Прием - эпическая ретардация

Эпический стиль гомеровских поэм.

Художественная специфика «Илиады» и «Одиссеи»создается сочетанием целого ряда приемов, типичных для устной героической поэзии и составляющих в своей совокупности своеобразный эпический стиль гомеровских поэм.

Характерная особенность эпического сказания - обстоятельность, неторопливость повествования. Как заметил в свое время Гете в одном из писем Шиллеру, «основное свойство эпического произведения заключается в том, что оно постоянно, то движется вперед, то возвращается назад...» Примеры этому встречаются на каждом шагу. Агамемнон, вняв обманчивому сну, решает произвести испытание своего войска и созывает народное собрание, на котором он выступает первым, держа в руках свой царственный скипетр; и поэт, прежде чем перейти к речи царя, считает нужным сообщить, кто изготовил этот скипетр и как он попал к Атриду («Илиада», песнь 2).

Говор унявши, как пастырь народа восстал Агамемнон,

С царственным скипетром в руках, олимпийца Гефеста

Скипетр сей Гефест даровал молниеносному Зевсу Крониду;

Зевс передал возвестителю Гермесу, аргоубийце;

Гермес вручил укротителю коней Пелопсу герою;

Конник Пелопс передал властелину народов Атрею;

Сей, умирая, стадами богатому предал Фиесту,

И Фиест, наконец, Агамемнону в роды оставил,

С властью над тьмой островов и над Аргосом, царством

пространным.

Еще нагляднее применение эпической ретардациив 19 песне «Одиссеи». Приступая к омовению ног Одиссея, Евриклея узнает своего господина, скрывавшегося под видом нищего, по шраму на колене. Современный читатель ожидал бы здесьбурного излияния чувств старой няньки, в эпической же поэме разворачивается обстоятельный рассказ о происхождении этого шрама: как в юности Одиссей отправился в трети к деду, пошел вместе с родными на охоту и был ранен в колено клыком кабана; автор не забывает сообщить также, что Одиссей вернулся домой с подарками. Только поведав всей подробностях историю, занимавшую свыше семидесяти стихов, поэт возвращается к состоянию Евриклеи:

Эту-то рану узнала старушка, ощупав руками

Ногу; отдернув руку она в изумленье; упала

В таз, опустившись, нога; от удара ее звенела

Медь, покачнулся водою наполненный таз, пролился

На полвода. И веселье и горе поникли старушку.

(песня 19)

Прием «рамочная композиция»широко употребляется в эпосе: эпизод начинается и кончается примерно одинаковыми словами, и этим подчеркивается обособленность данного отрезка повествования, представляющего для сказителя самостоятельный интерес. Иногда отступления разрастаются до целой вереницы самостоятельных картин. Так, непосредственное отношение к сюжету «Илиады» имеет только самый факт изготовления новых доспехов для Ахилла. А эпический поэт с любовью описывает и мастерскую Гефеста, и его беседу с Фетидой, и самый щит, на котором изображены небесные созвездия и омывающий землю океан, война и суд, свадьба и жатва, вспашка поля и сбор винограда, и т.д.

К ретардирующей технике эпоса относятсятакже многочисленные и подробные описания вооружения героев, приготовления пищи, снаряжение корабля и т.п. При этом если Парис готовится к поединку с Менелаем («Илиада» песня 3) в сравнительно спокойной обстановке перемирия, то вооружение Патрокла происходит в крайне напряженный момент, когда уже троянцам удалось поджечь один из ахейских кораблей, а сам Ахилл торопит своего друга в бой; это не мешает, однако, поэту не только повторить слово в слово традиционное описание процесса вооружения героя, но и напомнить историю копья Ахилла, которое Патрокл из-за его тяжести вовсе не берет с собой («Илиада», песня 16).

От традиционно одинаковых формул, стихов и целых эпизодов следует отличать повторения, цель которых - еще раз напомнить слушателю определенную ситуацию.Так, Одиссей повторяет перед Ахиллом мирные предложения Агамемнона (песня 9,122-157, ср. 264-299); Патрокл обращается к Ахиллу с просьбой отпустить его в бой почти в тех же словах, как это посоветовал ему Нестор (песня 9, 793-802, ср. 16, 36-45). Подсчитано, что в обеих поэмах повторяются 9253 стиха, т.е. третья часть их общего объема.

Традиционный характер носят постоянные эпитеты,прилагаемые либо к целой группе людей, либо к определенным богам и героям: все вожди - «божественные», вскормленные богами», ахейцы - «прекраснопоножные», троянские женщины - «волочащие одежды»; Зевс - «молниевержец», «тучегонитель», Аполлон - «сребролукий», «далекоразящий»; Агамемнон -«пастырь народов», «владыка мужей». Ахилл - «быстроногий», Одиссей -«многохитрый».

Особенно разнообразны многочисленны украшающие эпитеты моря:темно-синее, черное, темно-красное (по цвету морских волн в разное время дня и ночи), широкое, безграничное, многошумное, рыбообильное, многомедное (т.е. носящее на себе корабли с вооруженными воинами) и т.д. - всего в поэмах насчитывается 46 эпитетов моря. Украшающие эпитеты тесно прикреплены к определяемому предмету и зависят от ситуации, в которой этот предмет появляется. Так, естественно, что Ахилл назван «быстроногим», когда он стремительно мчится по полю битвы; но эпитет «быстроногий» прилагается к нему и в первой книге «Илиады», когда Ахилл выступает в народном собрании. Постоянные эпитетыпочти никогда не противоречат установившейся характеристике персонажа. В «Одиссее» - иначе, в этой поэме эпитеты сохраняются как традиционный прием, хотя они и противоречат истинным свойствам человека. Так как, например, женихи Пенелопы, несмотря на их бесчинства, все еще «мужественные» и «отважные». Эгисф, соблазнивший жену Агамемнона и убивший его самого при возвращении, назван «безупречным», ибо таков обычный эпитет «царей».

Одним из самых замечательных признаков гомеровского эпического стиля являются обильные, часто пространные и почти всегда складывающиеся в законченную картину сравнения.Своим происхождением они обязаны исконно фольклорному параллелизму, но нередко приобретают в повествовании самостоятельное значение, наслаиваясь одно на другое. Пример - описание боя за тело Патрокла («Илиада», песня 17), где фактическая сторона дела укладывается в несколько строк: ахейцы отступают, унося тело Патрокла, но троянцы теснят их, и оба Аякса ведут тяжелый бой; перед натиском Гектора и Энея ахейские юноши в панике разбегаются. Каждому из моментов описываемого боя в поэме соответствует сравнение, превращающее краткое сообщение в развернутую картину.

Бой позади несущих тело:

Бурный, подобно как огнь, устремленный на град

человеков:

Вспыхнувши вдруг, пожирает он все; рассыпаются

зданья

В страшном пожаре, который шумит, раздуваемый

ветром.

Усилия несущих тело:

Те ж, как яремные мески, одетые крепкою силой,

Тянут с высокой горы, по дороге жестокобугристой

Брус корабельный иль мачту огромную; рьяные

вместе

Страждут они от труда и от пота, вперед послешагая, -

С рвеньем таким аргивяне Патрокла несли.
Аяксы отражают бой:

... как холм - разъяренные воды,

Лесом поросший, чрез целое поле протяжно лежащий;

Он и могучие реки с свирепостью волн их, встречая,

Держит и, весь их напор отражая, в долины другие

Гонит, его же не в силах могучие реки расторгнуть...

Ахейцы не выдерживают натиска Гектора и Энея:

И, как туча скворцов или галок испуганных мчится

С криками ужаса, если увидят сходящего сверху

Ястреба, страшную смерть наносящего мелким

пернатым, -

Так пред Энеем и Гектором юноши рати ахейской

С воплем ужасным бежали ...

Как видим, поэт не удовлетворяется указанием на объект сравнения (бойка огонь Аяксы, как холм), но, назвав его, делает центром картины из жизни природы или окружающего быта. Наряду с описаниями природы в сравнениях имеются зарисовки современных поэту социальных отношений, чуждые основному содержанию «Илиады». В «Одиссее» сравнений меньше и он беднее: описания бури на море, чудесного сада кирки, как и скромного ужина в хижине свинопаса, органически укладываются г; само авторское повествование или рассказ его героя.

Еще один своеобразный прием эпического стиля получил в науке название «закона хронологической несовместимости»- действия, происходящие одновременно, изображаются как последовательные. В конце 11 песни «Илиады» Патрокл торопится увидеть Ахилла и сообщить ему о тяжелом положении ахейцев, но приходит к нему только в начале 16 песни, так как 12-15 песни заняты последовательным изложением событий, происходивших одновременно. В конце 13 песни «Одиссеи» Афина, встретив героя на Итаке, направляет его к Евмею, а сама улетает в Лакедемон, где в это время находится Телемах; поскольку 14 песня посвящена пребыванию Одиссея у Евмея и завершается тем, что оба героя ложатся спать, то и Афина появляется в Лакедемоне только на утро следующего дня (песня 15), т.е. по истечении времени, необходимого для осуществления одновременного действия. Эти особенности эпического стиля объясняются психологией слушателя, которому трудно уследить за течением событий в синхронном разрезе, так как нет возможности перелистать заново уже прочитанные главы. Поэту тоже удобнее вести рассказ последовательно, не заставляя держать в памяти различные линии повествования.

Неотъемлемым признаком древнегреческого эпоса является традиционный размер стиха - гексаметр.