Баланс, контраст и динамика

Принципы дизайна. Единство

 

Самый важный принцип – это принцип единства, целостности и экономии средств. Только научившись видеть и создавать красоту простоты и одинаковости, можно позволить себе разнообразие и поэтические вольности.

Подход, при котором оформление документа полностью определяется его структурой, не оригинален. Структура документа, а не его внешний вид, является объектом разметки в HTML.

Ограничившись структурной частью тегового репертуара HTML вы сможете совершенно не думать об оформлении и получить для своего документа вполне логичный, последовательный и строгий «академический» дизайн.

- Академические страницы находятся в наилучшем согласии с духом языка HTML.

- Этот «дизайн по умолчанию» привычен и прозрачен для восприятия.

Хотя точное копирование объектов и повторение их свойств есть самый простой и эффективный способ улучшить композицию, недопустимо приблизительное копирование и «почти одинаковость».

 

 

 

Единство и баланс – два свойства, отличающих творение человека от созданий природы.

 

Элементы композиции могут различаться по информационной плотности. Карты разных видов плотности в одной и той же композиции, наложенные друг на друга, покажут совпадение пиков и провалов в одних частях и расхождения в других.

Для баланса нужны три действующих лица –

Центр этот может быть воображаемой точкой, а может и совпадать с каким-то видимым элементом.

Добавление третьего объекта смещает центр баланса точно так же, как смещается центр масс системы из двух тел при добавлении третьего.

Центр равновесия редко кажется расположенным посредине между объектами, обычно он смещен в сторону того, который кажется нам тяжелее и компактнее.

Избегая идентичности, мы обязательно приходим к контрасту. Контраст есть в первую очередь отношение связи, а не противопоставления. С потерей общих черт между объектами исчезает и всякое подобие контраста.

Если размеры отличаются незначительно, а какого-либо отношения между объектами нет, расхождения производят впечатление ошибки или неаккуратности.

 

 
 

Изменив размер, получим чистый контраст, максимально выраженный и даже немного нарочитый.

 

 
 

 

Увеличивая разницу, получаем не контраст, а скорее точку рядом с безразмерной плоскостью.

 

 
 

Формы – малоэффективная материя для контраста, некоторые исключения составляют аморфные, размытые объекты.

Размеры лучше всего воспринимаются в контрасте.

Любой контраст и любая асимметрия вообще сразу вносят в композицию динамику. Всякое противопоставление этих двух элементов в результате подталкивает глаз читателя от одного элемента к другому.

Любое движение вводит вектор направления, который обязательно должен быть скоординирован с другими линиями композиции.

Самым явным воплощением динамики является анимация. Динамика восприятия анимации далеко не всегда совпадает с динамикой самих движущихся объектов. Простые непродолжительные движения зритель может проследить полностью. Но, чтобы удерживать внимание зрителя достаточно долго, мало просто движения – необходимо развитие превращения, развитие действия.

Чаще, чем явная, встречается неявная динамика. Сила, с которой линия увлекает взгляд, зависит не от общей ее активности в композиции, а от того, как оформлены ее концы.

Если у линии свободен только один конец, возникшая асимметрия еще сильнее разгоняет восприятие. Задать еще большее ускорение можно, поставив у свободного конца линии небольшой динамический объект – треугольник, наконечник и пр.

 

 
 

 

Все сказанное о линиях справедливо и для любого ряда повторяющихся объектов.

Тем не менее, натренированные чтением глаза скользят по горизонтали слева направо, а по вертикали – сверху вниз

Нюанс означает тонкое различие. Нюансировка не вводит никаких новых принципов или материалов. Хотя каждый из нюансов может быть почти незаметен, их общий эффект необычайно силен.

Восприятие цвета у человека изменяется значительно сильнее, чем другие свойства объектов, что делает возможным такие нюансы, как постепенное и незначительное затемнение всех объектов одного цвета по странице сверху вниз.

____________

____________

____________