Психоанализ.
ПсихоаналитическаяфилософияоснованаавстрийскимврачомЗигмундомФрейдом(1856-1939). Психоанализ нацелен прежде всего на выявление основ человеческого бытия, структурных элементов психики, мотивов поведения личности. Реальностью признается нечто психическое, имеющее свою собственную природу и подчиняющееся специфическим закономерностям развития. Психика человека состоит из трех слоев, или инстанций.
Оно (Id) – глубинный слой бессознательных влечений, которое руководствуется только принципом удовольствия безотносительно к социальной реальности, а часто и вопреки ей. Я (Ego) – сфера сознательного, разумная часть внутреннего мира человека, подчиняющаяся принципу реальности, посредник между Оно и внешним миром. Сверх-Я (Supper-Ego) – внутриличностная совесть человека, бессознательная инстанция морального контроля, которая выступает как посредник между Оно и Я.
Я пытается подчинить себе Оно. Если это не удается, то Я подчиняется Оно. Сверх-Я может властвовать над Я, выступая в роли совести или чувства вины. В итоге Я оказывается подверженным троякой угрозе: 1) со стороны внешнего мира, 2) устремлений Оно, 3) строгости Сверх-Я. Таким образом, Я предстает в виде «несчастного сознания», которое вынуждено поворачиваться то в одну, то в другую сторону, чтобы оказаться в дружеском согласии и с Оно, и со Сверх-Я. Поэтому душевная жизнь человека непрерывно потрясается конфликтами. Разрешение внутренних конфликтов должно достигаться путем сознательного овладения желаниями.
Задача писхоанализа, по Фрейду, состоит в том, чтобы перевести бессознательное в область сознания. «Там, где было Оно, должно быть Я». В качестве движущей силы бессознательного, в качестве основы «первичных влечений» Фрейд рассматривает сексуальные влечения, которые являются не только причиной возникновения психических заболеваний, но и мощным стимулом творческой деятельности человека и культурных достижений общества. Под углом зрения сексуальных влечений Фрейд рассматривает такие феномены как способность к образному мышлению, фантазии, творчество художников и даже поведение людей в обществе. Позднее Фрейд понятие «сексуальные влечения» заменяет понятием «либидо», охватывающим уже всю сферу человеческой любви: любовь к родителям, родине, дружбу и т.д. В конечном счете он выдвигает гипотезу о том, что деятельность человека определяется инстинктом жизни (Эросом) и инстинктом смерти (Танатосом), неоправданно абсолютизировав противоречия между сознанием и бессознательным.
Карл Юнг (1875-1961) одним из первых выступил с критикой теории Фрейда, разойдясь с ним по двум моментам: 1) в роли сексуального начала в психической жизни человека, 2) в трактовке природы бессознательного. Он доказывал, во-1-х, неправомерность анализа всех проявлений бессознательного лишь с позиции вытесненной сексуальности, а во-2-х, принципиальную невозможность объяснения происхождения человеческой культуры и творчества с позиции «эдипова комплекса». По Юнгу, инстинкты человека имеют не биологическую, а символическую природу. Он считает, что символика является составной частью самой психики, что бессознательное вырабатывает определенные идеи, носящие символический характер и составляющие основу всех представлений человека. Юнг различает два типа символов – естественные и культурные. Естественные символы происходят из бессознательного содержания психического и представляет собой множество всевозможных образов. Культурныесимволы прошли множество преобразований через процесс более или менее сознательного развития и стали коллективными образами. Юнг выделяет личное бессознательное и коллективное бессознательное. Личное бессознательное – это поверхностный слой психики, включающий все содержание, связанное с индивидуальным опытом. Его содержанием может проявляться в снах и фантазиях. Коллективное бессознательное представляет собой скрытые следы памяти человеческого прошлого. Это общечеловеческий опыт, характерный для всех народов.
Содержанием коллективного бессознательного являются архетипы. Архетипы представляют собой формальные образцы поведения, или символические схемы, являющиеся основой формирования реальных образов, которыми человек руководствуется в своей деятельности. Архетипы, по Юнгу, представляют собой: 1) врожденные составные части всякого опыта, который априорно его определяет; 2) первобытные формы постижения внешнего мира; 3) внутренние образы объективного жизненного процесса; 4) вневременные схемы, согласно которым образуются мысли и чувства всего человечества; 5) коллективный осадок исторического прошлого, хранящийся в памяти людей.
Архетипы находятся вне времени и пространства и выступают в роли организаторов психики. Они приходят к человеку через сны, мифы, художественные произведения и выражают себя через отклонения в психике и девиантное поведение. Юнг описывает несколько основных архетипов: Персона, Анима, Анимус, Тень, Самость.
Персона – это маска, которую набрасывает на себя личность в ответ на требования общества. Анима и Анимус – это абстрактные образы, представляющие женский архетип в мужчине и мужской архетип в женщине. Посредством их достигается взаимоотношение между полами. Тень – это архетип, состоящий из животных инстинктов и низменных устремлений личности. Самость – центральный архетип личности, вокруг которого концентрируются все психические свойства личности. Он выражает целостность человека как индивидуальности.
Архетипы переходят из поколения в поколение, носят наследственный характер, но всегда у каждого отдельного человека они наполняются конкретным содержанием, выражая его индивидуальность.
Эрих Фромм (1900-1980) выступил как реформатор психоанализа и придал ему историческое измерение. Не приуменьшая роли биологического фактора, он считал природу человека, обусловленной главным образом исторически. Поведение человека нельзя объяснить с помощью одних только биологических механизмов или только через социокультурные факторы. Человек, с одной стороны, часть природы, с другой стороны, он принадлежит обществу. Эта его раздвоенность, по Фромму, составляет суть экзистенциального противоречия. Поступки людей уже не определяются инстинктами, которые слабее, чем у животных, и потому недостаточны для того, чтобы гарантировать им существование. Кроме того, разум, воображение и способность к творчеству нарушают единство человека со средой обитания, которое присуще животному существованию. Человек понимает, что он «заброшен» в мире, осознает свою беспомощность и ограниченность своего существования. Человек никогда не освободится от этого противоречия, не укроется от собственных мыслей и чувств. Человек, по Фромму, единственное животное, для которого собственное существование является проблемой.
Содержанием истории, по Фромму, является стремление людей обрести самих себя, реализовать свой внутренний потенциал. Но общество мешает полному воплощению потенций человека, не содействует реализации глубинных потребностей, а напротив, стесняет их или направляет в ложное русло. При этом человек, во-1-х, утрачивает контакт с самим собой, в результате чего возникает феномен деперсонализации; во –2-х, его отношение с другими людьми приобретает функциональный, общественный характер. Отчужденный человек становится рабом вещей и обстоятельств, беспомощным придатком в мире, который сам есть не что иное, как застывшее выражение его собственных сил. В настоящее время, по Фромму, запуганное человечество со страхом ждет, удастся ли ему спастись или оно попадет под иго созданной им бюрократии.
Рассматривая причины формирования характера личности, Фромм исходит не из факта наличия конкретных условий действительности, а из дихотомий человеческого существования – «экзистенциальных» и «исторических».
К экзистенциальным дихотомиям он относит, во-1-х, дихотомию между жизнью и смертью, во-2-х, дихотомию между тем, что каждый человек является носителем заложенных в нем потенций, с одной стороны, и тем, что он не может их реализовать вследствие кратковременности своего существования, с другой. Экзистенциальные противоречия коренятся в самом факте существования человека. Они могут только частично разрешаться путем раскрепощения способностей человека к любви, вере и рассуждению. Эти противоречия человек не может аннулировать, но реагирует на них различными способами, соответственно его характеру и культуре.
Исторические дихотомии не являются обязательной частью человеческого существования. Они создаются и разрушаются человеком. Например, противоречия между достижениями НТР и неспособностью использовать их на благо свободного развития личности. По Фромму, исторические дихотомии можно преодолевать. Их устранение он связывает с созданием нового, гуманистического общества.