Особенности правовой охраны зелёных насаждений в населённых пунктах
Роль зелёных насаждений для обеспечения охраны естественной среды населённых пунктов чрезвычайно велика. Зелёная растительность обеспечивают население кислородом, очищают атмосферный воздух в населённых пунктах, поглощая большое количество углекислого газа и пыли, обеспечивают понижение шума, являясь естественным защитным экраном вдоль улиц и вокруг других источников шума. Помимо этого, растения населённых пунктов выполняют и культурно-эстетические функции. Они являются объектами эстетического восприятия, привносят разнообразие в однотипность городского ландшафта и способствуют улучшению настроения их обитателей.
Зоны зелёных насаждений населённых пунктов включают в себя: зелёные зоны вокруг населённых пунктов и промышленных объектов; различные категории охранных зон; зелёные насаждения рекреационных зон; прочие зелёные насаждения. В соответствии с ч. 2 ст. 74 Земельного кодекса и п. 27 Порядка разделения лесов на группы, отнесения их к категории защищённости и выделения особо защитных земельных участков лесного фонда, утверждённого постановлением Кабинета Министров Украины № 557 от 27 июля 1995 года, зелёные зоны вокруг населённых пунктов и промышленных предприятий представляют собой леса, лесопарки и другие зелёные насаждения, расположенные за городской (поселковой) чертой вокруг населённых пунктов и промышленных предприятий или поблизости них, выполняющие важные защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные функции и являющиеся местом отдыха населения.
Земли зелёных зон относятся к землям рекреационного назначения и на них запрещается деятельность, препятствующая или могущая препятствовать использованию их по целевому назначению, т.е. для организованного массового отдыха и туризма населения. среди направлений деятельности в сфере сохранения биологического разнообразия нашей страны выделяется разработка и осуществление мер по оздоровлению лесов, входящих в состав зелёных зон городов и других населённых пунктов[4].
Согласно ст. 36 Лесного кодекса леса зелёных зон относятся к первой группе защищённости. Леса зелёных зон подразделяются на лесопарковую и лесохозяйственную (санитарно-защитную) части. Лесопарковая часть, в соответствии с п. 1.4 Правил содержания зелёных насаждений городов и других населённых пунктов, утверждённых приказом Госкомжилкомунхоза № 70 от 29 июня 1994 года, представляет собой лесной массив с элементами паркового благоустройства для массового отдыха населения. К лесопарковой части лесов зелёных зон относятся участки леса, благоприятные для массового отдыха. Выделение зелёных зон производится с учётом конкретных природных условий, размещения промышленных объектов, а также мест массового отдыха населения и пригородных оздоровительных заведений. Нормативы размеров зелёных зон и лесопарковых частей в них определяются Порядком разделения лесов на группы, отнесения их к категориям защищённости и выделения особо защитных земельных участков лесного фонда[5].
В зелёных зонах населённых пунктов ограничено природопользование. В соответствии со ст. 53 ЛК, в лесопарковых частях зелёных зон допускаются только рубки ухода, санитарные рубки, рубки, связанные с реконструкцией малоценного молодняка деревьев, прокладыванием просек, созданием противопожарных разрывов, лесовосстановительные рубки и другие виды рубок охранного характера. Зелёные зоны подлежат изъятию из интенсивного хозяйственного использования. Для них устанавливаются предельно допустимые нормативы нагрузки. Различные категории охранных зон включают в себя: санитарно-защитные зоны; зоны охраны вод; зоны округов санитарной охраны лечебно-оздоровительных территорий; шумозащитные экраны.
Санитарно-защитные зоны представляют собой, как правило, территории занятые зелёными насаждениями с особым санитарно-гигиеническим, санитарно-противоэпидемическим и экологическим режимом, устанавливаемым для предотвращения вредного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека. ДСТУ 2156-93 определяет санитарно-защитную зону как территорию вокруг потенциально опасного предприятия, в пределах которой запрещено проживание населения и ведение хозяйственной деятельности, и размеры которой устанавливаются проектной документацией по согласованию с органами государственного регулирования безопасности в соответствии с государственными нормативными документами[6].
В соответствии со ст. 68 ЗК, в пределах санитарно-защитных зон жилищное строительство запрещается. Санитарно-защитные зоны являются защитными экранами от шумового воздействия на естественную среду поселения и от загрязнения атмосферного воздуха. В ст. 25 Закона «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что для охраны атмосферного воздуха в районах жилой застройки, массового отдыха и оздоровления населения при определении мест размещения новых, реконструкции действующих предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние атмосферного воздуха, устанавливаются санитарно-защитные зоны. В соответствии с п. 5 Санитарных правил, санитарно-защитная зона устанавливается в пространстве между вредоносными источниками и пределами жилой застройки. На внешних пределах санитарно-защитной зоны состояние естественной урбанизированной среды не должно превышать установленных гигиенических нормативов. В санитарно-защитных зонах не допускается размещение учебных заведений, спортивных сооружений и водоохранных зон, а также использование санитарно-защитных зон для сельскохозяйственных целей и размещение на их территории предприятий пищевой промышленности.
Конкретные размеры санитарно-защитных зон, их правовой режим устанавливаются нормативными актами локального характера на основании законодательных актов, государственных санитарных и строительных норм. Так, например, особые требования к правовому режиму санитарно-защитных зон предусматриваются законодательством об отходах, о радиационной безопасности, государственными санитарными правилами для отдельных категорий предприятий и вредоносных источников[7].
Зоны охраны вод, в соответствии с главой 18 Водного кодекса, подразделяются на: водоохранные зоны; прибрежные защитные полосы; полосы отвода; береговые полосы водных путей; зоны санитарной охраны. Следует отметить, что ст. 78 ЗК предусматривает образование защитных лесонасаждений в зонах охраны вод для обеспечения сохранности и улучшения состояния водных ресурсов.
Зоны округов санитарной охраны лечебно-оздоровительных учреждений, в соответствии с п. 29 Порядка деления лесов на группы, отнесения их к категории защищённости и выделения особо защитных земельных участков лесного фонда, представляют собой леса, находящиеся в пределах округов санитарной охраны лечебно-оздоровительных территорий, выделенных в установленном порядке. Эти зоны подразделяются на три категории защищённости. Зоны округов санитарной охраны устанавливаются в соответствии со ст. 62 Закона «Об охране окружающей природной среды» и ст. 73 ЗК. Этими законодательными актами установлены ограничения на проведение деятельности в этих зонах, не совместимой с оздоровительными целями. Требования к правовому режиму зон округов санитарной охраны лечебно-оздоровительных учреждений предусмотрены Государственными санитарными правилами размещения, устройства и эксплуатации оздоровительных заведений, утверждёнными приказом Минздрава № 172 от 19 июня 1996 года. Применительно к отдельным зонам округов санитарной охраны устанавливаются специальные нормы. Так, например, Положение о санитарной охране Скадовской медицинской зоны в пределах Скадовского района, утверждённое постановлением Кабинета Министров № 703 от 18 мая 1998 года, устанавливает особенности правового режима зоны округа санитарной охраны Скадовской медицинской зоны.
Шумозащитные экраны представляют собой зелёные насаждения в населённых пунктах, расположенные вдоль автомобильных и железных дорог, предприятий и других источников шума. Если вокруг вредоносных объектов установлены санитарно-защитные зоны, то шумозащитные экраны устанавливаются в пределах этих зон. Шумозащитные экраны устанавливаются в соответствии с санитарными, строительными нормами и государственными стандартами в сфере защиты от шумового воздействия.
Зелёные насаждения рекреационных зон в населённых пунктах – это зелёные насаждения, произрастающие на их территории, которые предназначены для организованного массового отдыха населения и туризма. В соответствии со ст. 63 Закона «Об охране окружающей природной среды», на территории этих зон запрещается осуществление деятельности, отрицательно влияющей на естественную среду поселения или препятствующей использованию их по целевому назначению, в частности, запрещается изменение естественного ландшафта в этих зонах.
Согласно п. 1.4 Правил содержания зелёных насаждений городов и других населённых пунктов, зелёные насаждения рекреационных зон отнесены к зелёным насаждениям общего пользования. Насаждения общего пользования – это озеленённые[8] и упорядоченные территории, предназначенные для отдыха городского населения, со свободным доступом. К ним относятся: городские и районные парки, парки культуры и отдыха, сады жилых районов и групп жилых домов, скверы, бульвары, набережные, лесопарки, лугопарки, гидропарки и т.п. Правила устанавливают и требования к правовому режиму использования насаждений рекреационных зон. Лица, виновные в нарушении правового режима использования и охраны зелёных насаждений рекреационных зон несут ответственность в соответствии с законодательством. В частности, постановлением Кабинета Министров Украины № 559 от 8 апреля 1999 года установлены таксы для определения размера вреда, причинённого зелёным насаждениям в пределах городов и других населённых пунктов.
Городские леса относятся к особо охраняемой категории лесов первой группы. Все зелёные насаждения как городского, так и внутриквартального значения образуют городской зелёный фонд. Согласно ст. 78 ЛК запрещается проводить в городских лесах заготовку древесины в порядке проведения рубок главного пользования, заготовку живицы, древесных соков, лесной подстилки, пастьбу скота и другие виды лесопользования, не совместимые с проведением культурно-оздоровительных мероприятий и организацией отдыха населения. Правила охраны электрических сетей, утверждённые постановлением Кабинета Министров Украины № 209 от 4 марта 1997 года, предусматривают нормы пространственных разрывов между зоной городских лесов и электрическими сетями.
Прочие зелёные насаждения, в соответствии с Правилами содержания зелёных насаждений городов и других населённых пунктов Украины, подразделяются на зелёные насаждения ограниченного пользования и зелёные насаждения специального назначения. Зелёные насаждения ограниченного пользования представляют собой насаждения на территории общественных и жилых зданий, насаждения отдельных граждан, школ, детских заведений, спортивных и оздоровительных сооружений и т. п. Зелёные насаждения специального назначения – зелёные насаждения выставок, объектов природно-заповедного фонда, кладбищ, питомников, цветниковых и зелёных хозяйств и прочие насаждения. Правовой режим использования и охраны этих зелёных насаждений определяется их собственниками и специальным законодательством.