Статус домочадца
Клинопись ассирийских царей
Библейские свидетельства
Строго говоря, значение имеет лишь семя. Библейский Онан (его имя станет основой известного многим языкам понятия), который, согласно обычаю должен войти к жене умершего брата, испускает его вовсе не в поисках самоудовлетворения: оно роняется на землю единственно для того, чтобы не умножать потомство, которое по закону того времени будет причислено не к его роду. «Онан знал, что семя будет не ему, и потому, когда входил к жене брата своего, изливал [семя] на землю, чтобы не дать семени брату своему».[58]
В сущности то же звучит и в клинописи ассирийских царей. Побежденный только тогда устраняется как конкурент, когда полностью лишается своей детородной силы:
Я перерезал им глотки, как баранам. Как нить, перерезал я их драгоценную жизнь. Как бурный поток, разлившийся от дождей в пору созревания, так текла по широкой земле их кровь, пролитая мной. Горячие кони моей упряжки шли в потоке их крови, как по реке. Колеса моей боевой колесницы, давящей все злое и плохое, купались в их крови и испражнениях. Трупы их воинов, как трава, завалили поле. Срезав, как огурцы, их детородные члены, в ничто превратил я их детородную силу. Руки им я отрезал».
Но и чужие мужчины, свершением сакральных обрядов принимаемые в состав рода, это тоже умножение богатства и силы, ибо при должном присмотре за ними они в состоянии увеличить количество верблюдов (быков, пальмовых деревьев, мешков с серебром…) и отстоять совокупное богатство рода от посягательств враждебных племен.
Не пальмовые деревья, не верблюды, не мешки с серебром делают из маленького человека личность. Только признанное право олицетворения всего могущества рода выводит его из общего людского ряда. Но это право сообщается только сакральными процедурами, строгими ритуалами. Нельзя просто отнять, нужно получить благословение небес.
Полным суверенитетом обладает далеко не каждый. Только глава семьи, pater familias является обладателем всей полноты прав, а следовательно, и всей полноты человеческого бытия. Члены его семьи, равно как и рабы, находятся в его власти, которая простирается вплоть до права на их жизнь.
До выполнения процедур, связанных с переменой статуса (как правило, их время приходит со смертью отца), еще нужно дожить. До этого даже свободнорожденные дети очень часто ничем не отличаются от наемников, а то и вообще от простых рабов: они выполняют ту же работу, носят такую же одежду, едят за одним столом одну и ту же пищу.