Вспомогательные исторические дисциплины
Принципы исторической науки.
1. Принцип объективности обязывает рассматривать историческую реальность в целом, в её многогранности и противоречивости, независимо от желаний и пристрастий субъекта.
2. Принцип историзма.Необходимо оценивать факты в их совокупности, определять степень их подлинности. Учёный не имеет права отбрасывать факты, противоречащие его концепции. Это называется историзмом мышления. Историческое исследование отличается от исторического романа. Писатель имеет право на художественный вымысел по принципу «не было, но могло быть». Историк же обязан использовать только достоверные факты.
3. Принцип социального подхода предполагает изучение всей суммы социально-классовых отношений и интересов: в политической борьбе, в экономике, в противоречиях социальной и классовой психологии, в межклассовых противоречиях. Этот принцип особенно необходим при изучении программ и реальных дел политических партий и их лидеров.
4. Принцип всесторонности изучения истории подразумевает необходимость полноты и достоверности информации.
Методы исторической науки – способы изучения исторических закономерностей через их конкретные проявления — исторические факты. В истории используются следующие методы:
1. Хронологический — факты излагаются в хронологическом порядке;
2. Проблемно-хронологический — историю рассматривают по отдельным проблемам (темам);
3. Синхронический метод — устанавливает взаимосвязи между процессами, протекающими в одно и то же время в разных местах России.
Историческая наука располагает кругом вспомогательных дисциплин:
-археология – изучение истории по предметам и сооружениям прошлого путём раскопок;
-археография – изучение древних документальных памятников;
-генеалогия – изучение родственных связей отдельных лиц, семей;
-геральдика – изучение гербов, правил их составления и описания;
-краеведение – изучение истории населённого пункта или региона;
-нумизматика – изучение монет и бумажных денежных знаков;
-униформоведение – изучение истории форменной одежды;
-эпиграфика – изучение надписей (граффити) на камнях и изделиях;
-сфрагистика – изучение печатей.
Более подробно остановимся на историографии и источниковедении.
Историография – историческая дисциплина, изучающая развитие исторических знаний и самой исторической науки. В Древней Руси изучение прошлого началось с составления летописей («лето» – год) – повременных записей о происходивших событиях.
Процесс превращения исторического знания в науку начался в России с кон. XVII – нач. XVIII в. Василий Никитич Татищев (1686–1750) в «Истории Российской» описал события с древности до Петра I. К сожалению, иногда Татищев занимался «конструированием» истории, домысливая ситуации с целью стройного изложения материала.
В XIX в. 12-томная «История государства Российского» Николая Михайловича Карамзина (1766–1826) вызвала интерес к истории в обществе. Сергей Михайлович Соловьёв (1820–1879) в 29-томной «Истории России» рассмотрел факторы исторического развития, определявшие своеобразие истории России: природно-географические условия, свойства национального характера и др. Василий Осипович Ключевский (1841–1911) в «Курсе русской истории» выделил факторы, определяющие ход исторического процесса: географические, экономические, социальные, политические, этнографические и личностные.
После 1917 г. утвердилось марксистское направления в исторической науке «как единственно верное». «Краткий курс истории ВКП(б)» (1938 г.) являлся универсальным учебником истории и был объявлен «энциклопедией знаний в области марксизма-ленинизма», «гениальным трудом И. В. Сталина». Ослабление идеологических тисков наступило в кон. 1980-х – нач. 1990-х гг. Историки России получили возможность изучать ранее закрытые архивные источники, знакомиться с зарубежными трудами, высказывать независимые суждения.
Источниковедение – дисциплина, разрабатывающая теорию, методику и технику изучения исторических источников. Исторические источники – объекты, отражающие исторический процесс и свидетельствующие о прошлом человеческого общества. Источники подразделяются на вещественные, лингвистические, изобразительные, звуковые, письменные. Источники хранятся в архивах. Работа с источником начинается с атрибýции – установления его авторства, времени и места возникновения. Но и в случае установления подлинности текста его содержание подлежит критическому анализу. Документ обычно отражает позицию отдельного человека или политической структуры. Поэтому он может содержать приписки, фальсификацию. Работа историка сродни труду следователя, пытающегося установить истину.