Социальная реклама – информация, пропагандирующая социально-желательные формы поведения посредством использования необходимых стимулов и мотивов

План

Лекция 11. Информационное обеспечение социальной политики

1.Теоретико – методологические основы информационного обеспечения социальной политики

2.Практические вопросы информационного обеспечения социальной политики

3. Возможности социальной рекламы.

1.

Реализация социальной политики немыслима без сбора и обработки большого количества информации об обществе и тех процессах, которые в нем протекают. Подобную информацию называют социальной информацией. Сам термин «социальная информация» и возник, чтобы оттенить проблемы информационного взаимодействия в социальных (общественных) системах от информационных процессов, протекающих в физических и технических системах.
Социальная информация обладает новыми свойствами по сравнению с той частью информации, которая циркулирует в физических и технических системах. К этим свойствам относятся: смысл, ценность, достоверность, оперативность. Смысл — это инвариант относительно средств передачи информации, выражающий содержание данной информации (т.е. то отраженное разнообразие, которое приходит к получателю). Ценность информации — это ее полезность для получателя (т.е. только то отраженное разнообразие, которое позволяет получателю решать какие-либо проблемы, является полезным). Достоверность — это истинность информации. Оперативность — это включение информации в коммуникативную систему общества не посредственно после возникновения данной информации. Особенность социальной информации в том, что она никогда не теряет ценности. Потеряв актуальность, она становится носителем исторических фактов. Социальная информация имеет непосредственное отношение к предметной деятельности людей, к социальной практике. Социальная информация выполняет следующие функции: управленческую, организационную, идеологическую, воспитательную, коммуникативную (т.е. по передачи сведений другим индивидам во времени и в пространстве) и отражательную (научно-познавательную). Все эти функции неразрывно связаны друг с другом и вместе с тем каждая из них имеет свою специфику. Управленческая функция неразрывно связана с коммуникативной. Именно коммуникативность информации позволяет осуществлять управление. Задача субъекта управления обеспечить наибольшую степень коммуникативности своей информации для объекта управления. Научно-познавательная функция тесно связана и с коммуникативной, и с управленческой функциями. С коммуникативной потому, что значительную часть научной информации человек получает в процессе общения и обмена информации. С управленческой потому, что новые знания приобретаются, как правило, не ради самого знания, а ради управления природными и социальными процессами. С другой стороны, отражательная функция отличается от коммуникативной тем, что процесс связи между объектом и субъектом познания, как правило, обходится без помощи знаков. Идеологическая и воспитательная переплетаются так тесно, что трудно отделить одну от другой. А все вместе функции способствуют выполнению организационной функции.
Существуют разные критерии деления социальной информации. Большинство из них основываются на роли информации, которую она играет в процессе принятия решения. В этом случае информация подразделяется на следующие попарно непересекающиеся множества:
• на относящуюся к данному вопросу и не относящуюся (соответственно релевантная и нерелевантная);
• на принятую во внимание и не принятую (релевантная принятая во внимание информация называется используемой информацией; релевантная не принятая во внимание информация называется информацией Кассандры; нерелевантная, но принятая во внимание информация называется путающей, нерелевантная и не принятая во внимание информация называется бюрократической).
Кроме этого, информацию подразделяют на следующие множества:
• входная и выходная;
• командная (с помощью которой субъект управляет системой);
• шумы (информация, влияющая на управления системы независимо от субъекта).
Социальную информацию классифицируют по функциям управления на следующие типы:
• исходную;
• организационную;
• регулирующую;
• учетную;
• контрольную.
На современном этапе у социальной информация выявлено еще одно свойство — структурообразующее. Данное свойство заключается во взаимном влиянии накопления информации и информационных процессов на структурные характеристики экономики и других ключевых социальных систем.
Структурообразующее свойство проявляется как косвенно, через накопление информации и выработку знаний о явлениях природы, эффективных методах производства и управления, так и непосредственно, через использование информации в экономической и общественной деятельности. На микроэкономическом уровне это явно видно при рассмотрении последствий разделения труда на ранних этапах развития экономики и при рассмотрении последствий внедрения новых информационных технологий на современном этапе.
На макроэкономическом уровне это влияние проявляется в изменении состава отраслей, организационной структуры управления национальными экономиками, в смене технологических укладов.
Непосредственное влияние информации на структурные характеристики ключевых социальных систем проявляется следующим образом. Возрастающий динамизм в экономике требует быстрого реагирования на все внешние и внутренние изменения экономической ситуации. Для правильного принятия управленческих решений необходимо постоянно и в больших количествах получать информацию. Посредством переработки информации происходит принятие управленческих решений, суть которых в уменьшении неопределенности возможных действий. Информация в этих условиях превращается в наиболее ценный ресурс экономической деятельности, за который субъекты экономики согласны платить. Информация становится особым товаром, суммарная стоимость которого постоянно возрастает темпами, превосходящими возрастание суммарной стоимости любого другого то вара. Формируется мощный информационный сектор экономики, который к шестидесятым годам стал играть одну из ключевых ролей в экономике. Появление ин формационного сектора в экономике существенно изменило структуру занятости, изменив соотношение занятых интеллектуальным и физическим трудом в пользу первого. Данное соотношение постоянно изменяется и по оценкам экспертов, уже более 60% рабочих мест в промышленно развитых странах связано с производством и распространением информации.
Развитие надежных и эффективных средств передачи информации, развивающихся при влиянии информационного сектора экономики, позволило заняться автоматизацией безналичных платежей, что привело к развитию систем электронных безналичных расчетов, на основе которых сформировались межгосударственные банковские сети. Использование электронных платежей с помощью межгосударственных банковских сетей, способствует динамичному развитию мирового рынка ценных бумаг, что содействует интеграции национальных экономик и дает возможность ускоренного перелива финансов между разными отраслями экономик различных стран.
Появление пластиковых денег и осуществление безналичных расчетных банковских операций с помощью компьютеров и интегрированных систем связи существенно меняют характер денежного рынка. Информационные технологии платежей становятся мощным фактором, стимулирующим финансовые операции в глобальном и локальном масштабе. Все платежи и расчеты могут быть осуществлены почти мгновенно, и это позволяет предельно ускорить и облегчить проведение всех экономических процессов. Финансовая сфера становится самостоятельной и активно растущей отраслью хозяйственных систем.
Социальная информация — основа социального управления — включает в себя такие важные для социальной политики понятия, как показатели социального положения и социального развития
Социальная информация, необходимая для реализации социальной политики, аккумулируется двумя способами:
• сбором статистических данных;
• проведением различных социологических опросов.
Статистические данные представляют собой объективную, независящую от сознания конкретных людей информацию. Данные социологических опросов — это субъективная информация, выражающая отношение конкретных людей к тому или иному явлению.
Сферы социальной жизни и социальные процессы очень специфичны и не мо гут быть адекватно отображены с помощью универсальных измерительных и аналитических средств. Для сбора и обработки подобных данных оформилось специальное направление в статистической науке, называемое социальной статистикой.
Социальная статистика — одна из важнейших сфер приложения статистического метода — дает количественную характеристику структуры общества, жизни и деятельности людей, их взаимоотношений с государством и правом, позволяет выявить и измерить основные закономерности в поведении людей, в распределении благ между ними.
Понятие «социальная статистика» имеет два толкования: как область науки и как область практической деятельности.
Социальная статистика как область науки разрабатывает систему приемов и методов сбора, обработки и анализа числовой информации о социальных явлениях и процессах в обществе.
Социальная статистика как область практической деятельности направлена на выполнение органами государственной статистики и другими организациями работы по сбору и обобщению числовых материалов, характеризующих те или иные социальные процессы.
Отличие социальной статистики от математической состоит в объекте исследования. Математическая статистика имеет дело со случайными величинами, которые заданы теоретически или получены экспериментально. Социальная статистика имеет дело со значениями, полученными в результате мотивированных действий, т.е. величинами детерминированными. В отличие от объектов природной среды и технической сферы в социальных системах заложена возможность внутреннего целеполагания: отдельные компоненты социальных систем могут самостоятельно, в определённом смысле — произвольно, устанавливать цели своего развития, каждая из которых совсем не обязательно будет совпадать с общей целью системы. Без выхолащивания их смысла невозможно представить компоненты социальной системы в виде формальных конструкций с точным (функциональным или вероятностным) описанием их реакций на те или иные «раздражители». Это исключает вероятностную трактовку социальных явлений и процессов. Изучение подобных величин требует невероятностной логики и специализированных методов.
Основные задачи социальной статистики:

•систематический анализ ситуации в социальной сфере;
• анализ важнейших тенденций и закономерностей развития отраслей социальной сферы;
•изучение состава и характеристик статистических и реальных социальных групп;
• изучение уровня и условий жизни населения;
• оценка степени дифференциации всех характеристик уровня и условий жизни населения;
• прогнозирование наиболее вероятного хода развития на ближайшую и более отдаленную перспективу;
• исследование факторов, под влиянием которых сложилась данная ситуация;
в оценка степени соответствия фактических параметров их нормативным значениям;
• выяснение соотношения и роли объективных и субъективных факторов;
• исследование взаимодействия социальных процессов с другими составляю щими общественного развития.
Социальная статистика разрабатывает специальную методологию получения информации: отбора, измерения, фиксации и агрегирования данных. В ней используются различные инструментальные измерительные системы и показатели, которые специализированы для соответствующих социальных структур.
В настоящее время ещё не сложилась общепринятая структура направлений социальной статистики. В одних источниках к наиболее важным относят следующие:
• статистика политической системы;
• моральная статистика (девиантного поведения);
• статистика населения и трудовых ресурсов;
• статистика уровня жизни населения;
• статистика здравоохранения и сферы обслуживания населения;
• статистика жилищно-коммунального хозяйства;
• пассажирского транспорта и связи по обслуживанию населения; » статистика образования; культуры, спорта, досуга;
• статистика состояния окружающей среды и природных ресурсов.
В других источниках к подобным направлениям относят:

 



статистику средств массовой информации;
• статистику жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания на селения;
• политическую статистику;
• статистику партийных и общественных организаций;
• судебную статистику;
• статистику преступности и административных правонарушений.
Социальная статистика отличается от простого учёта тем, что она способна устанавливать связь между явлениями, выявлять намечающиеся тенденции, улавливать типичное в отклонениях от намеченной стратегии и давать этому формально непротиворечивые объяснения. Поэтому большое значение в рамках методов социальной статистики придается проблеме интерпретации полученных данных. Правильная интерпретация статистических материалов предполагает глубокое знание природы изучаемого явления.
Социальная статистика использует как количественные, так и неколичественные данные, которые либо можно упорядочивать (измеренные на порядковой шкале), либо нельзя упорядочивать (измеренные на номинальной шкале).
Социальная статистика основывается на данных государственной статистической отчетности и социальных обследований — квотных, статифицированных, многоступенчатых выборок. Для разных задач используются выборки разного объема— большие и малые (до 100 ед.). Малые выборки служат базой изучения поведения людей с особыми умственными способностями, особыми культурными запросами.
Главным аналитическим инструментом социальной статистики является обобщающий показатель. Статистические данные, касающиеся жизни общества, относятся к различным областям (это информация и о функционировании экономики в целом, и о развитии отдельных ее отраслей, экономических процессах в отдельных регионах, отдельных субъектах экономики, финансах, состоянии производствен ной инфраструктуры, экологии, как в отдельных регионах, так и об экологии в России в целом). В этом случае возникает проблема выработки таких показателей, которые бы характеризовали уровень социальных параметров населения — показатели социального положения и социального развития.
Социальная сфера развивается под воздействием множества факторов. Подобные факторы можно разбить на группы факторов, к которым относятся:
• экономические, связанные с уровнем социально-экономического развития страны и каждого конкретного региона, особенностями развития социальной инфраструктуры, характеров и типов собственности на предприятиях, распре делительных отношений;
• политические, характеризующие сущность и влияние социальной политики на повышение потенциала социальной сферы, реализацию правовых гарантий в области социального воспроизводства населения, социальную поддержку и помощь депривированным слоям населения, а также социально-политической ситуации на ее развитие;
• правовые, обусловливающие законодательные нормы правоотношения и области регулирования социальных отношений, уровень правосознания населения;
• культурные, определяющие воздействие системы нравственных и культурно-духовных ценностей, норм и традиций, господствующих в обществе, их региональных особенностей на социальные отношения;
• природно-климатические, подчеркивающие особенности естественной среды обитания населения и экологическую ситуацию в регионе и влияющие на стандарты и образ жизни населения;
• социально-демографические, учитывающие численность населения по социальным группам и их половозрастной состав, рождаемость и смертность, ми грацию, занятость, профессионально—квалификационную структуру;
• национально-этнические, определяющие воздействие на социальные процессы в обществе и регионе национального менталитета, интересов, традиций и обычаев;
• социально-психологические, представляющие особенности проявления в социальных отношениях настроений, переживаний, ожиданий населения, их устремлений, личностных и групповых установок.
Качественные и количественные показатели функционирования социальной сферы, с одной стороны, определяются достигнутым уровнем развития отраслей производства и средств потребления, производственной и социальной инфраструктурой, характером производственных отношений, социальной ориентированностью экономики, природно-климатическими условиями. С другой стороны, уровнем образования, ценностными ориентациями людей и нормами потребления.
Количественную и качественную стороны социальных явлений и процессов можно определить при наличии разработанной системы статистических показателей. Статистические показатели — это категории (понятия), которые определяют в количественном выражении определенные общественные явления и процессы. Они измеряют величину (степень), соотношение, через которые выражается количественная сторона общественных явлений.
Одни показатели являются общими как для общероссийского, так и для регионального уровня, а другие служат для измерения социальных явлений или процессов, происходящих лишь на части территории страны. Региональные показатели позволяют отображать региональные особенности развития в виде количественных соотношений, позволяющих сопоставить их с аналогичными показателями других регионов.
Показатели социального положения и социального развития являются совокупностью объективных и субъективных показателей, отражающих эффективность социального воспроизводства населения, социальные предпочтения, нравственные ценности и установки людей, получаемые путем анализа социальной статистики и в ходе опроса жителей региона и экспертов, а также показателями, характеризующими стороны наиболее острых, нерешенных в регионе проблем. Особую группу показателей составляют нормативные показатели перспективно го развития социальной сферы, добываемые в ходе экспертных опросов и из нормативных документов.
Вся система данных показателей может быть разбита на восемь разделов:
1) Социально-демографический (динамика численности населения, включая половозрастную характеристику, рождаемости, смертности, средней продолжительности жизни по различным половозрастным, профессиональным и региональным группам, численности семей, их состава, брачности, разводимости, миграции и характеристика мигрантов, пороговые значения социально-демографических показателей).
2) Социально-трудовой (характеристика трудовых ресурсов и их расстановки, потребностей общественного производства в рабочей силе, динамика занятости и характеристика безработицы населения, условия труда, оплата труда, по роговые значения безработицы, деградации трудового потенциала).
3) Уровня и качества жизни населения (динамика денежных, реальных, средне душевых доходов, потребления товаров, денежных сбережений, соотношения платежеспособного спроса и предложений товаров и услуг, с учетом дифференциации по группам и типам семей, социальные пособия, пороговые значе ния уровня и качества жизни населения)
4) Жилищного обеспечения населения (характеристика жилищного фонда по типу, метражу, принадлежности, благоустройству, потребности улучшения условий проживания, пороговые значения жилищных условий).
5) Здоровья населения и здравоохранения (динамика заболеваемости и ее характеристика, причин смертности, инвалидности, характеристика медицинской инфраструктуры и кадрового обеспечения)
6) Народного образования, культуры, информационных услуг (динамика количества обучающихся, посещающих дошкольные и внешкольные учреждения, характеристика образовательной инфраструктуры и инфраструктуры культуры, кадрового потенциала, пороговые значения образовательных и культурных показателей).
7) Экологической и социальной безопасности (динамика показателей чистоты воды, воздуха, вредных выбросов, материальных затрат на обеспечение экологической безопасности, преступности, пороговые значения экологических показателей и показателей криминогенное).
8) Социально-психологического самочувствия населения (социальные удовлетворенность, ущемленность, тревожность, напряженность, толерантность, конфликтность).
Система региональных социальных показателей хороший инструмент, позволяющим обеспечить потребности региональных органов управления в информации, характеризующей различные стороны социальных условий.

 

2
Большое количество субъективных составляющих и факторов субъективного порядка в социальный информации (такие свойства социальной информации как смысл, ценность, достоверность) и социальной статистики (например, данные социологических опросов) ставят ряд проблем в практической области проведения социальной политики. К подобным проблемам относятся:
• проблема измерения качества жизни населения;
• проблема учета;
• проблемы в обеспечении занятости;
• проблемы в обеспечении социальной защищенности.


- Методики измерения уровня развития общества

Качество жизни измеряется не только доходом Знания, здоровье, незагрязненная окружающая среда, безопасность, политические свободы, широкие возможности проведения досуга — важнейшие условия полноценной жизни, формируемые удовлетворение граждан своей жизнью. Они отнюдь не сводимы к доходам. Экономический рост также не всегда ведет к повышению качества жизни. Простой пример: военные расходы, хотя и обеспечивают рост, далеко не во всем отвечают потребностям и устремлениям большинства граждан.
Проблема измерения качества жизни находится в постоянном внимании международного сообщества и России.
В России основными социальными индикаторами качества жизни на федеральном и регионом уровнях являются:
• величина прожиточного минимума;
• доля населения, находящегося за порогом бедности;
• величина поляризации доходов;
• доля получающих профессиональное образование;
• перечень и объем медицинских услуг, доступных всему населению;
• доля безработных;
• средняя продолжительность жизни;
• детская смертность;
• рождаемость.
На международном уровне для измерения уровня жизни первоначально (1961 год) экспертами ООН были выработаны следующие девять показателей:
1) Здоровье.
2) Потребление продуктов питания.
3) Образование.
4) Занятость, условия труда.
5) Жилищные условия.
6) Социальное обеспечение. Одежда.
8) Рекреация, свободное время.
9) Права человека.
Позднее экспертами ООН разработан интегральный показатель качества жизни в странах мира — «Индекс развития человеческого потенциала» (ИРЧП). Этот индекс рассчитывается на основе показателей, характеризующих следующие аспекты жизни общества:
1) физическое состояние людей, их долголетие (показатель — средняя ожидаемая продолжительность жизни);
2) духовное и интеллектуальное развитие людей — показатель, характеризующий уровень образования, рассчитываемый на основе двух элементарных показателей:
а) доля грамотных среди взрослого населения;
б) удельный вес обучающейся молодежи [147 При расчет ИРЧП для России вместо этого показателя используется показатель — продолжительность образования],
3) материальная обеспеченность людей, т.е. реальные доходы на душу населения (показатель — ВВП на душу населения с поправкой на покупательную способность и равномерность распределения доходов в обществе).
В настоящее время ИРЧП исчисляется практически для всех стран мира, и эти результаты систематически публикуются. Считается, что страны, у которых ИРЧП достигает 80 пунктов и больше, обладают высоким уровнем человеческого развития;
• от 50 до 79 — средним,
• если этот показатель меньше 50 пунктов — низким.
По мнению российских ученых данная методика расчета уровня развития общества дает не вполне точные характеристики при применении ее к расчетам по регионам России. Поэтому для сопоставления между собой регионов России в данную методику вносятся изменения.
Уровень долголетия по регионам России измеряется тем же показателем сред ней ожидаемой продолжительности жизни, что и в международных расчетах. Методику же измерения региональных различий в уровне образования необходимо корректировать по сравнению с методикой ООН. Применяемый при международных расчетах показатель доли грамотных среди взрослых нет смысла использовать внутри России, так как в стране, где до принятия конституции 1993 г. всеобщее среднее образование было обязательным, грамотны практически все взрослые. По этому для оценки достигнутого уровня образования выбран показатель числа лег обучения, приходящихся в среднем на взрослого жителя региона. Показатель рас считывается как средневзвешенная величина долей лиц с высшим (15 лет обучения), незаконченным высшим (13), средним специальным (11), средним (10), незаконченным средним (8) и начальным (4) образованием среди взрослого населения (в возрасте 15 лет и старше).
Наибольшую трудность из-за несовершенства российской региональной статистики представляет оценка уровня доходов населения. Расчеты реального ВВП на душу населения в региональном разрезе не публикуются, оценка денежных доходов населения страдает неполнотой (что же касается ВВП на душу населения, го расчет его в пределах регионов внутри одной страны вообще проблематичен). Кроме того, доходы необходимо соизмерять с ценами на основные товары и услуги, а эти цены сильно различаются внутри такой огромной страны, как Россия. По этому при расчетах приходится использовать комбинированный индекс доходов населения, включающий в себя показатель отношения денежных доходов к прожиточному минимуму (с весом в 2/3) и показатель отношения средней заработной платы и выплат социального характера к прожиточному минимуму трудоспособного населения (с весом в 1/3). Использование двух индексов позволяет также скорректировать данные по доходам на душу населения (из-за методики расчетов Госкомстата данные о доходах явно завышены для Москвы и Санкт-Петербурга, и, наоборот, занижены для регионов юга России). При расчете показателей, превышающих среднероссийский уровень, применялась (как и в международных расчетах) особая методика «сглаживания» резких различий.


- Органы государственной статистики Российской Федерации

Расчет всех индексов в методиках измерения уровня развития общества, приведенных выше, основывается на данных государственной статистической отчетности. Сбором и обработкой подобных статистических данных, в основном, занимаются органы государственной статистики.
Историю российской государственной статистики следует вести от «Высочайшего Манифеста» от 8 сентября 1802 г., в котором было «повелено: каждому Министру в конце года подавать Его Императорскому Величеству через Правительственный Сенат письменный отчет по управлению всех вверенных ему частей».
20 марта 1811 г. создан официальный центр правительственной статистики России — Статистическая часть Российской Империи (Статистическое отделение при Министерстве полиции). Возглавил Статистическое отделение статистик-академик Карл Федорович Герман.
В 1834 г. в Совете Министерства внутренних дел учреждается особое Статистическое отделение. Согласно утвержденным 20.12.1834 г. Правилам о Статистическом отделении при Совете Министерства внутренних дел целью его учреждения было составление подробных и по возможности точных описаний состояния всех частей, подведомственных Министерству внутренних дел. Сверх этого ему поручалось предварительное рассмотрение представленных вновь планов городов, проектов новых разделений губерний и уездов, предположений о городских доходах и расходах и рассмотрение, в хозяйственном отношении, предполагаемых по ведомству Министерства внутренних дел новых зданий.
Основанием статистических работ, поручаемых Канцелярии Статистического отделения, служили сведения, получаемые из департаментов Министерства и от начальников губерний. Правилами предусматривалось, что при производстве статистических работ чиновники должны были всегда начинать историческим обо зрением прежнего состояния описываемой им части, для сравнения его с настоящим. К тексту описаний, когда нужно, прилагались таблицы.
Этими же Правилами во всех губернских городах учреждались статистические комитеты, под председательством гражданских губернаторов.
Губернский статистический комитет собирал сведения, проверял их, приводил в единообразный порядок, вносил их в табели по полученным от Статистического совета Министерства формам либо составлял по этим сведениям точные описания губернии в целом или отдельно некоторых отраслей хозяйства, промышленности и торговли.
В 1837 г. определена и оформлена система годовой отчетности губерний. Круг вопросов, охватываемых ею ранее, был расширен, но социально-экономическая статистика была исключена из основного отчета о состоянии губерний. И только в 1842 г. Министерство внутренних дел значительно расширило программу статистической отчетности губерний, введя в нее данные о важнейших областях экономической жизни (народонаселение, сельское хозяйство, промышленность, торгов ля и т.д.).
В дореформенный период учрежденный при Министерстве внутренних дел по Высочайшему повелению 22 декабря 1852 года Статистический комитет, 4 марта 1858 г. получает наименование Центрального статистического комитета.
Этому комитету предоставляется право требовать статистические материалы по предметам, входящим в круг его действий, не только от Департаментов Министерства внутренних дел, но и от других высших Управлений. Центральному Статистическому Комитету подчиняются по вопросам получения необходимых для него сведений и проверки статистических работ, все губернские статистические комитеты, которым Центральный комитет должен был давать надлежащие наставления и руководства.
Преобразование Статистического комитета при Министерстве внутренних дел в Центральный статистический комитет свидетельствовало об официальном при знании необходимости объединить все статистические работы, проводимые в стране. Существующий при Министерстве внутренних дел по возложенным на не го обязанностям и наделенным правам в части обеспечения Правительства информацией, получения данных, привлечения к работе представителей других ведомств, Центральный статистический комитет утверждался как вневедомственный орган.
Развитию государственной статистики способствовало привлечение к практической деятельности известных статистиков. Статистическое отделение Министерства внутренних дел с 1835 г. по 1852 гг. возглавлял известный статистик К.И. Арсеньев. В 1857 г. в обстановке общественного подъема в России в Статистический комитет пришла группа квалифицированных статистиков, среди них — А.Г. Тройницкий, впоследствии возглавивший Статистический Совет Центрально го статистического комитета Министерства внутренних дел — А.Б. Бушей, много сделавший для становления статистики населения в России, активно работавший в Центральном статистическом комитете, Министерстве финансов — Н.А. Милютин и другие.
В 50-е гг. Министерством внутренних дел выполнен ряд специальных статистических работ, подготовивших в какой-то степени проведение реформы 1861 г. По характеру эти работы можно подразделить натри группы:
· исследования, характеризующие крепостное население России;
· разработка данных о ценах на земли;
· исследования состояния помещичьего землевладения, характера землепользования, крепостных повинностей и задолженностей помещиков.
В 1861 г. в системе государственной статистики проведена первая реформа, за вершившая собой этап организационно-методологического совершенствования работы органов государственной статистики. Вместе с новой организацией управления была изменена и система статистических работ. Данные, собираемые в этот период, содержали сведения о численности населения, податях, произрастании хлебов, о сельских магазинах и народном продовольствии, о фабриках и заводах и о городских доходах и публичных зданиях. Уже в то время органы государственной статистики собирали данные о состоянии экономики и социальной сферы.
Пореформенный период (1861-1917 гг.) вошел в историю как период земской статистики. Огромный статистический материал, собранный и разработанный земскими статистиками, стал надежной основой глубоких исследований экономики пореформенной России, в первую очередь, русской деревни.
С 1864 по 1875 гг. Центральный статистический комитет возглавлял П.П. Семенов-Тяньшанский — известный географ, экономист, статистик, член-эксперт редакционной комиссии по подготовке крестьянской реформы 1861 года. С 1875 по 1897 г. П.П. Семенов-Тяньшанский был председателем Статистического совета. В 1870 г. по его инициативе состоялся съезд статистиков правительственных органов — единственный в дореволюционной России. С именем Семенова-Тяньшанского связан расцвет деятельности русской административной статистики.
С 1862 по 1897 гг. было проведено 98 местных переписей населения в городах (1869 г. под руководством П.П. Семенова-Тяньшанского; 1881 и 1890 гг. — Ю.Э. Янсона; 1882 г. —А.И. Чупрова, И.И. Янжула, А.С. Посникова). Всеобщая перепись населения проводилась по состоянию на 9 февраля (28 января) 1897 г. под руководством П.П. Семенова-Тяньшанского. Учитывались три категории на селения: наличное, оседлое (постоянное) и приписное. Программа переписи включала 14 признаков, использовались три формы переписных листов. Перепись про шла успешно, ее результаты были опубликованы в двух томах «Общего свода по Империи результатов разработки всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 г.» и отдельных томах по губерниям, областям, четырем городам.
Начальный этап советской статистики (1917-1930 гг.) отличался исключительной интенсивностью: проводилось большое число специально организованных статистических переписей и обследований, плодотворно работали различные научные коллективы, был построен первый баланс народного хозяйства, совершенствовалась организационная структура государственной статистики. Плюрализм мнений, концепций, идей, критическое использование достижений зарубежной статистики характеризуют этот период.
В июне 1918 г. созван Первый Всероссийский съезд статистиков, который об судил проект Положения о государственной статистике, представленный П.И. Поповым, возглавлявшим в то время отдел переписи и статистики ВСНХ.
25 июля 1918 г. Декретом Совета Народных Комиссаров «О государственной статистике (Положение)» оформлено создание в стране единого общегосударственного органа— Центрального статистического управления.
Крупным событием в жизни государственной статистики первых лет Советской власти стало проведение в августе 1920 г. сложнейшего комплекса Всероссийских переписей: демографическо-профессиональной переписи населения, сельскохозяйственной переписи и краткого учета промышленных предприятий.
Материалы переписи 1920 г. легли в основу разработки Государственного плана электрификации России (ГОЭЛРО).
Одной из первых фундаментальных работ, выполненных молодой советской статистикой, была оригинальная, сложная в теоретическом, методологическом и практическом отношении разработка первого баланса народного хозяйства за 1923/24 год, составленного по постановлению Совета Труда и Обороны от 21 июля 1924г. ,
В годы Великой Отечественной войны статистика решала огромные задачи по оперативному учету трудовых и материальных ресурсов, перемещению производительных сил страны в восточные районы. После войны роль статистики возросла: развернулись балансовые работы, углубилась теория индексного метода, получили распространение экономико-математические модели и методы.
В 1987 г. по постановлению правительства Центральное статистическое управление СССР преобразовано в союзно-республиканский Государственный Комитет СССР по статистике (Госкомстат СССР), преемником которого стал Госкомстат РФ. В настоящее время российская государственная статистика не только решает текущие задачи обеспечения информационных потребностей общества, но и работает над комплексом проблем с целью ее адаптации к рыночной экономике.
Проведено Всероссийское совещание статистиков в ноябре 1995 г. Разработана Федеральная целевая программа «Реформирование статистики в 1997-2000 годах». Необходимость реформирования российской статистики обусловлена радикальной трансформацией социальной и общественно-экономической среды, изменениями в международной и внутригосударственной сферах:
Вхождение России в мировое сообщество предполагает освоение методов учета, классификаций, показателей и других аспектов методологической базы, используемых в мировой практике. Принятие Конституции Российской Федерации, в которой сделаны акценты на усиление основ федерализма, расширение полномочий ее субъектов, предполагает поиск форм организации работы в целях гармонизации интересов статслужб разных уровней, позволяющей сохранить единое ин формационное пространство. Сохранение целостности статистической системы создает добротные предпосылки совершенствования методологии и принципов обработки и анализа социальной информации.
Интенсивное развитие негосударственного сектора, становление рыночной инфраструктуры, ускорение социальной стратификации населения и другие качественно новые явления, происходящие в реформируемой экономике, обуславливают применение новых методов организации статистического наблюдения, разработку принципиально отличных системообразующих признаков, состава экономических показателей.
Организационной основой реформирования статистики в новых условиях стала рассчитанная на 1993-1995 гг. Государственная программа перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствие с требованиями развития рыночной экономики.
Госкомстат России стал центром не только организации, но и методологии проведения статистических разработок, тесно связанных с переходом к рыночной экономике. Начался процесс реформирования российской статистики.
На первый план выдвинулась задача — решить проблему охвата статистическим учетом быстро увеличивающегося числа хозяйственных объектов в рамках негосударственного сектора экономики.
Система государственной статистики охватывает всю Россию. Органы государственной статистики имеются во всех административно-территориальных образованиях страны. Они собирают и обрабатывают статистическую информацию, по ступающую от сотен тысяч промышленных предприятий, строек, сельскохозяйственных предприятий, десятков тысяч культурных, бытовых и других учреждений и организаций независимо от форм собственности. »
Для обработки всей статистической отчетности, поступившей от указанных объектов, органы государственной статистики России располагают разветвленной сетью компьютерных и коммуникационных средств.
Организационная структура системы государственной статистики ностроена в соответствии с административно-территориальным делением страны и включает три уровня: федеральный, региональный (республики в составе РФ, края, области и национальные округа) и районный (городской).



Госкомстат России руководит организацией учетно-статистических работ на всей территории страны, в частности работой региональных комитетов по статистике, которые выполняют те же самые функции только на своем уровне.
Региональные органы статистики, находясь в непосредственной близости и постоянном информационном контакте с предприятиями и учреждениями, оказывают им практическую помощь в организации учета и отчетности и являются основными источниками информации об их деятельности.
В состав региональных комитетов входят районные (городские) отделения (отделы) по статистике — первичные организации системы государственной статистики. Они собирают и обрабатывают информацию о работе всех сельскохозяйственных предприятий, а также промышленных, строительных, транспортных и торговых предприятий местного подчинения, предприятий бытового обслуживания, органов просвещения и здравоохранения района или города.
Органы государственной статистики работают по единой методике и единому плану статистических работ, которые утверждаются соответствующими выше стоящими органами.

Информационные проблемы обеспечения занятости

Наиболее уязвимое место в информационном обеспечении рынка труда — не предоставление данных о заработной плате работников. С началом рыночных ре форм предприятия (особенно мелкие и средние) стали относить сведения о заработной плате к сфере коммерческой тайны. В статистических публикациях невозможно найти данные о заработной плате по тем или иным профессиям, специальностям и квалификации, необходимые для принятия субъектами рынка труда оптимальных экономических решений.
Для западных стран, публикация подробной статистики о зарплате является нормой, так как это требование Конвенции № 63 МОТ (Международная организация труда) — специализированное подразделение ООН, занимающееся разработкой международной политики и программ с целью содействовать основным правам человека, улучшению условий труда и жизни, расширению возможностей занятости..
, которую ратифицировали большинство развитых стран. В СССР также подобные данные помещались в статистические сборники. Эти данные служат ориентиром в переговорах между работниками и предпринимателями об условиях оплаты труда. В последние годы многие субъекты Федерации обнародуют сведения о прожиточном минимуме, однако большинство населения не знакомо с методикой его определения. Крайне редко в печати приводятся расчеты минимального потребительского бюджета, бюджетов среднего и высокого достатка, статистика по занятости и безработице. Данные о численности, уровне и продолжительности безработицы стали появляться в начале 90-х гг., но зачастую они были неполными и противоречивыми. Публикуемая сегодня статистика, основываясь только на официальных сведениях о численности безработных, искажает реальную картину (по расчетам МОТ, их в не сколько раз больше). В результате рядовой труженик и профсоюзные активисты не всегда могут правильно определить своё экономическое поведение.
В условиях жесткой конкуренции фирмы стремятся расширять границы коммерческой тайны и под предлогом сохранения последней нередко закрывают данные, имеющие немаловажное значение для ищущих работу. Чтобы защитить законные интересы всех субъектов рыночной экономики, государственные органы ряда стран (Россия входит в их число) законодательно установили круг сведений, которые не могут считаться коммерческой тайной. Так, в постановлении Правительства РФ № 35 от 5 декабря 1991 г. «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» указывается, что таковыми не являются учреди тельные документы и Устав, сведения о финансово-хозяйственной деятельности (по установленным формам отчетности), документы о платежеспособности, уплате налогов и обязательных платежах, данные о численности и составе работающих, их заработной плате и условиях труда, о наличии свободных рабочих мест, загряз нении окружающей среды, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения. Однако указанное постановление распространяется главным образом на государственные предприятия, поскольку принималось до начала приватизации. Оно носит декларативный характер, так как не подкреплено механизмом, позволяющим контролировать соблюдение его положений хозяйствующими субъектами.
Важнейшие экономические и социальные последствия информационной асимметрии и неполноты информации на рынке труда:
• неадекватность экономического поведения субъектов рынка труда;
• рост фрикционной безработицы.
Наёмные работники (профсоюзные организации), лишенные необходимой информации о состоянии рынка труда (заработной плате, занятости, безработице), подчас принимают неоптимальные экономические решения. Они оказываются в невыгодном положении при проведении переговоров с работодателями и представителями государства об условиях оплаты труда, нередко предъявляют не вполне обоснованные требования к уровню оплаты труда. Работодатели, в свою очередь, допускают ошибки в кадровой политике, установлении ставок оп латы труда и т.д.
Из-за неполноты информации и несовершенства методов её обработки, анализа и прогнозирования социально-экономических процессов серьёзные просчеты в обосновании политики доходов, заработной платы и занятости допускают и специалисты, работающие в правительственных органах. Например, согласно прогнозу Минтруда России на 1998-2005 гг., доля населения с доходами ниже прожиточного минимума к концу 90-х годов должна была сократиться с 25 до 5%. на самом же деле она выросла почти до 30%.
Причины фрикционной безработицы многообразны, но одна из наиболее весомых — неудовлетворенность уровнем заработной платы. Текучесть рабочей силы, ведущая к фрикционной (текучей) безработице, достигает на российских предприятиях более чем 20-25% среднесписочной численности в годовом исчислении. Так, в Санкт-Петербурге в 1998 г. выбытие работников на крупных и средних предприятиях города составляло 27,4%, в 1999 г. — 26,6% среднесписочной численности работающих. Отсутствие полной информации об условиях работы в других фирмах часто приводит к необоснованным действиям. В результате чего поиск нового места продолжается в среднем до одного месяца, в течение которого люди остаются безработными.
Текучесть рабочей силы наносит определенный ущерб как самим работникам, так и народному хозяйству в целом. Перемещение работников — увольнение и найм на другую работу — требует дополнительных затрат, связанных с снижением производительности труда перед уходом со старого места работы и в начальный период на новом (хотя при определенных обстоятельствах добровольное перемещение рабочей силы позволяет каждому полнее реализовывать свой личностный потенциал и повышать эффективность труда). Если бы работники обладали исчерпывающей информацией о состоянии рынка труда, ставках оплаты труда и условиях на других предприятиях, то многие из них, вероятнее всего, не принимали бы опрометчивых решений о смене места работы. В результате минимизировались бы экономические и социальные потери, связанные с перемещениями рабочей силы, а уровень фрикционной безработицы не вышел бы за свои естественные границы (2-3% экономически активного населения).
Единственный путь преодоления информационной асимметрии — это повышать уровень информационного обеспечения субъектов рынка труда, предоставляя достоверные исчерпывающие данные о спросе и предложении рабочей силы (в целом и по отдельным сегментам рынка труда), структуре занятости и безработицы, цене труда и ставках заработной платы (по профессиям и квалификациям), об условиях труда, социальном обслуживании и т.д. Речь идет не о безграничном, а об общественно необходимом объеме информации, которая может обрабатываться современной компьютерной техникой.
Эффективность такой информационной системы зависит от правильности выбора показателей, характеризующих состояние рынка труда. Для этого их надо классифицировать и дифференцировать с учетом уровня социального партнерства (федерального, регионального, отраслевого, внутрифирменного) и интересов участников двух- и многосторонних переговоров о тарифах, условиях труда, занятости и т.д.
Включение всего многообразия показателей в информационную инфраструктуру рынка труда и реализация требований к объему, качеству, достоверности и доступности информации, минимизация потерь от информационной асимметрии — задачи достаточно сложные. Для их решения необходимо создавать независимые от частных структур некоммерческие информационные центры по проблемам социально-трудовых отношений при трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений на федеральном и региональных уровнях. Деятельность подобных органов могла бы финансироваться на паритетных основах государством, ассоциациями работодателей и профсоюзами.
Но формирование эффективной системы информационного обеспечения рынка труда невозможно без усовершенствования ее правовой инфраструктуры. Необходимо наличие правовых норм, с одной стороны, закрепляющих право всех субъектов рынка труда, в первую очередь, наемных работников и профсоюзов, на получение полной и достоверной информации, необходимой для ведения переговоров и заключения трудовых контрактов, коллективных договоров, региональных (отраслевых) тарифных соглашений, а также предусматривающих меры ответственности за непредоставление необходимой информации или предоставление ложных сведений. Некоторые правовые нормы, касающиеся рынка информационных услуг, в частности, конфиденциальной информации и условий её предоставления, перечня сведений, не являющихся коммерческой тайной, и т.д., целесообразно включить в Гражданский или Административный кодексы. Кроме того, необходимы правовые нормы, регулирующие функционирование рынка информационных услуг, включая систему информационного обеспечения рынка труда.

- Информационные проблемы обеспечения
социальной защищенности

К проблемам, которые необходимо решить в процессе реализации мероприятий социальной защиты, относятся, во-первых, реализация адресности в предоставлении социальной помощи; во-вторых, проблема, порождаемая тем, что мероприятия социальной защиты выполняются различными министерствами и ведомствами и каждое из этих ведомств должно вести учет всех категорий населения, требующих такую помощь.
Это, в свою очередь, порождает проблему хранения и мобильности большого числа данных. Необходима единая информационная база данных для всей России. Однако поскольку учет и реализация функций социальной защиты выполняются на региональном уровне, необходимо продумать систему надежной передачи соответствующей информации по всем регионам России. Возникает проблема агрегации региональных баз данных в федеральную Базы и банки данных, созданные на региональном и федеральном уровне должны быть совместимы, или иметь средства конвертирования одних в другие. Кроме того, возникает ряд проблем технического порядка: скорость пересылки и искажение данных при передачи на большие расстояния, несанкционированный доступ к данным, как во время пересылки, так и в базе данных. Подобные проблемы можно решить только на федеральном уровне с учетом всех региональных особенностей.

-Информационные технологии в реализации
социальной политики

Информационные технологии, применяемые для реализации тех или иных целей социальной политики, можно подразделить на четыре типа.
К первому типу относятся базы и банки данных. Данные технологии при со временном уровне развития программного обеспечения компьютерной техники достаточно легко реализуются. Существующие в настоящее время системы управления базами данных (СУБД) позволяют быстро создать базу данных даже лицам, не имеющим соответствующего базового образования. Ведение баз данных позволяет предельно упростить процедуру учета соответствующего контингента. Повышается мобильность информации о лицах — объектах социальной защиты, что упрощает передачу данных о них в другие ведомства, исполняющих функции социальной защиты (льготы, обеспечение теми или иными предметами социального обеспечения).
Ко второму типу информационных технологий относятся информационно-поисковые системы (ИПС). Помимо оптимизации функций учета данный тип информационных технологий создает удобные средства для построения все возможных отчетов, смет и анализа затрат. ИПС могут достаточно успешно реализовываться средствами СУБД. Однако реализация данного типа информационных технологий требует уже некоторых навыков программирования, так как в этом случае необходимо анализировать поисковый запрос и строить процедуру поиска и построения поискового отчета.
К третьему типу информационных технологий относятся экспертные системы, позволяющие выполнять экспертизу в той или иной области социальной политики. Данные технологии с трудом могут реализовываться средствами СУБД, так как требуют разработки и реализации эвристических алгоритмов в соответствующих областях социальной политики.
К четвертому типу информационных технологий, используемых для реализации целей социальной политики, следует относить системы прогнозирования и моделирования социальных процессов. Существуют богатые теоретические наработки в этой области. Однако реализованных систем в данной области не так много
, так как их реализация требует наличия не только навыков программирования, но и соответствующих знаний.
Информационные технологии в областях, относящихся к сфере социальной политики, могут решить большинство из проблем, возникающих в реализации социальной политики. Однако реальное использование подобных технологий встречает определенные трудности. Субъекты социальной политики, т.е. органы и организации, обеспечивающие выполнения целей социальной политики, как правило, являются бюджетными либо благотворительными организациями, постоянно испытывают недостаток финансовых средств и не могут выступать заказчиками программных и технических средств информационных технологий. Поэтому в России наберется едва ли не более десятка фирм, специализирующихся на разработке и реализации информационных технологий, применяемых в реализации целей социальной политики. Однако привести примеры подобных технологий возможно.

Первый пример — информационные базы Госкомстата.
В основу разработки БДП положены принципы технологии клиент-сервер, что обеспечивает высокую производительность обработки информации в условиях локальных вычислительных сетей (ЛВС) при работе с большими объемами баз данных и интенсивностью обращения к данным.
Банк готовых документов (БГД), применяемый для создания документо-графических баз данных, содержащих некоторую информацию и табличные статистические материалы, обладает широким сервисным потенциалом телекоммуникационных средств (электронная почта статистики и другие средства связи), что обеспечивает управление БГД и актуализацию его баз данных по каналам связи. Пользователю предоставляется удаленный доступ к базам данных, эксплуатирующимся на федеральном (Госкомстат России) и региональном (территориальные органы статистики) уровнях.
БГД обеспечивает экономичную технологию создания и ведения баз данных на ПЭВМ и эксплуатацию информационно-телекоммуникационного узла, дает возможность работать с пользователями по телефонным каналам, в сетях коммутации с протоколом Х.25 и локальной сети, а также в режиме «on-line». 11ри работе с БГД поиск информации осуществляйся по многоуровневому рубрикатору на естественном языке; время реакции на запрос пользователя не превышает 1с; достигается высокая степень сжатия хранимой информации.
Доступ к базам данных Гомкомстата может осуществляться и в глобальной сети INTERNET на сайтах WWW.GKS.RU (сайт Госкомстата) и WWW.RBC.RU (сайт Росбизнесконсалтинга).

Второй пример — использование сети INTERNET для поиска как работы, так и работников. Многие сайты (например, WWW.JOB.RU, WWW.IZRUKVRUKI.RU и др.) имеют специальные разделы, где в оперативном порядке можно поместить запрос на выполнение определенной работы или сведений об ищущем работу. Контакт работодателя и работника осуществляется без каких-либо посредников, напрямую.

Третий пример — использование информационно-поисковых систем в структурах социальной защиты. Известны системы, реализованные СПб НИИ экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов и по заказу Правительства Московской области при участии профессора кафедры Социальной политики РАГС Храпылиной Л.П. Данные системы выполняют весь спектр функций, необходимый для учета, анализа и построения отчетов для нужд службы медико-социальной экспертизы. Основные задачи систем:
• обеспечение формирования и выполнения индивидуальных программ реабилитации на базе:
• учета инвалидов;
• учета потребностей инвалидов;
• предоставления необходимой информации разработчикам и исполнителям индивидуальной программы реабилитации;
• обеспечения координации действий всех участников процесса реабилитации;
• сбор, хранение, обработка и оперативное предоставление информации потребителям различных уровней — федерального, регионального, муниципального, институционального, в том числе и инвалиду, по следующим основным на правлениям:
• текущее информационное обслуживание;
• социальное прогнозирование и планирование;
• комплексное изучение проблем социальной защиты инвалидов;
• проведение многоуровневого анализа различных аспектов проблемы инвалидности;
• подготовка решений по вопросам финансирования комплексных программ реабилитации; планирование развития отраслей реабилитационной индустрии.

Четвертый пример — информационно-поисковые системы по федеральному и региональному законодательству социальной политики, реализованные тульским Проектным конструкторско-технологическим институтом АСУ и НПЦ Интелтек Плюс. Данные системы обладают всеми необходимыми функциями для ввода и поиска информации. База содержит более 700 документов, касающихся вопросов социальной защиты, как федерального уровня, так и регионального. Отличие систем данных организаций заключаются только в поисковом интерфейсе.



3.

l Стимул – внешний побудитель к действию.

l Мотив – внутренний побудитель к действию.

Мотивы порождаются предрасположенностью личности к конкретному поведению (диспозицией), а предрасположенность –есть следствие

сложившихся установок (отношения к чему-либо

Судя по распространению вредных привычек в России, для большинства россиян характерно стремление к элементам не здорового образа жизни.

Например, большинство россиян курят.Основные мотивы курения:

«желание быть как все»,«любопытство»,«желание снять стресс»

Появление конкретных мотивов объясняется сложившимся отношением к чему-либо.

У начинающих курить сначала формируется положительное отношение к курению

Отношение к чему – либо формируется под воздействием информации об этом объекте

Хотя всем известна информация о вреде курения, но на самом деле её объем значительно меньше,чем объем информации об относительной безвредности курения, содержащейся в рекламе.

(Наличие хороших фильтров, легкость сигарет и т.д.)

Информация об относительной безопасности курения формирует к нему терпимое отношение и является стимулом, побуждающим мотивы курения.

Расширенная информация об опасности курения снижает шансы появления таких мотивов и является стимулом к отказу от курения

среди российских детей курят более 50% мальчиков и около 50% девочек

Информация – стимул и к здоровому и к нездоровому образу жизни

Этот стимул используют все агенты социализации.

В том числе деятельность рекламы и СМИ целиком построена на распространении определенной информации.

Поэтому они сами являются стимулами:

стимулы курения – реклама сигарет; фильмы, в которых курит положительный герой и вызывает желание подражать ему

Реклама – это агент социализации, использующий в качестве стимула информацию о возможном вознаграждении :

Кури -и ты получишь удовольствие; кури- и с этим фильтром ты не навредишь здоровью; кури - и будешь эффектно выглядеть.

Именно на обещании подобных вознаграждений построена вообще любая реклама.

Средства массовой информации в целом (а не только реклама) обладают большими возможностями в формировании здорового образа жизни

и других форм социально – желательного поведения