на верность царю России, но глухое недовольство крепостнической политикой Москвы на Дону не проходило. Появление первых групп казаков на Кубани теснейшим образом связано с борьбой донских казаков за свои былые права, в том числе право не выдавать бежавших на Дон людей. К политическим и экономическим основам многолетнего конфликта с Москвой добавился и религиозный. После проведения патриархом Никоном в середине 1650-х гг. церковной реформы в церкви и стране произошел раскол - появились старообрядцы, не принявшие новых правил и обрядов. Они массово бегут на окраины Российского государства, в степи Дикого поля, находя, в частности, убежище у донских казаков. Донцы отнеслись в целом сочувственно к беглецам, и на севере Донской земли массово стали возникать старообрядческие поселения. Донские казаки-старообрядцы даже захватили власть в войске - их сторонник С. Лаврентьев временно стал в 1686 г. войсковым атаманом. Однако в 1687-1689 гг. донские старообрядцы терпят поражение - их предводители были выданы Москве, городки сожжены. В апреле 1688 г. более 1 000 непокорных казаков бежало под предводительством Л. Маноцкого на Северный Кавказ, в район Большой Кабарды на р. Куму. Возвращаясь иногда на Дон, они в целом сохраняли верность принявшим их кавказским феодалам, нападая и на донские городки. Часть кумских казаков вскоре переселилась на р. Аграхань (приток р. Сулак), другая - на Кубань в 1689 или 1690 г. Осенью 1692 г., спасаясь от возможной выдачи царизму, партия казаков бежит с Аграхани на Кубань, заручившись согласием крымского хана. Таким образом, казачья колонизация Кубани начинается в конце XVII в., причем, что примечательно, первые кубанские казаки являлись донскими по своему происхождению. С разрешения крымского хана они поселились в междуречье Кубани и Лабы, построив при поддержке татар уже к осени 1693 г. укрепленный деревянный острожек. Казаки стали получать жалованье от хана и азовского бея, избрав «меж себя» атамана. Затем они переселились вниз по течению Кубани и обосновались в Копыле. Казаки пользовались льготами в налогах и хозяйственной деятельности, находясь в целом под постоянным покровительством крымского хана. Следующее крупное пополнение рядов кубанского казачества произошло в 1708 г. Главные события разыгрались опять на Дону - осенью 1707 г. там вспыхнуло мощное казачье восстание против царизма, получившее название Булавинского (1707-1709 гг.). После ряда поражений повстанцы разработали план отступления на Кубань. Осуществил его ближайший сподвижник К.А. Булавина - Игнат Некрасов, который увел в конце августа 1708 г. несколько сот казаков вместе с семьями с Дона на Правобережье Кубани, входившее тогда в состав Крымского ханства. Вскоре после смещения с престола принявшего их Каплан-Гирея казаки-некрасовцы, опасаясь за свою дальнейшую судьбу, переселились в Закубанье, к адыгам, проживая там еще в начале 1712 г. Новый хан пощадил беглецов, поскольку ему было известно о верности и храбрости казаков. Летом 1709 г. в Крым был отправлен по царскому указу дворянин В. Блеклый, которому поручалось склонить хана с помощью богатых даров к выдаче бунтовских казаков. Осведомленный об их местонахождении Девлет-Гирей уклонился от решения проблемы в пользу России, рассчитывая найти в лице некрасовцев верных воинов и разведчиков. Приняв участие в русско-турецкой войне 1710-1711 гг. на стороне татар, казаки-некрасовцы переселились на правый берег Кубани, избрав в качестве своего основного местопребывания болотисто-островные земли Таманского полуострова. В кубанских лиманах они возвели несколько укрепленных городков - Хан-Тюбе, Кара-Игнат и т.д. В 1711 г. правовой статус пребывания некрасовцев на Кубани был определен - по Прутскому мирному договору между Россией и Турцией они признавались подданными крымского хана, а Россия обязывалась более не добиваться их выдачи.
Следует отметить, что все правящие крымские ханы видели в некрасов-цах не потенциальных изменников, а верных защитников своего трона, что было по достоинству оценено казаками. На протяжении XVIII в. не зафиксировано случаев государственной измены со стороны некрасовцев. Недаром хан Менгли-Гирей держал при себе в 1730-х гг. в качестве личной гвардии сотню некрасовцев во главе с А. Черкесом. Некрасовцы приняли участие во всех русско-турецких войнах XVIII в., действуя в составе татарского войска. Как правило, они служили в коннице, выступая, быть может, отдельным отрядом. Нередко использовались знания казаков-некрасовцев о землях Подонья, в том числе тайных тропах, бродах и пр. Как носители языка они нередко обманывали донцов, захватывая их в плен в качестве «языков». Донские казаки ненавидели некрасовцев и при поимке обычно убивали. Антироссийские деяния некрасовцев нередко сопровождались грабежами и убийствами; «преуспели» они и на таком неблаговидном поприще, как пленопродавство. Высокое воинское искусство, храбрость и честность казаков лежали в основе их личностных взаимоотношений с Гиреями, причем качества некрасовцев зачастую превосходили соответствующие характеристики турок и татар. Добывание.казаками еды особых проблем не вызывало: условия кубанского региона позволяли в достаточном количестве ловить рыбу, стрелять птицу и более крупную дичь. Ни в одной области хозяйственной, религиозной, военно-политической жизни некрасовцев мы не находим фактов притеснения, инициировавшихся бы крымскими ханами. Они оказывали казакам содействие в удовлетворении духовных нужд. XVIII в. - время расцвета Древлепра-вославной (старообрядческой) церкви на Кубани. Здесь возводятся храмы, а в середине XVIII в. на Кубани в потаенном месте был основан даже монастырь. На протяжении десятилетий некрасовцы активно и успешно занимались так называемый сманиванием. Под воздействием их агитации на Кубань бегут донские, терские казаки, крестьяне российских губерний. Как говорилось в одном из документов, «на Кубани староверят и за старую веру не гонят». Даже в 1773 г. на заседании высших сановников в Петербурге признавалось, что в случае возвращения некрасовцев в Россию «пристанище» для беглых казаков с Дона могло бы «истребиться». Бегство на Кубань в 1752 г. казаков из Маноцкой станицы на Дону вызвало разбирательство дела в Стамбуле. Российский посол безуспешно тогда жаловался на некрасовцев и покровительствовавшего им крымского хана. Термин «шпионы Некрасова» стал нарицательным в российской делопроизводственной документации. В 1720 г. указом Военной коллегии была даже введена смертная казнь за недонесение на этих «шпионов», проникавших на Дон, Украину, Тамбовщину.
Казачье население некрасовских городков, объединившись со «старыми» кубанскими казаками, образовало в 1710-1720-х гг. свое войско - Кубанское казачье войско (ханское). Сами казаки окончательно стали служилыми людьми хана. Нельзя, таким образом, говорить о вольном казачестве Кубани, вольной общине казаков и тем более - республике. В войске имелись его неотъемлемые атрибуты - знамя и печать, на которой было написано: «Войско Кубанское Игнатове Кавказское». Войсковой центр располагался в главном городке Хан-Тюбе. Долгое время войсковым атаманом являлся И. Некрасов, фамилию которого сами казаки избрали в качестве самоназвания. Высшую законодательную власть в войске осуществлял Круг, ведавший вопросами внутренней организации: выборами и смещением атамана, есаула, наказанием членов войска (вплоть до смертной казни) и пр. На Кубани стал формироваться уникальный некрасовский фольклор - исторические песни, предания, сказки, некоторые сюжеты которых не зафиксированы у других славян. Здесь же взял свое начало особый свод правил жизни некрасовцев -«заветы Игната» - содержание которых охватило со временем почти все стороны их жизни. Первый завет гласил: «Царизме не покоряться, до царя в Расею не возвертаться!». Заветы запрещали казакам обижать жен, работать друг на друга, закрывать церкви, обязывали почитать старших и т.п.
Различными способами царское правительство пыталось нейтрализовать некрасовскую угрозу, подсылая даже наемных убийц к И. Некрасову. Некрасовские казаки были страшны прежде всего опасностью подражания их примеру (исключительно благоприятного проживания под эгидой мусульманского Крыма) российскими подданными. В ходе русско-турецкой войны 1735-1739 гг. императрица Анна Ивановна впервые (со стороны царизма) предложила казакам-некрасовцам добровольно вернуться в Россию, пообещав прощение и вознаграждение. В Войске произошел политический раскол -бедные казаки готовы были поверить и рискнуть. Большая часть некрасовцев, опасавшаяся быть обвиненной ханом в сговоре с отщепенцами, покинула кубанские земли и переселилась (до 1756 г.) на земли близ Дуная, бывшие тогда турецкими владениями. Несколько раз императрица Екатерина II обращалась к некрасовцам с тем же предложением. Имевшие место переговоры закончились безрезультатно - осенью 1777 г. против казаков была спланирована и проведена военная операция. Их жилища были разорены, часть казаков погибла, другая - бежала в Закубанье. Безрезультатно увещевал некрасовцев сам А.В. Суворов - летом 1778 г. они беспрепятственно вышли судами из Суджук-Кальской бухты (район современного Новороссийска) и отплыли в Турцию, расселившись затем близ крупных ее портовых городов. Оттуда некрасовцы переселились на Дунай к своим собратьям. Потерпев в начале XIX в. поражение в борьбе с задунайскими запорожцами, они отправились на побережье Эгейского моря, а затем прочно обосновались на берегу оз. Майнос в Анатолии (неподалеку от Мраморного моря в Турции). Первая группа некрасовцев появилась в Российской империи в 1911 г. Это были молодые казаки, спасавшиеся от призыва в турецкую армию. Семейный исход казаков-некрасовцев начался в 1912 г. - сначала в Грузию. В 1918 г. некрасовцы появились на Кубани, основав сначала хут. Некрасовский, а затем - Новонекрасовский (современный Приморско-Ахтарский район). Их переселение уже в СССР продолжилось в 1920-е гг., завершившись в 1962 г. (Ставропольский край). Незначительная группа казаков выехала из Турции вместе со старообрядцами-липованами в 1963 г. в США. Казаки-нек-расовцы никогда не забывали о России, и сотни их с гордостью смогли повторить в XX в. слова одного из них, сказанные в 1940 г.: «Живем теперича на своей земле. Откуда Игнат уводил нас, туда мы и возвернулись!».
4. Западные адыги: общественное устройство, экономика, быт.