Кто не знает, в какую гавань плывет, у того нет попутного ветра. Сенека
Управление карьерой.
Карьера – это субъективно осознанные суждения работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом, это поступательное движение по служебной лестнице, улучшение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью работника. Жизнь человека вне работы также имеет значительное влияние на карьеру.
Сделать карьеру – значит добиться престижного положения в обществе, больших полномочий, более высокого статуса, власти, денег. При этом имеется в виду престижность с точки зрения общественного мнения.
Успешная карьера не делает сама по себе человека счастливым. Но еще меньше шансов у неудачника почувствовать себя счастливым, поэтому успех всегда желателен, особенно в тех сферах, которые для вас являются ключевыми. Однако очень важно, какой ценой это достигается. Чья-то сломанная жизнь – это слишком высокая цена успеха.
Какие люди делают карьеру? Вернее сказать, какие люди успешны в достижении карьерных целей? Во-первых, те, кто их ставит; кто точно знает, чего он хочет добиться!
Если вы хотите сделать карьеру, следует осознать, что реализация ваших намерений потребует от вас полной отдачи, отказа от чего-либо привычного для вас и напряжения всех духовных и физических сил, возможно, в течение продолжительного времени.
Однако одного желания для работы с полной самоотдачей мало, необходимо дать четкие ответы на такие вопросы, как:
· Каких целей вы хотите достичь?
· Согласуются ли они между собой?
· Существует ли так называемая высшая цель и определенные промежуточные цели на пути к главной?
· Знаете ли вы, что вы сами можете сделать для этого (сильные стороны) и над чем вам еще надо работать (слабые стороны)?
Специалисты советуют письменно излагать свои цели. Определять цели рекомендуется в следующей последовательности:
1. прояснение потребностей;
2. прояснение возможностей;
3. принятие решения о том, что вам нужно;
4. выбор;
5. уточнение цели;
6. установление временных границ;
7. контроль своих достижений.
Как только вы определили для себя личные и профессиональные цели, займитесь вашими личными ресурсами, то есть средствами для достижения поставленных вами целей.
Способности человека определяются разнообразными факторами: наследственностью, воспитанием, состоянием здоровья, средой обитания. Более того, способности не остаются неизменными, их можно развивать, но можно и утратить.
Вам следует определить, где вы находитесь в настоящее время на своей «кривой жизни», отметив свои крупнейшие успехи и поражения, указав при этом, какие качества для этого требовались и каких недоставало. Определяя свое настоящее местонахождение, ответьте на следующие вопросы.
В личной сфере: Мой жизненный путь: какими были мои крупнейшие успехи и неудачи? Каково влияние семьи (детство, юность, родители, братья и сестры, близкие)? Каковы дружеские связи? Неприязненные отношения? При каких обстоятельствах я чувствую себя сильным, побежденным, слабым? В чем могут раскрыться мои возможности? В чем не могут? Что я хочу конкретно сделать, чтобы принести пользу окружающим?
В профессиональной сфере: Знаю ли я задачи по работе на моей должности? Знаю ли я, чего от меня ждут? Знаю ли я рутинные, однообразные дела, относящиеся к сфере моей деятельности? Планирую ли я их? Устанавливаю ли я приоритеты? Выполняю ли я своевременно свои задачи? и т.д.
На основе анализа основных этапов своей жизни составьте баланс личных успехов и неудач (табл.2).
Таблица 2 – Баланс личных успехов и неудач
Личный баланс | ||||
успехов | неудач | |||
Мои крупнейшие успехи, достижения и т.п. | Способности, которые были для этого необходимы | Мои крупнейшие поражения, неудачи и т.п. | Способности, которых мне не доставало | Как я преодолел неудачи? |
Следующим шагом будет группировка ваших достоинств и недостатков и выделение двух-трех важнейших сильных и слабых сторон (табл.3, стр.6).
Очень важно правильно оценивать себя, в чем могут помочь специальные системы тестирования.
Таблица 3 – Мои способности
«Срез» способностей | Сильные стороны (+) | Слабые стороны (-) |
Профессиональные знания и опыт | ||
Социальные и коммуникационные способности | ||
Личные способности | ||
Способности руководителя | ||
Интеллектуальные способности | ||
Прочее |
Французский социолог Б. Гурней выделяет 4 типа личных целей человека, вступившего в управленческую организацию:
1. Стремление к безопасности, к исключению угроз риска для себя лично.
2. Стремление к повышению жизненного уровня.
3. Стремление к власти (расширению круга своих полномочий, достижению автономии, продвижению вверх по служебной лестнице).
4. Стремление повысить и укрепить престиж.
При постановке карьерных целей (как, впрочем, и других) нельзя переоценивать свои возможности, нужно учитывать свои личные качества и природные данные.
Классификация индивидуальных признаков, имеющих значение при определении карьеры, такова:
1. Черты характера (уверенность в себе, общительность, способность к самоутверждению, уравновешенность, реализм).
2. Профессиональные склонности. По методу академика Е.А. Климова все виды профессиональной деятельности делятся на пять основных групп: 1-я – профессии типа «человек-природа»; 2-я – профессии типа «человек-техника»; 3-я – профессии типа «человек – знаковая система»; 4-я – профессии типа «человек - художественный образ»; 5-я – профессии типа «человек – человек». Многие профессии представляют собой комбинацию различных видов деятельности.
3. Способности и опыт.
4. Происхождение.
Общие факторы, способствующие востребованности человека:
· Очень важно правильно оценивать себя.
· Основы владения офисной техникой, в первую очередь компьютерной.
· Знание иностранных языков, умение водить машину, знания в области бизнеса и права.
Итак, что нужно делать для профессионального успеха?
1. Личное желание занять более высокий пост, достичь успеха (самомотивация).
2. Умение работать с людьми (коммуникационные процессы).
3. Готовность рисковать и брать на себя ответственность (уровень самосознания).