Канонические позы

КАНОН

Канон – правило, образец.

Искусство Египта канонично, потому что оно связано с религией. Каждое изображение несло в себе определенную смысловую нагрузку, поэтому важным было четкое соблюдение правил, в отличие от современного, светского искусства.

В искусстве Египта человек изображался не таким, каким мы его видим, а таким, каким представляем во всей его целостности. Соответственно, речь ведется не о конкретном, мгновенном, а о мире вечном.

Египтяне не знали понятия проекции, но применяли его в своем искусстве. Изображение в Египте – это своеобразная сумма самых выразительных проекций человеческого тела. Например, лицо наиболее выразительно в профиль, а глаз – в фас. Все это в сочетании с развернутыми плечами. При этом все различия между реальными людьми нивелировались стандартом – изображение выполнялось по клеточкам, то есть мастер соблюдал пропорции.

Центральную часть культового изображения всегда выполнял только мастер, профессионал своего дела (чтобы избежать случайностей в деле перерождения человека для вечной жизни), а ученикам доверялась периферия.

Вот пример древнеегипетского рельефа. Стоит вельможа: лицо в профиль, но глаз – в фас. Плечи развернуты в фас, фигура в повороте от фаса к профилю, ноги – в чистом профиле.

По сути, это именно изображение человека, а не человек, не попытка реалистично его передать.

Но как же быть вот с этим изображением? Плечо у работяги совсем даже не развернуто.

Да, египтяне иногда нарушали канон, но только в изображении слуг. Потому что ясно, что двойник человека, его Ка, конечно, вселялся в изображения не слуг, не простых людей.

Обратите внимание на эту роспись. Это фрагмент росписи одной из гробниц эпохи нового царства. Перед нами редчайший пример изображения в фас!

Но, если задуматься, то в фас изображены музыкантши, обслуживающие неземной пир – и снова речь ведется о будущей, загробной жизни. И там, где египтяне отступают от канона, становится очевидно, насколько мастеру непривычна такая работа, насколько он справляется, например, с отображением плеч или ступней. Или какая проблема с изображением сложного положения рук танцовщицы!

 

Египтяне запечатлевали людей в строго определенных позах:

1. Тронная статуя (сидящий человек). Обратите внимание на положение рук – они скрещены на груди, отсылая нас к образу Осириса с жезлом и плетью в руках.

В такой позе мог быть изображен только фараон, потому что только фараон, по поверьям, мог после смерти ожить (подобно Осирису).

А вот другой пример – человек тоже сидит, но руки у него – на коленях. Эта поза подходит для любого смертного.

 

И третий вариант – сидящий человек с правой рукой на сердце. Сердце оставалось в теле человека при мумифицировании, чтобы свидетельствовать о его деяниях на земле на загробном суде Осириса.

Или такая композиция – женщина касается мужчины руками, это значит, что перед нами супружеская пара. Это важное правило!

Перед нами витрина Египетского музея в Вене.

Женская рука ушла мужчине за спину, мы не видим ладошки, но любому египтянину сразу становилось ясно, что это муж и жена.

А это рельеф, его персонажи также сидят, это мужчина и женщина, где женщина опять касается плеч и руки мужа

(95% изображений – женщина касается, но возможен и обоюдный контакт).

 

Пример супружеской пары:царевич Арахотеп и его жена Нефрет (Древнее царство, 3-е тыс. д.н.э.).

Хотя они и не касаются друг друга, факт супружества доказан. Статуи стояли в одной совместно гробнице, но в разных концах усыпальницы, поэтому контакт и не был возможен.

2. Стоящий человек с выдвинутой вперед левой ногой.

На левом берегу Нила заходило солнце, и, соответственно, там находилось Царство Мертвых. Соответственно, в загробную жизнь человек ступал с левой ноги. При этом поза совершенно не соответствовала естественным возможностям человеческого тела, это исключительно изображение, не призванное быть реалистичным.

Пример «идущей статуи» - царский сын Каапер (второе название – «Сельский староста», Древнее царство, 3 тыс. д.н.э.).

Когда эту гробницу раскапывали арабские рабочие, они нашли, что освещенная статуя очень похожа на сельского старосту рабочего. За что статуя была жестоко бита рабочими. Обратите внимание, что статуя

изготовлена из дерева – это признак большого богатства.

 

Еще один пример – жрица Раннаи и жрец Аменхотеп (Новое царство, черное эбеновое дерево и золото).

Эбеновое дерево считалось волшебным из-за его способности накапливать статическое электричество. Эти статуи находятся в собрании Пушкинского музея (ГММИ).

На экзамене не все изображения будут вам знакомы. Чтобы определить царство (Древнее или Новое), нужно будет обратить внимание на конституцию фигур. Древнее царство изображало мощных, тяжеловесных, ширококостных людей. В новом же царстве фигуры тонкие, длинные, запястья и щиколотки ярко выражены. Отсутствие лишнего веса хорошо заметно под тончайшим леном одежд, которые плоховато даже видно. Искусство Нового царства – более рафинированное и утонченное. На женщинах – тонкие прозрачные сарафаны – калазид, которые бывали плиссированными. Часто также надевалось несколько одежд – одна на другую.

Перед нами опять идущие люди – супруги (Новое царство).

Между торсом и руками – камень мастером не вынут, а рука жены непропорционально длинная, чтобы обнимать мужа. Это – знак объятия.

3. Поза Осириса (осирическая статуя). Осирис изображался в виде мумии, соответственно, и осирическая статуя повторяет стандартный для мумии контур – сомкнутых, спеленанных ног. Перед нами пример этой позы.

Это интерьер храма, вырубленного в скале, в одном из залов – справа и слева – стоят статуи фараонов. Не забываем, что изначально египтяне верили в исключительную способность фараона к возрождению, и лишь позже эта вера распространилась на всех смертных.

4. Коленопреклоненный человек (поза молитвы). На этой фреске изображена царица Нифертари, за которой стоит птичка с лицом-двойником царицы. Это – ее душа, Ба.

А вот снимок из Венского музея со статуей, иллюстрирующей эту позу.

5. Поза писца. Пример: статуя «писец Каи» (Древнее царство).

Его фигура напоминает каменный блок – мало изысканности, расчлененности, деталей. Смысл этой позы – в концентрации духовной энергии, которая была необходима писцам.

6. Поза Сфинкса. Лев – царь зверей, а фараон – царь людей. Объединение этих двух образов показывает мощь, силу и величие фараона. Этого сфинкса надо знать –

предположительно, он изображает фараона Хефрена в Гизе (Древнее царство).

Считается, что в пирамиде за Сфинксом покоился Хефрен, поэтому и Сфинкса приписывают ему. На исходе древнеегипетской истории египтяне сказали путешествующему историку Геродоту, что с древних времен молва говорит, что именно Хефрен лежит в этой гробнице. Компьютерная реконструкция лица сфинкса ситуацию не прояснила.

 

Еще один характерный сфинкс изображает фараона Аменхотепа III (Новое царство),

сейчас он стоит на Петербургской набережной перед Академией художеств (Муравьев увидел 2-х таких сфинксов в пустыне, но царская власть пушкинских времен пожалела денег на покупку реликвий, поэтому сфинксов перехватили французы, у которых мы их позже перекупили).

Важно не путать греческих сфинксов с египетскими! В греческой мифологии – это зловредное женское создание (пример – сосуд с греческими сфинксами), в египетской – просто охранник загробного мира, спокойный и сильный.

По греческой мифологии сфинкс – порождение Пифона и Ехидны сидела на перекрестке и задавала вопросы путникам, не ответивших съедала. Но однажды царь Эдип с загадкой про детство, молодость и старость расправился, и огорченная сфинкс покончила с собой.

7. Кубическая (кубообразная) статуя. Предположительный смысл статуи – дешево и сердито. Более точной информации нет. За камень для полноростовой фигуры пришлось бы отдать слишком много, да и работы много. А здесь (пример) – можно ручки наметить – и все.

 

 

А вот замечательный слайд – архитектор (построивший храм Хаттшепсут) и маленькая принцесса – одни головки.

 

Каноническая раскраска:

Тело мужчины красилось более темным тоном (красно-коричневым), тело женщины было светлым, желтый и синий – цвета мира богов.

 

Изображение детей:

В нижней части этой композиции стоят два существа. По цвету тел понятно, кто мальчик, а кто девочка.

Дети в Древнем Египте изображались с формами взрослых людей, но небольшого роста, с пальцем у рта. А мальчики изображаются с локоном юности.

 

А вот раскрашенный рельеф, и по нему сразу видно, что это не взрослый, а именно ребенок, мальчик – его выдает локон юности, косичка.

 

А если локон синего цвета, значит перед нами – сын фараона.

Интересный слайд, изображающий Осириса и его сына Гора, еще ребенка.

А вот Эхнатон, Нефертити и их три маленьких царевны (повторяющих мамины пропорции).

 

Другие правила:

Перед нами слайд, на котором мы видим фараона, а у его ног – крохотную фигурку жены.

Это никак не связано с реальным ростом царицы, данная пропорция – символ того, что царица – всего лишь жена правителя, власть не в ее руках. Этот прием называется ценностная перспектива.

На этом слайде

– глава семейства, его жена (примерно ему по пояс), рядом – совсем маленький ребенок (со всеми атрибутами детства), по пояс матери.

А это – важный пример: статуя Рамзеса II и его Нифертари (скальный храм в Абу-Симбеле, юг страны), украшает фасад.

 

Росписи и рельефы располагаются регистрами (полосами, лентами, фризами). На каждом «этаже» происходит свое действие.

Важнейшим элементом в древнеегипетском искусстве является ритм – он чувствуется в единообразии жесты и позы, выверены расстояния между фигурами, одинаковые размеры. Это воплощенная графически музыка барабанов и тарелок – основных инструментов Египта. Вот идут погонщики с воздетыми руками, а под ним целые лиры из переплетенных рогов – чистая музыка.

 

В силу того, что древнеегипетская скульптура помещалась в храмах и гробницах и стояла около стен, она была рассчитана, в первую очередь, на просмотр в фас и отчасти в профиль. В египетских гробницах была специальная замурованная комнатка для статуй, и только на уровне глаз там была щель или два круглых отверстия, и не приходившие молиться люди смотрели в эти отверстия, а наоборот – статуя, вселившийся в нее двойник, смотрела за людьми. Поэтому проработка малозаметных частей статуй и не проводилась.

 

Этот слайд хорошо иллюстрирует впечатление, производимое древнеегипетскими статуями. Так как искусство было культовым, связывало, в том числе, людей с загробным миром, причастность к миру вечности делала изображение монументальным, грандиозным.

 

Ка вселялось в пристанище через глаза, поэтому египтяне и подводили их – чтобы указать Ка путь. На этом слайде мы видим позади фигур знак воздетых рук – он отличает Ка, это его символ.

 

Вот, к примеру, глаза царевича Арахотепа

– они выполнялись в технике инкрустации, которая менялась со временем. В Древнем царстве бралась серебряная пластинка и вставлялась в ободок по форме глаза. Там, где должен быть зрачок, на пластинку наносились насечки. Из алебастра выполнялся белок, а радужку заполняли либо горным хрусталем, либо дымчатым кварцем. Сквозь радужку просвечивало серебро, и возникал эффект живого светящегося глаза. Но эти глаза смотрели не на человека – они были устремлены в вечность, навстречу Ка.

На этом слайде хорошо видно, куда ставилась скульптура.

Перед нами подземелье, гроб, место, куда складывались самые необходимые в загробной жизни предметы (оружие, косметика, утварь). Опускалась закрывающая вход плита, шахта заваливалась. И вот над шахтой – маленькая запертая комнатка – пристанище статуи, которая через щель наблюдала за приходящими.

Другой слайд – если статуя ставится в храме, то спина ее почти касается стены, то есть тоже незаметна.