Рынки информационных услуг
Информационные ресурсы
Информационные ресурсы - это организованная совокупность документированной информации, включающая базы данных и знаний, массивы. К информационным ресурсам относятся печатные, рукописные, электронные издания, которые содержат нормативные и справочные документы по законодательству, политической, социальной сфере, отраслям производства и т.д. Информационные ресурсы делятся на:
· государственные (информационные ресурсы государственных субъектов хозяйствования, которые формируются в результате их деятельности; информационные ресурсы органов власти и управления всех уровней)
· негосударственные (те ресурсы, которые создаются негосударственными образованьями в интересах жизнедеятельности общества) Существует несколько видов доступа к информационным ресурсам:
· работа с базами и банками данных, машиночитаемыми массивами и электронными документами;
· поиск информации в глобальных сетях, размещение информа-ции по заказам потребителей
· предоставление информации из открытых информационных ресурсов по запросам юридических лиц и граждан
Для обработки информации и предоставления пользователю соз-даются автоматизированные информационные системы работы с информационными ресурсами. Они подразделяются на 5 классов:
1. автоматизированные системы информационных ресурсов ;
2. системы управления документами и документооборотом ;
3. автоматизированные информационно-аналитические системы;
4. автоматизация информационной системы принятия решений:
· системы традиционного моделирования ситуаций;
· экспертные системы (аккумулируют знания и представляют спе-циальные варианты принятия решений);
· нейронные системы (информационные аналитические системы в биржевом банке, в государственном управлении)
· автоматизированные информационные системы поддержки го-сударственных решений;
5. автоматизированные системы программируемого принятия решений.
Отдельным направлением предпринимательского бизнеса является информационный бизнес, который осуществляется в информационном секторе экономики. Под информационным сектором экономики понимается совокупная деятельность производителей, продавцов и покупателей различной информации. Соответственно, информационный бизнес охватывает деловые отношения, складывающиеся в сферах производства, сбыта и приобретения информации.
Информационный бизнес имеет две формы существования. С одной стороны, он является непременным атрибутом деятельности любого субъекта бизнеса вне зависимости от того, к какому именно направлению принадлежит эта деятельность. С другой стороны, он выступает как самостоятельное направление бизнеса, занятие которым предполагает – известную специализацию работающих в информационном секторе экономики предпринимательских фирм.
Информационный бизнес выстраивается вокруг специфических объектов деловых отношений и деловой деятельности, а именно – информационных ресурсов, творческих ресурсов, информационных продуктов и информационных услуг.
Под информационными ресурсами понимаются разнообразные необработанные базы данных, представляющие собой своеобразное сырьевое основание деловых отношений в информационном секторе экономики. Эти базы данных существуют в системном, либо в бессистемном виде, они могут быть упорядочены, либо хаотичны. Иногда категория базы данных рассматривается исключительно в качестве атрибута компьютерных технологий, либо телекоммуникаций. На самом деле термин базы данных характеризует любые массивы информации, содержащиеся на любых носителях информации и в любых источниках информации, в том числе и электронных.
Под творческими ресурсами понимаются совокупные интеллектуальные эвристические потенции творчески одаренных людей, способных к креативному мышлению (системному и бессистемному) и конструированию инноваций. Творческие ресурсы играют важную роль в информационном бизнесе, поскольку выступают одновременно и особым источником генерирования новой информации, и фактором переработки информационных ресурсов. Творческие ресурсы необходимы и в творческих видах деловой деятельности ( наука, образование, искусство, литература ), и в любом виде предпринимательского и иного бизнеса – в качестве предпосылки осуществления любых инноваций.
Информационные продукты представляют собой переработанные творческие и информационные ресурсы – на базе последних создается информация, которая может рассматриваться как предмет купли-продажи, хотя она и не является материальным объектом. В отличие от информационных ресурсов информационные продукты всегда выступают в систематизированном виде – в качестве каталогов, публикаций, произведений искусства, коммерческих баз данных, рекламных, презентационных и учебно-методических материалов, почтовых и других адресных сообщений.
Под информационными услугами понимается воздействие на потребителей с помощью информационных продуктов, вызывающее у потребителей реакцию текущего информационного насыщения. Оказание информационных услуг представляет собой непосредственное информирование потребителей по различным объектам внимания. Производство информационных продуктов является предпосылкой оказания информационных услуг.
Виды деятельности, связанные с формированием информационных ресурсов, поддержанием их в актуальном состоянии, созданием средств обработки, средств связи, средств копирования информации объединяют в понятие информационной индустрии. Под средством обработки наряду с вычислительной техникой понимается и программное обеспечение.
Информационный бизнес - это бизнес, где товаром является информация. Бизнес в сфере информационной индустрии - это бизнес, где товаром является информация, компьютерная техника, программное обеспечение, оргтехника и другие средства, используемые в информационных технологиях.
Способность решать задачи информационного обслуживания на уровне максимальных возможностей, определяемых достигнутым на данный момент состоянием развития вычислительной техники и связи, называют информационным потенциалом.
Структуры, которые работают на информационном рынке, предлагают потребителю следующие виды услуг:
непосредственный доступ к базам данных - режим on-line;
пакетный доступ к базам данных - режим off-line;
в виде баз данных на дискетах и компакт-дисках;
в виде консультаций, оказываемых специалистами в области информационных ресурсов;
в виде обучения доступу к мировым информационным ресурсам.
Указанные виды услуг имеют свои области эффективного использования и могут взаимно дополнять друг друга.
В качестве поставщиков информации на рынке информационных услуг выступают коммерческие структуры, государственные и общественные организации, частные лица. Обычно они именуются информационными корпорациями, информационными агентствами, информационными службами, информационными центрами.
Необходимо отметить, что информация является основой принятия решений во всех сферах человеческой деятельности. Она способствует повышению эффективности труда в различных областях. Это обстоятельство определяет тот факт, что пользователями услуг выступают специалисты, работающие практически во всех сферах производства.
Могут быть разные аспекты классификации пользователей. Так пользователи могут быть разделены на следующие группы:
специалисты промышленных предприятий и предприятий торговли;
специалисты консалтинговых и маркетинговых информационных Агентств;
работники научно-исследовательских учреждений и учебных заведений;
работники государственных учреждений;
работники общественных организаций;
индивидуальные пользователи.
Становление рынка электронной информации сопровождалось также специализацией (разделением труда) организаций, занимающихся информационным обслуживанием. Сформировалось три группы информационных служб:
центры-генераторы (производители информации) - специализируются на добыче информации, формировании и поддержании баз данных в актуальном состоянии;
центры распределения (поставщики информации), которых обычно называют Вендорами, занимаются информационным обслуживанием пользователей на основе баз данных, поставляемых им на коммерческой основе центрами-генераторами;
информационные агентства, осуществляющие как функции сбора информации, формирования и ведения баз данных, так и функции обслуживания пользователей.
Годом рождения информационного рынка в России считают 1991г. Появление рынка в РФ обусловлено тем, что были созданы мировые телекоммуникационные вычислительные сети(ТВС).
На характере развития отечественных сетей и сетевых ресурсов отражались общие мировые тенденции развития ТВС. Основной из них было объединение в той или иной сфере коммуникационных структур.
Возможности и конкурентоспособность любой ТВС определяются и информационными ресурсами (знаниями, программами, БД). Кроме того, они должны непрерывно дополняться и обновляться.
Современный информационный рынок можно разделить на четыре области:
электронная информация,
электронные сделки,
системы сетевых коммуникаций,
программное обеспечение.
В свою очередь рынок электронной информации состоит из 4 секторов:
деловая информация,
юридическая информация,
информация для специалистов,
массовая или потребительская информация.
Основными поставщиками информации на этом рынке выступают центры-генераторы баз данных и центры-распределители информации на основе баз данных, а также информационные брокеры.
Деловой сектор (в рамках электронной информации):
Биржевая и финансовая информация, генераторами которой являются банки, биржи и брокерские конторы. Эта информация о рынке ценных бумаг, котировки валют, рынке товаров, капиталов, услуг, а также инвестициях и ценах.
Экономическая и статистическая информация, числовая информация.
Коммерческая информация - государственная.
Информация о коммерческих предложениях, о купле-продаже по определенным товарным группам.
Новости в области экономики и бизнеса.
Юридический сектор включает системы доступа к электронным сборникам указов и т.п.
Сектор информации для специалистов состоит из следующих частей:
профессиональная информация, дифференцированная по областям науки и техники,
доступ к первоисточникам (библиографическая и реферативная информация).
Массовая и потребительская информация:
информация служб новостей и агентств, пресса и др.
потребительская информация.
Рынок электронных сделок включает системы банковских и межбанковских операций, системы электронных торгов, системы резервирования товаров и услуг. В рамках этого рынка имеет значение электронный обмен данными, который обеспечивает возможность безбумажного документооборота. При этом велика роль службы безопасности, предотвращающей несанкционированный доступ к этой информации.
Рынок программного обеспечения - все виды программной продукции и их обслуживание.
Системы сетевых коммуникаций - электронная почта, телеконференции, электронные сетевые доски объявлений и др., системы ТВС.
К наиболее предоставляемым услугам распространения относят:
телекоммуникационные услуги (обмен сообщениями в режиме электронной почты как между пользователями одной сети, так и между разными сетями; обмен сообщениями в телеконференциях и телесеминарах; организация электронных бюллетеней, электронных новостей; организация общения в режиме запрос-ответ; передача больших массивов информации в файлах, тиражирование информации и передача по определенному списку адресов; выдача копий сообщений по запросу абонента),
информационные услуги (поиск информации по запросам в справочных системах),
консультационные услуги (консультации по программному сетевому обеспечению, консультации по технологии использования общественных ресурсов в сети и обучение навыкам работы с компьютером и техническими средствами),
технические услуги (установка и обслуживание программного обеспечения и тестирование техники и программ),
рекламные услуги.
Задание на практику:
Определить требуемые Вам ресурсы( кроме ресурсов труда и информационных ресурсов) и стоимость их приобретения. Рассчитывать на полноценные рабочие места, рассмотреть вопрос лицензионного ПО и аренды помещения.